Наталия Глазкова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед нравственными ценностями в нашем обществе, у мальчиков искажено представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве. О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие любви и привязанности к дому – первая ступень нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цели и задачи
Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
- Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;
- Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад);
- Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях
- Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям своего народа
- Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине
- Формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их культуре и традициям
Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с дошкольниками:
- обустройство патриотических уголков в ДОУ;
- организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
- организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
- проведение тематических занятий на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
В своей работе я использую разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей;
- экскурсии и целевые прогулки;
- рассказы и беседы о родном крае, стране, её истории;
- наблюдение за изменениями в облике родного села, за трудом взрослых;
- прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);
- использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);
- ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка);
- организация выставок и конкурсов;
- участие в общественных и народных календарных праздниках;
- участие детей в посильном общественно – полезном труде.
Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам
Мероприятия по патриотическому воспитанию приурочиваю обычно к празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.
При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.
Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провела акцию «Подарок ветерану», выучили с детьми песни, стихотворения соответствующей тематики.
При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.
Международный женский день посвящен формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек. Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие способности.
Народные праздники
Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группе организовываю беседы по ознакомлению с народным бытом, праздниками, рассматриваем иллюстрации. Отмечаем народные праздники песнями, хороводами, играми, хорошим настроением.
Празднование Масленицы всегда организовываем во время прогулки, участвуют в них все дети ДОУ одновременно. Дошкольники знакомятся с историей возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы – блины, к их изготовлению привлекаем родителей.
Светлый День Воскресения Христова за долгие годы не утратил своего значения, и ежегодно отмечается с большим торжеством и радостью. Все мы помним и ждем неповторимую атмосферу этого праздника, с его непременными куличами и крашеными яйцами. Свои символ есть и у праздника Пасхи. Дети с интересом расписывают пасхальные яйца, с удовольствием участвуют в играх с яйцами.
Одним из значимых и почитаемых праздников на Руси является Троица. В Троицу земля, вода и лес – именинники. С давних пор люди прославляли и оберегали лес, а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Именно русская красавица – березка является символом Троицы.
Через народные праздники мы знакомим детей с обычаями их празднования, воспитывая тем самым любовь к русской народной культуре, ее традициям, уважение друг к другу, заботу о природе.
Спортивные игры
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.
Занятия по изучению государственной символики
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание государственной символики страны. Для их изучения проводятся соответствующие занятия-беседы.
Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и расширить знания о государственной символике, познакомить со значением цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить познавательный интерес к истории своей Родины.
Раскрытие темы малой родины
Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.
Одним из способов является посещение краеведческого мини-музея. Другим методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение достопримечательностей.
Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления.
Патриотическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном взаимодействии с родителями:
- анкетирование; консультации (информация) для родителей;
-родительские собрания;
- совместные мероприятия с родителями;
- наглядная информация в раздевалке;
- выставки совместного творчества;
- акции;
- участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада.
Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.