Алла Денисова
Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством реализации проекта «Мы растем патриотами»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мира не узнаешь,
не зная края своего».
М. Горький.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохранённое предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать подлинным
патриотом».
С. Михалков.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из самых актуальных задач нашего времени. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников посредством реализации проекта „Мы растем патриотами“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Основной целью образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является – позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социально-культурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Одним из основных направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Государственная и общественная потребность в нравственно - патриотическом воспитании зафиксирована и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ней патриотическое воспитание определяется как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организацией по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, защите интересов Родины.
Малая Родина. У каждого человека она своя. Край, где родился и вырос - именно это необходимо каждому человеку. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родному краю играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитать любовь к родному городу – это значит так показать детям их родной край, чтобы вызвать чувство восхищения своей родиной, чувство гордости за своих земляков.
Знакомство детей с родным городом, с историческими, культурными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.
Вопросы нравственно - патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого: В. Г. Белинского, Н. М. Карамзина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое Отечество. Считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств - доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
По словам А. В. Запорожца нравственные чувства возникают и развиваются на протяжении детства и зависят от социальных условий жизни и воспитания.
Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М. Д. Маханева, Г. А. Ковалева, Н. В. Алешина, М. Ю. Новицкая, Е. В. Бондаревской, В. А. Караковского, В. В. Серикова, Н. Е. Щурковой. Анализ научной литературы по теме опыта показывает, что в настоящее время в этой области ведутся исследования по многим направлениям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Нравственное воспитание подразумевает приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям, познавая которые у него формируется опыт нравственных отношений и общения, умение понять и принять позицию другого, привязанность к культуре, к родным местам.
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о истории, культуре.
Формирование основ патриотического воспитания начинается уже с младшего дошкольного возраста. Детей знакомим со своей улицей, детским садом, родным городом. В старшем возрасте объем знаний значительно увеличивается. Для более полного ознакомления со своим краем, местом, где родился и живешь мы разработали проект по нравственно - патриотическому воспитанию «Мы растем патриотами». Который включает в себя: цели, задачи, формы работы, а так же перспективное планирование по реализации проекта.
Целью нашей работы мы определили: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма и чувства сопричастности к культурно-историческому наследию города Нижнего Новгорода.
Исходя из целей, мы поставили перед собой следующие задачи: расширять знания детей о родном городе, его истории, символике; формировать интерес к прошлому и настоящему родного города; расширять представления детей о достопримечательностях своего города; знакомить с творчеством поэтов, художников, прославляющих наш город; воспитывать любовь к родному городу; воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатства своего родного края и страны; ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
Ведущая педагогическая идея - это формирование и развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с достопримечательностями города Нижнего Новгорода.
В своей работе мы опирались на принципы: принцип социально-педагогического партнерства субъектов образовательного процесса; принцип культуросообразности; принцип соответствия задач, содержания, форм и методов воспитания возрастным особенностям дошкольников, закономерностям их физического, психического и личностного развития.
Системный подход к проектированию содержания и организации образовательного процесса на ступени дошкольного образования включает в себя: личностно - ориентированный подход; индивидуально -дифференцированый подход; деятельностный подход; принцип развивающего образования;
Были определены следующие направления работы, которые тесно взаимосвязаны между собой. Это: создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, способствующей воспитанию нравственно-патриотических качеств; разработка методического инструментария по ознакомлению дошкольников с родным городом; привлечение родителей к воспитательно–образовательному процессу через различные формы; повышение профессиональной компетенции и педагогического мастерства в процессе реализации системы работы по ознакомлению дошкольников с родным городом.
Были выделены этапы проектной работы.
Организационно-подготовительный этап включил в себя: изучение методической литературы по данной теме; обоснование актуальности темы; определение цели и задач; педагогическое наблюдение; анкетирование родителей; составление перспективного плана; изучение состояния предметно-пространственной среды.
Аналитический этап предполагает совместную деятельность с детьми.
Он состоит из:
1. Организованной образовательной деятельности, которая включает:
а) Формы организации деятельности: чтение; беседы; пересказ; просмотр презентаций; виртуальные экскурсии; дидактические игры; рассматривание книг; предметная деятельность.
б) Формы организации детей: индивидуальную; подгрупповую; фронтальную.
2. Самостоятельной деятельности, которая включает:
а) Игры; предметную деятельность; изобразительную деятельность; рассматривание иллюстрации.
б) Индивидуальную деятельность детей и взаимоотношения в малой группе.
Образовательную деятельность по реализации проекта начали с ознакомления с достопримечательностями города Нижнего Новгорода.
Разработали примерные конспекты ООД и виртуальных экскурсий. Создали картотеку: «Достопримечательности Нижнего Новгорода». Знакомились с символикой города, с особенностями расположения города (верхняя и нижняя часть Нижнего Новгорода, изучали историческое прошлое родного города. Изготовили макеты достопримечательностей Нижнего Новгород (совместная деятельность детей и родителей).
Особое внимание уделили знакомству с Нижегородским Кремлем: провели исследовательскую работу по изучению башен Кремля; изготовили альбом: «Башни Нижегородского Кремля»; ознакомились со схемой – картой Нижегородского Кремля.
Знакомились с Нижним Новгородом через произведения поэтов и художников: составили альбом «Стихи о Нижнем Новгороде»; организовали выставку работ современных художников «Наш родной Нижний Новгород»; а затем провели выставку совместных рисунков детей с родителями «Наш любимый Нижний Новгород».
На заключительном этапе изготовлены дидактические игры: «Сложи герб Нижнего Новгорода», «Отгадай, о чем рассказываю» (или «Загадай, мы отгадаем», «Прогулка по Кремлю», «Башни Нижегородского Кремля». Составлены альбомы: «Башни Нижегородского Кремля», «Мой любимый Нижний Новгород», «Знаменитые люди Нижнего Новгорода», «Нижегородская губерния - столица народных промыслов России», «Театры Нижнего Новгорода». Организована виртуальная экскурсия по знакомству с достопримечательностями города Нижнего Новгорода, а так же экскурсия с родителями по Нижнему Новгороду. Изготовлен лепбук: «Лепбук, как результат проектно – исследовательской деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с достопримечательностями Нижнего Новгорода». В группе создан мини - музей «Наш Нижний Новгород».
Обобщен опыт работы по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мы растем патриотами».
По итогам реализации проекта «Мы растем патриотами» отмечено: у детей значительно повысился интерес к родному городу; увеличился объем знаний о историческом прошлом родного города; стали хорошо знать достопримечательности своего района и достопримечательности города Нижнего Новгорода. Значительным достижением считаем умение детей провести самостоятельно виртуальную экскурсию по Нижнему Новгороду для детей других групп детского сада и своих родителей, а так же представить мини-музей «Наш Нижний Новгород».