Людмила Рожкова
Опыт работы «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»
Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории: Рожкова Л. П.
2016-2017 год.
Публикация «Опыт работы „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Темочки
Актуальность темы: Патриотизм у каждого ребенка формируется индивидуально, он связан с духовным миром человека. И задача педагога сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Поэтому воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства. Важно показать детям, что родной край славен своей историей, традициями, лучшими людьми. Продолжением работы будет знакомство с другими городами страны, Россией. Кыштовка – частица большой Родины.
Необходимо создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое и патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным селом, краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данного проекта.
Исходя из вышеизложенного, я определила актуальность данного проекта, которая характеризуется тем, что одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного села, края. Необходимость развития интересов дошкольников по патриотическому воспитанию связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном селе и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к России.
Цель проекта: формирование у детей духовно - нравственно – патриотических чувств. Воспитывать у дошкольников любовь к малой Родине – своему селу.
Задачи проекта:
1. Воспитывать любовь к родному селу.
2. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий и дел для родного города.
3. Знакомство детей с традициями села, с народным творчеством.
4. Учить детей принимать участие в обсуждении проблем села.
5. Способствовать активному сотворчеству детей и их родителей, делая упор на совместную деятельность дома, в детском саду.
Решение поставленных задач повлекло за собой поиск расширенного содержания и разных форм работы через взаимосвязь различных видов деятельности с опорой на развитие совместного творческого потенциала педагогов, детей и родителей. Работа проходит через все образовательные области, через все адекватные возрасту формы работы с детьми.
Задачи проект реализуются в игровой деятельности (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, театрализованные) «Моя семья, моя родословная», «Путешествие по родному селу», и т. д.
Совместное творчество развивает у детей элементарные общепринятые нормы и правила взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Ручной труд: изготовление атрибутов для подвижных игр, театрализованных – фольклорных игр.
Целевые прогулки по нашему селу, природа нашего села, экскурсии по памятным местам, посещение краеведческого музея.
Составление рассказов на тему «С кем я живу», «Мое село», составление альбомов: «Моя семья», «Что означают наши имена» и др, сотворчество детей и родителей.
Знакомство с малыми фольклорными формами; чтение познавательной литературы о родном крае. Знакомство с творчеством поэтов земляков. В рамках проекта были проведены праздники и развлечения. «Светлая Пасха», «Масленичная неделя», «Рождественские калядки»и д. р.,
Праздник «День Победы», в котором принимали участие и дети и родители.
Я учила детей хранить память о павших во время ВО, уважать людей старшего поколения, заботиться о них ; формировать представления о героях войны и о том как сейчас люди помнят и чтят ныне живущих. Вместе с музыкальными руководителями организовали концерт ко дню Победы для ветеранов и тружеников тыла нашего села «Встреча поколений», где дети дарили свои выступления и подарки сделанные своими руками людям старшего поколения.
Совместно с музыкальным руководителем и родителями организовывала фольклорные развлечения, праздники, знакомила детей с народными инструментами, играми, песнями, плясками, песенным фольклором, инсценировала хороводы, песни.
Оформление выставок – сотворчество родителей, детей и педагогов.
Рисование, аппликация, нетрадиционные техники рисования/ на тему «Мое село», «С кем живу», «Моя улица», «Дню Победы – Слава!», «Елочка – красавица».
Для реализации задач нравственно -патриотического воспитания в нашей группе созданы необходимые условия.
Оформлены уголки по нравственно-патриотическому воспитанию, : «Люби и знай – родной свой край», выставки рисунков «Мой край», тематические папки «Земляки-герои», «История города», для родителей оформлялись выставки «Пасха» «День Победы» «Весна пришла», «Наша дружная семья»
В саду существует мини – музей «Русская изба», где собран краеведческий материал по ознакомлению с бытом русского народа; имеются предметы народного декоративно-прикладного искусства; дидактические и сюжетно-ролевые игры патриотической направленности; наглядно-иллюстрированный материал: "Предметы старины", "Как жили люди на Руси"; организуются выставки детского творчества.
Работа в данном направлении и расширение воспитательного пространства определило необходимость постоянного контакта с родителями воспитанников. Для этого я составила план работы, благодаря которому старалась привлечь и заинтересовать родителей внедрением разнообразных форм работы с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию :
-Провела анкетирование
-Родительское собрание «Прошлое и настоящее нашего села»-Вниманию родителей были представлены информационные стенды (папки-передвижки, стенгазеты) «Из истории нашего села», «День Победы», консультации.
- Активное участие родители приняли в сборе краеведческого материала разной направленности.
-Участвовали в выставках рисунков, в фотовыставках, в совместных развлечениях, праздниках.
-составляли родословную, изучали историю семьи, боевое прошлое своих родных; приняли участие в составлении семейных альбомов.
Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей; учреждений социума (музея, библиотеки, школы и т. д.) можно говорить об успешной реализации проекта патриотической направленности.
По результатам анализа работы в направлении нравственно-патриотического воспитания, можно сделать вывод: наши дети достаточно хорошо информированы о культурно-исторических ценностях нашего края; у дошкольников сформированы представления об историко-культурных, национальных, географических, природных особенностях родного города. И с полной уверенностью можно сказать, что наши дети любят свой край.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию будет продолжаться.
Для нас это не столько самоцель, сколько образ жизни. И мы стараемся, что бы и для наших воспитанников и их родителей данная работа стала одной из главных составляющих их жизни.