Анна Губская
Нравственно-патриотическое воспитание детей в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С. Лихачёв)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей в первой младшей группе» размещена в разделах
Очень актуально сегодня звучат слова Н. А. Добролюбова:
«Разумное воспитание требует, чтобы уже в самом раннем возрасте, еще прежде, чем дети станут хорошо сознавать себя, внушалось им стремление ко всему доброму, истинному. Ранние привычки будут служить основанием, на котором строится жизненное знание нравственности и благородства».
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Психика детей этого возраста очень пластична, поэтому из них можно «вылепить» что угодно, главное, знать, на какие точки воздействовать. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх, а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет мама, с прибаутками, потешками. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Если в семье есть свои, присущие только ей привычки, такие как праздновать вместе Новый год, дни рождения, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать; то это все постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка, как самые приятные и дорогие воспоминания, которые хочется пережить снова.
Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка ложится на сотрудников детского сада.
Целью педагогического сопровождения по патриотическому воспитанию является создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Задачами нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста являются:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- развитие чувства ответственности;
- формирование у детей сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- ориентировка родителей на патриотическое воспитание детей.
- побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Работа по патриотическому воспитанию проводится в группе каждый день, она систематична, интегрирована в различные виды деятельности, на занятиях, в играх, в труде, в быту.
- специально организованные занятия
- игры-беседы
- наблюдения
- чтение художественной литературы (потешки, песенки, сказки)
- сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические игры
- тематические праздники, развлечения
- рассматривание иллюстраций
- трудовая деятельность
- народные игры
Основная цель работы с детьми раннего возраста - ознакомление их с ближайшим окружением, т. е. с теми предметами, что окружают детей в жизни : растения участка и группы, домашние животные.
Хорошим средством воспитания является организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т. д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр является взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста совершаем прогулки по территории детского сада и игровой площадке, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая погодные и сезонные изменения.
Ознакомление детей с окружающим миром происходит через рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы.
Универсальным и очень эффективным средством для патриотического воспитания малышей считаем дидактические, которые можно так же включить и в другие виды деятельности: в трудовую, творческую или включить в занятие (учебную). Рассмотрим дидактические (социально-нравственные) игры, которые решают задачи патриотического воспитания именно в младшем дошкольном возрасте. Так как в этом возрасте всё патриотическое воспитание сосредоточено вокруг ближайшего окружения ребёнка, поэтому и игры подбираем те, что связаны с семьёй и детским садом.
Игра «Мой адрес» (к концу младшего дошкольного возраста ребёнок должен знать свой адрес)
Цель игры: Закрепить знания об адресе местожительства детей.
Оборудование: мяч
Ход игры: В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с несколькими детьми. Ведущий (взрослый) по очереди бросает мяч детям и произносит: Я живу в городе? Или Я живу на улице? Или: Я живу в доме №? Или: Я живу в квартире №? Или: я живу в стране под названием? Рядом с моим домом находится? И т. д. Играющий, который поймал мяч, должен продолжить фразу и вернуть мяч ведущему. Тот бросает мяч другому ребёнку и игра продолжается. Вопросы можно повторять.
Игра «Наш детский сад» (Эта игра подходит и для второй младшей группы детского сада. Проводится после комплекса занятий по окружающему миру, посвященных знакомству с детским садом и после ряда экскурсий по детскому саду.)
Цель игры: закрепить знания о детском саде, о его сотрудниках; воспитывать уважительное отношение к старшим, к сотрудникам детского сада и их труду.
Оборудование: Фотографии детского сада, помещений детского сада и игровых площадок, а так же сотрудников (воспитателей, заведующей, методиста, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, руководителя ИЗО (если есть, повара, завхоза и т. д.).
Эта игра требует предварительной работы: проведение экскурсий по детскому саду, рассматривание фотографий с изображением площадок детского сада, группы и других помещений (кухни, спортивного зала, музыкального зала, методического кабинета, медицинского кабинета и т. д.).
Ход игры: Первый вариант игры заключается в том, чтобы дети, увидев фотографию, определили, что за место детского сада изображено. Воспитатель поочерёдно достаёт картинки, а дети должны угадать, где это находится и назвать, что там делают.
Во втором варианте игры необходимо разместить сотрудников детского сада по своим рабочим местам. Воспитатель предлагает детям фотографии разных мест детского сада и фотографии сотрудников, а детям нужно определить, кто, где работает. Например, повар – на кухне, музыкальный руководитель – в музыкальном зале, и т. д.
Игра «Добрые слова»
Цель игры: Закреплять умение детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать доброжелательность, положительное отношение друг к другу.
Оборудование: картинки с изображением различных жизненных ситуаций (например, мальчик толкнул девочку в лужу, дети делятся конфетами, спасатель спас котёнка и отдаёт его детям и т. д.).
Ход игры: Ведущий (взрослый) достаёт поочерёдно картинки с сюжетами. Все участники игры рассматривают картинки и определяют, какие «добрые слова» необходимо сказать в увиденной ситуации. За каждый правильный ответ ведущий выдаёт фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше всех фишек.
Игра «Как я дома помогаю»
Цель игры: Воспитывать заботливое отношение к членам семьи
Оборудование: в первый раз можно использовать сюжетные картинки с разными видами хозяйственно-бытовой деятельности для подсказки. Позже можно играть без картинок
Ход игры: Дети по очереди называют домашние дела, в которых принимали участие дома. Разрешается называть и ту деятельность, которую они просто наблюдали, но хотели бы в ней поучаствовать. Выигрывает тот, кто назовёт больше дел.
Игра «Дружная семейка»
Цель игры: Воспитывать интерес к своей семье, уважительное отношение к членам семьи. Развивать умение рассказать о членах своей семьи.
Оборудование: разноцветные силуэты детских ладошек, фишки с изображением мамы, папы, дедушки, бабушки и ребёнка (по количеству играющих)
Ход игры: В начале игры проводится пальчиковая игра «Дружная семья» :
(пальцы ребёнка зажаты в кулак)
Этот пальчик – дедушка (отгибается большой палец руки);
Этот пальчик – бабушка (отгибается указательный палец руки);
Этот пальчик – папочка (отгибается средний палец руки)
Этот пальчик – мамочка (отгибается безымянный палец руки);
Этот пальчик – я (отгибается мизинец)
Вот и вся моя семья! (все пальцы разжимаются и сжимаются в кулак)
Ребёнку предлагается выбрать ладошку понравившегося цвета и «расселить» на ней дедушку, бабушку, папу, маму и себя. Выкладывание персонажа можно сопровождать стихом об этом члене семьи или рассказом о нём
Игра «Профессии»
Цель игры: Продолжать знакомить детей с профессиями людей. Воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и их деятельности.
Оборудование: Карточки с изображением человека – представителя профессии, знакомой детям младшего дошкольного возраста (Доктор, учитель, военный, повар, музыкант, художник, военный и т. д., и карточки с атрибутами для этой профессии (по 4 для каждого представителя).Например, для врача – градусник, укол, таблетки, фонендоскоп; для учителя – парта, тетрадь, доска с мелом, глобус; для повара – половник, кастрюля, тарелка, нож с разделочной доской и т. д.
Ход игры: Детям предлагается весь набор карточек. Каждый ребёнок выбирает себе представителя профессии, которая ему понравилась, называет эту профессию, и рассказывает кратко, чем этот человек занимается на своей работе. Затем из общей массы выбирает предметы, которые помогают ему осуществлять свою профессиональную деятельность. Выигрывает тот, кто без ошибок подберет все предметы.
Для патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста отлично подойдёт организация сюжетно-ролевой игры «Семья». Благодаря ей дети создают для себя образ семьи, отражают все взаимоотношения в семье, учатся ставить себя на место своих родителей, что способствует воспитанию уважения к старшему поколению.
Работая с детьми раннего возраста, большое внимание педагоги детского сада уделяют понятию «семья», проводят этические беседы о семье, о близких родственниках. Совместно со взрослыми дети готовят подарки для родных и близких к праздникам 23 февраля, 8 марта, Пасха красная, День Победы. Воспитатели организуют беседы с детьми («Мой папа», «Моя мама», «Дом моей бабушки», «Как мы отдыхали с папой и мамой», дидактические игры («Чей малыш», «У кого какая мама», пальчиковые игры («Семья», «Сорока Белобока», «Этот пальчик дедушка», сюжетно-ролевые игры («Семья», «Дочки-матери», «Уложим куклу спать», «Чаепитие», разучивают песни и стихи о маме и семье.
Следующим средством приобщения ребёнка к детскому саду и патриотического воспитания является организация и проведение праздников. В детском саду часто проводятся фольклорные праздники и развлечения, на которых уже с раннего детства происходит знакомство с традициями народа.
Ещё одно средство реализации нравственно-патриотического воспитания – ознакомление малышей с народными играми. Чаще всего это подвижные игры. Педагогами систематически планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Дети знакомятся с русскими народными сказками, потешками, прибаутками. Подобные игры помогают знакомить детей с русскими народными обычаями, развивают нравственные и патриотические чувства. В игре ребёнок отображает труд взрослых, окружающую жизнь, в игре развивается первое чувство дома.
Богатый материал для воспитания патриотических чувств - устное народное творчество. Очень сложно строить будущее, не зная прошлого. Оно знакомит нас с вековой историей земли русской, жизнью и бытом наших прадедов, народной культурой. С первой младшей группы, когда дети только пришли в детский сад, с первого умывания, они слышат речь взрослых, слышат добрую потешку «Водичка-водичка», так в детях воспитывается аккуратность, опрятность, стремление к чистоте. Чтение потешки «Пошёл котик на торжок», способствует развитию у детей желания делиться друг с другом. Потешка «Сорока-сорока» воспитывает трудолюбие, желание помогать ближнему.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. К. Д. Ушинский писал: «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно великий педагог подчеркивал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».
Так, например, рассказывая сказку «Курочка Ряба», воспитатель в доступной форме старается научить детей сопереживать близким. Народная сказка «Волк и семеро козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, а сказка «Теремок» – дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Несколько блоков. Все блоки связаны между собой:
1.«Моя семья»
2.«Мой любимый детский сад»
3.«Моя малая родина»
4.«Культура и традиции»
5.«Будем родине служить»
Первый блок «Моя семья»
Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно- патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относится к памяти прошлого, к своим историческим корням. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в доме. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения от воспитателя, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумения. Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. В беседах обращается внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Объясняем детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме. В течение года расспрашиваем детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагаем принести семейные фотографии, рассказать о членах семьи. Дети понимают, что они не одни, у всех есть семья – это папа, мама, Я. (братья и сестренки, бабушки и дедушки) Дети учатся называть имена членов своей семьи
Большое значение имеют семейные экскурсии по городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений и т. д.
Учимся играть в с/р игры «Семья», «Накроем стол для гостей», «День рождения», «Моя дружная семья». «Детский сад» и др. Дети узнают, что в каждой семье есть свои традиции, их нужно знать и соблюдать. Развивается доброжелательное отношение детей к близким людям – любовь к родителям, к своему дому.
Второй блок «Мой любимый детский сад».
Развитие представлений у детей о положительных сторонах детского сада. Дети проводят в дошкольном учреждении много времени, поэтому важно показать им, что как в семье, так и в детском саду есть взрослые, которые любят и заботятся о них. В начале учебного года дети знакомятся с помещениями группы и их назначением, с предметами, находящимися в группе. Знакомя детей с трудом сотрудников детского сада, подчеркивается забота о детях. В детском саду есть добрые, заботливые люди – воспитатели. Они знают много интересного, могут научить лепить, рисовать, они читают детям книги, играют с ними. Есть няня – она наводит чистоту, кормит детей. Детей приучают бережно относиться к окружающим их предметам, растениям, ко всему живому. В детском саду много друзей и игрушек. Дети учатся играть, не ссорясь, делиться игрушками, помогать друг - другу, вместе радоваться успехам. В нашей группе формируется традиция «День Рождения». Вместе учимся поздравлять именинника с днем Рождения, дарим подарки. Дети знакомятся с праздниками: «Новый год»; «23 Февраля»; «Масленица»; «8 марта».
Учатся петь песни, рассказывать стихи с помощью взрослых, водить хоровод. Большое внимание уделяется работе с книгой – знакомство с устным народным творчеством: потешки, песенки, сказки. Мы, читаем, поем, рассматриваем иллюстрации, учимся пересказывать русские народные сказки. Произведения устного народного творчества не только забавляют, развлекают, успокаивают, но и формируют любовь к традициям своего народа. Дети знакомятся с народным творчеством на примере народных игрушек: матрешкой, с дымковской игрушкой.
Для детей создана тёплая, уютная атмосферы в группе, чтобы каждый ребёнок был наполнен радостью, улыбкой, добрыми друзьями, весёлыми играми, так как именно в игре и совместном труде проявляются поведение детей, взаимоотношения со сверстниками. У детей формируется образ Я. Дети общаются друг с другом, называют друг друга по имени, учатся здороваться и прощаться. Называют имя и отчество воспитателей. На занятиях и в повседневной жизни проводятся беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мы - друзья», «Правила, по которым мы живём».
Третий блок: «Моя малая родина»
Воспитание любви к Родному городу — одна из задач патриотического воспитания детей. Детям младшей группы трудно еще представить себе, что такое город. Поэтому рассказывается детям, что в городе много домов, они расположены на определенных улицах, улицы длинные, у каждой улицы свое название, у каждого дома и каждой квартиры свой номер, поэтому люди легко находят свои дома и квартиры. Во время прогулок экскурсий учить детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться. В уголке патриотического воспитания находятся фотографии самых главных достопримечательностей родного города, тех мест, где большинство детей могли уже побывать с родителями. Ведутся беседы с детьми после праздников, обращаю их внимание на красиво украшенный город.
Четвертый блок «Культура и традиции»
Знакомить детей с бытом и традициями родной страны. Вызвать интерес к русским традициям: гостеприимство, почитание родителей. Знакомить с видами устного народного творчества: считалочки, пословицы и поговорки, загадки, потешки. Знакомить с историей возникновения народных игрушек.
Пятый блок «Будем Родине служить».
Рассказать о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину. Знакомить с некоторыми родами войск. Рассказать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Прививать детям такие важные понятия, как «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и т. д.
Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию
Блок «Моя семья»
1. Дидактическая игра «Кто главный?» Цель: учить детей называть членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.
2. Дидактическая игра «Как зовут членов семьи». Цель: закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье
3. «Маленькие помощники». Цель: подводить детей к пониманию, что нужно помогать родным людям и дарить им свою любовь; учить детей рассказывать о своей помощи в своей семье; развивать связную речь, мышление.
4. Сюжетно-ролевая игра «Семья» Цель. Побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Материал: куклы, мебель, посуда, ванночка для купания, строительный материал, игрушки животные.
5. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери». Цели: учить детей принимать на себя роль мамы и папы; учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет; воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли
6. Дидактическая игра «Моя мамочка» Цель: находить свою маму среди других людей; понимать и употреблять в активной речи имя существительное «мама»; имена прилагательные «красивая» «хорошая».
7. Дидактическая игра «Моя семья». Цель: формировать интерес к речевым звукам, учить произносить по подражанию слова
8. Сюжетно-ролевая игра «Ждем бабушку в гости» Цели: закрепление знаний о культуре поведения в случае, когда приходят гости; воспитывать дружеские отношения, вежливость, гостеприимство; учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью.
9. Игра-драматизация «Петушок и его семья» Цель. Формировать представления о семье на примере семьи Петушка; показать заботу родителей о своих детях; воспитывать любовь к родному языку, знакомить детей с фольклорными произведениями.
10. Подвижная игра «Курица и цыплята» Цель: показать заботливое отношение мамы к своим детям, создать положительное эмоциональное отношение к своим детям
Блок «Мой детский сад»
1. Дидактическая игра «Ты расскажи, а мы отгадаем» Цель: закрепление представлений о профессиях сотрудников детского сада, знания их имён; развитие умения составлять небольшие описательные рассказы, сообразительности.
2. Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» Цель: уточнение представлений детей о профессиях сотрудников детского сада, об инструментах, принадлежащих людям данной профессии; развитие речи.
3. Игра-беседа на тему «Всё ли у нас в порядке в группе» Цель: стимулирование желания поддерживать порядок в группе; формирование стремления беречь труд взрослых и бережного отношения к игрушкам, книгам, вещам.
4. Словесная игра «Если бы не было…» Цель: закрепление представлений детей о роли людей разных профессий, работающих в детском саду.
5. Творческая игра «Знакомство с трудом работников детского сада» Цель: знакомить детей с трудом работников детского сада.
Блок «Моя малая родина» 1. «Знаешь ли ты свой город?» Цель. Развивать знания детей о родном городе.
2. Игра – путешествие «Мой город» Цель. Формировать понятие «город», воспитывать любовь к городу, в котором ты живешь.
3. Словесная игра «Где это находится?» Цель: формировать представления о родном городе; развивать у детей умение ориентироваться в районах город
Блок «Будем Родине служить»
1. Игра-беседа «Маленький капитан» Цель: Обогащать знания детей о моряках; формировать патриотические чувства
2. Подвижная игра «Снайпер» Цель игры: выработка меткости, четкости и координации движений.
3. Игра-беседа «Летят самолёты» Цель: Дать понятие о празднике День защитников Отечества, воспитывать чувство гордости за наших славных лётчиков; учить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; приучать их внимательно слушать сигнал воспитателя и начинать движение только после словесного сигнала; учить детей ориентироваться в пространстве; развивать ловкость
4. Игровая деятельность «Сильные и смелые». Цель: способствовать формированию мужских качеств: силы, ловкости, быстроты.
5. Подвижная игра «Перестрелка» Цель: развитие умения взаимодействовать в команде, меткости и ловкости.
Блок «Культура и традиции»
1. Игра-посиделки «Ладушки в гостях у бабушки» Цель: воспитывать любовь к устному народному творчеству.
2. Игра — развлечение «Кот Васька». Цель: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Задачи: знакомить детей с русским народным фольклором: потешками, песнями, играми. Развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.
3. Подвижная игра «Мы повесим шарики» Цель: Развитие быстроты, внимания; формирование у детей понятие о русских народных традициях
4. Подвижная игра «Соберем урожай». Цель: развитие быстроты, внимания; продолжать обогащать знаниями о традициях празднования народных праздников; вызвать положительные, радостные эмоции у детей.
Хорошим подспорьем в работе станет уголок патриотического воспитания, который должен быть оформлен, исходя из потребностей возраста.
Малышам, которые только пришли в детский сад, еще трудно мыслить понятиями о городе, стране, культуре. Для них родина – это ближайшее окружение. Наш патриотический уголок содержит доступную малышам этого возраста информацию о доме и семье. Оформление уголка требуется простое, но яркое. Важно привлечь внимание детей, вызвать их интерес.
• Альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Мой родной город»;
Тематические папки с фотографиями и иллюстрациями города, открытки, альбомы
• Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время
года, деревья, цветы
• Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
• Предметы декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, кружево и пр.)
• Книги, альбомы с русскими народными сказками, потешками, прибаутками;
• Иллюстрации, фотографии с изображением народных и государственных
праздников. Тематические иллюстрации к Новому году, к 8 марта, к 23 февраля, к 9 мая