Тонких Наталья Александровна
Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе русских народных сказок
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно - патриотическое воспитание детей на основе русских народных сказок.
Слайд 1.
«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет.
Тихонько сказку расскажи, на свете правды больше станет».
Слайд 2.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей на основе русских народных сказок» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Здравствуйте коллеги, меня зовут Тонких Наталья Александровна.
Работаю в «Верхнелюбажском детском саду «Солнышко». Воспитателем. Окончила Обоянское педагогическое училище, стаж работы 31 год.
Так сложилось, все эти годы я работаю с детьми в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Поэтому решила взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно-патриотического воспитания детей.
В 2020 году исполняется знаменательная дата – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного общества. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства - любви к Родине.
Слайд 3.
Все мы родом из детства. Вряд ли среди нас найдётся хоть один человек, который не слушал сказки. Все мы помним самые первые сказки про Колобка, Репку и Курочку Рябу.
Сказки, так сильно любимые нами – это не просто выдумки, которые интересны нам и нашим детям. Дети воспринимают сказки, как что-то само собой разумеющееся, что не вызывает ни обсуждения, ни критики.
Слайд 4
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств : о добре, милосердии, справедливости.
Слайд 5
Я считаю работу по нравственно-патриотическому развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к сказкам. Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребёнок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живёт ребёнок.
Слад 6
Цель моей работы: Создавать условия для нравственно- патриотического развития ребёнка через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:
Слайд 7
Обучающие задачи:
- сказка позволяет формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения;
Развивающие задачи:
- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
Воспитательные задачи :
- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
Слад 8
В своей деятельности я использую следующие формы и методы работы со сказкой :
Слайд 9.
- Заложить основу нравственно - патриотического воспитания детей;
- Приобщить детей к нравственным ценностям, из которых складывается впоследствии важнейшее чувство – любовь к Родине.
Слайд 10.
«Под влиянием знакомства с миром сказок… - как отмечает Т. В. Кудрявцев, - в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем».
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим примером, а также с помощью народных сказок.
Сказки показывают, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»).
Как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных. («Волк и семеро козлят»).
Что зло наказуемо. («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка».)
Слайд 11.
От выбора сказок для прочтения, зависит, какие нравственные чувства мы можем сформировать ребенку. Развитие чувства уважения к старшим органически связано с задачей воспитания культуры поведения детей по отношению к окружающим.
Слайд 12.
Я выделяю следующие этапы работы со сказкой :
- Чтение и пересказ сказок;
- Беседы;
- Рассматривание иллюстраций по сказкам;
- Работа над интонацией;
- Прослушивание музыкальных альбомов (аудиозаписи сказки)
- Драматизация с детьми Русских народных сказок «Теремок», «Репка», «Колобок»
- Родительские собрания
Слайд№ 13
Самый распространённый метод ознакомления со сказкой – чтение т. е. дословная передача текста. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались.
Сказки, которые невелики по объёму, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Во время рассказа я сажусь перед детьми так, чтобы они могли видеть моё лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения.
Мне так же необходимо видеть лицо ребёнка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребёнком, можно заметить, какие моменты его взволновали.
Слайд 14.
После прочтения сказки, провожу небольшую беседу с детьми. Во время, которой стараюсь раскрыть характер персонажей, дать оценку их действиям, поговорить о положительных и негативных сторонах.
Слайд 15.
Для ребёнка дошкольного возраста наиболее важная информация должна быть передана через яркие образы.
Слайд 16
Не следует ограждать ребенка и от пугающих описаний страшных явлений, злодеев. Он должен знать, что - злу противостоит добро. Лишь в таком случае происходит битва на равных, между отрицательными и положительными персонажами сказки.
Слайд 17.
Для дошкольников доступной формой инсценировки является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, теневой театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра
Слайд 18.
Драматизация – более сложный вид театральной деятельности.
Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
Слайд 19
Приступая к работе над сказкой, я стараюсь включать все виды детской деятельности используя интегрированный подход, обращаясь к помощи других воспитателей, родителей, старших детей.
Так, например, того же Колобка дети узнавали сначала в группе, слушая моё чтение и беседуя о сюжете и героях, затем лепили Колобков из пластилина, а позже, на прогулке – из песка;
Рисовали уже знакомых персонажей этой сказки,
Кувыркались, «как Колобки», а на полдник угощались вкусными пирожками, похожими на непослушного Колобка. Таким образом, я стремилась строить воспитательный процесс на основе принципов интеграции, наглядности, индивидуального подхода к ребёнку в сочетании со слаженностью в работе педагогического коллектива, взаимоуважения и взаимовыручки.
Слайд 20
В большинстве случаев рассказывание и чтение сказок заменили телевизор и компьютер. Тогда я поставила перед собой задачу – помочь родителям понять ценность сказки, её особую роль в воспитании ребёнка.
Слайд 21
Для решения этой задачи я составила комплекс мероприятий, которые провожу и буду проводить совместно с родителями. Это:
1. Тематические родительские собрания о воспитательно-образовательных возможностях сказок.
2. Дни открытых дверей и проведение совместных досугов.
3. Выставка работ детей и родителей «Я люблю сказки».
4. Консультации для родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей.
Слайд 22
И в заключении, мне хочется сказать :
- Детство, всегда с надеждой обращено в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им правильную достойную жизнь.
Чтобы стать добрыми к людям, надо научить их понимать других, проявлять сочувствие, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней, знать историю и традиции своего народа.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Эта наша главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей, было счастливым!
Слайд 23.
Сценариями и разработками своих мероприятий я делюсь с коллегами на сайтах «Мультиурок», «Инфоурок» и «МААМ. Ру»
Читайте детям сказки Господа.
В них спрятана людская доброта,
Которая, чем больше разбирается,
Тем шире и быстрее разрастается.
Заложат в души сказки дети, внуки
И будут взяты добротою на поруки.
Юрий Валенкин.