Гульфина Сахибгареева
Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно -патриотическое воспитание средствами музыки»
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания, как человеческого чувства.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание средствами музыки» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Работа по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста - процесс длительный и сложный. Работа не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Она должна проходить в основном в совместной деятельности. Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого, формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель.
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта. Системные работы по патриотическому воспитанию строится через организацию интегрированных занятий, развлечений, творческих встреч, праздников.
В своей работе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников я опираюсь на труды и методики Н. Ветлугиной, Б. Асафьева, О. Радыновой, Е. Дубровской, Э. Костиной.
Нравственно –патриотическое воспитание ребёнка дошкольника — это прежде всего воспитание любви и уважения к матери. А как ждут дети мамин праздник! С каким настроением они разучивают песни о маме, бабушке. Сколько нежности и тепла вкладывают в свое исполнение. Ведь они поют о самых любимых людях! Особенно нравится детям, когда мамы, бабушки являются непосредственными участниками праздника. Помимо этого, в ДОУ стало традицией отмечать День Матери, который проводится в ноябре.
Тема «Родная природа»
Чувство любви к родной природе еще одно из слагаемых патриотизма.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогает детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. На занятиях я использую произведения, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц: «Жаворонок», муз. М. Глинки; ««Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл «Карнавал животных» Сен-Санса. помимо этого в разделе слушания музыки программой предлагаются произведения, характеризующие образы природы: П. Чайковский цикл «Времена года», С. Прокофьев цикл «Детская музыка», С Прокофьев симфоническая сказка «Петя и волк», Э. Григ сюита «Пер Гюнт» и множество других музыкальных произведений для детей.
Дети слушают «пение птиц», затем сами могут сочинить песенку птички; восхищаются красотой, грациозностью рыбок и сами танцуют, как рыбки, импровизируя. В нашем детском саду проводятся сезонные праздники :«Осенины», «Новый год»,«Весна -красна», «Лето-красное». Где дошкольники поют песни про природу
Тема: «Родной посёлок. Родная страна»
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Через народные песни и танцы в детях воспитывается чувство патриотизма национальной гордости. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем. Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в качестве распевания. Народную музыку использую для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок, игре на русских музыкальных инструментах и т. д. Русская народная музыка постоянно звучит при выполнении движений во время оод и во время утренней гимнастики. Разнообразие мелодий обогащает музыкально- ритмические движения детей. Прослушивают и поют такие песни, как «Веснянка», «Как у наших у ворот», «Во кузнице». Играют на народных инструментах «Светит месяц», «Ах вы, сени, мои сени», «Пойду ль я, выйду ль я». Водят хороводы «Во поле береза стояла», «Красный сарафан». Играем в игры «Плетень», «Барашеньки», «Калинка». Исполняем танцы «А я по лугу», «Кадриль», «Русский перепляс». Систематически ведётся работа с воспитателями. Они знакомятся не только с песнями, музыкально - ритмическими движениями, которые придётся разучить с детьми, мы формируем умение воспитателей исполнять на музыкальных инструментах простые мелодии и ритмы: аккомпанировать на металлофоне, ложках, трещотках, и др. во время спектаклей, инсценировок, сказок, исполнения детьми русских народных песен. Свои умения мы используем в совместной деятельности детей и педагогов. Кроме того, в детском саду воспитателей являются активными участниками наших мероприятий, их выступление можно услышать на многих наших праздниках, развлечениях и занятиях. В данном случае дети имеют возможность слушать живую музыку. Необходимо добиваться того, чтобы дети являлись не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и развлечениям. Ежегодно проводим праздник «День Республики Башкортостан. Большое место в приобщении детей к народной культуре у нас занимают народные праздники и традиции. В ДОУ проводятся традиционные фольклорные развлечения Сабантуй», «Грачиная каша», «, «Шежере байрам»,«Масленица» Песни на башкирском языке конечно же мы не поем. В основном разучиваем элементы башкирского танца, башкирские игры,беру произведения для слушания из сборника Мухамедзянова. «Музыка в детском саду»,так же использую во время зарядки.
Тема «Защитники Отечества»
В ДОУ проводится множество праздников, связанных с патриотическим воспитанием детей. Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями. Каждый временной цикл заканчивается тематическим праздником или развлечением.
Ежегодно мы проводим военно-патриотическую игру «Зарница»
Говоря о защитниках нашей Родины, нельзя оставлять без внимания и тему Великой Победы. Здесь мы раскрываем величие подвига советского народа. День Победы - великий праздник нашего народа. Мы вновь и вновь отдаем дань глубокого уважения нашим отцам, дедам и прадедам за их подвиг на полях сражений и в тылу. А наш долг – помнить об этом и передавать память о нем поколениям, возросшим в мирные годы. На музыкальных занятиях знакомим детей с патриотическими песнями тех времен и о тех временах, проводим беседы о подвигах советского народа в годы войны. Музыкальные произведения, сопровождающие эти мероприятия («Гимн РФ», «Прощание славянки», «Катюша», «Смуглянка», «Синий платочек» и т. п., погружают детей в особый пласт патриотических чувств, который является общей важной культурной составляющей каждого российского гражданина. На празднике, посвященном Дню Победы дети «по – настоящему» играют в военных, маршируют в почетном строю, поют военные, патриотические песни, выполняют различные перестроения.
Ежегодно проводим акцию «Бессмертный полк»
В работе применяю презентации. Дети знакомятся со слайд - презентациями, слайд-шоу, фотографиями, видеофильмами.
Примерный видеоряд:
• «Времена года»
• «Московский Кремль»
• «День Победы»
• «Животные мира»
• «Музыкальные инструменты»
• «Защитники Руси» и другие,
• «Башкирские музыкальные инструменты»
• «Природа родного края»
которые в сочетании с музыкальным сопровождением доставляет детям огромную радость, восторг, вызывает эмоционально-положительный отклик в их душах.
Безусловно, патриотическое воспитание дошкольников должно сопровождаться музыкой, потому что встреча с музыкой поражает воображение детей, помогает воспринимать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас с вами зависит, какими будут наши дети, что они унесут из детства.
Пусть это будет богатство души, полученное от общения с высоким искусством – музыкой, и нашей с Вами общей истории.
Предлагаю посмотреть небольшие видеофрагменты
Детство – прекрасная пора, беззаботное, замечательное время. Там живут дети, маленькие, хрупкие и очень доверчивые, любознательные, задорные, веселые. Они смотрят на мир широко открытыми глазами. В этом мире они не одни. С ними рука об руку идем мы взрослые, опора, надежда, вера, для каждого маленького человека. Маленькие, беззащитные, они верят в нас взрослых, доверяют нам, любят нас. Мы, взрослые, тоже любим наших детей, не правда ли, и должны им это показать. Любовь, взаимопонимание, доверие, важные качества, которые живут в стране «Детство»