Алевтина Касьянова
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Родина…Отчизна…Отечество… Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Первые чувства гражданственности и патриотизм. Доступны ли они нашим дошкольникам!
Исходя из многолетнего опыта работы по данному направлению, можно с уверенностью сказать – нашим воспитанникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это есть начало патриотизма, который рождается в познании, формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни.
Патриотизм – очень сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это чувство формируется постепенно, с самого детства. Но проблема заключается в том, что дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, государственной символике, особенностях национальных традиций. Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов по развитию патриотизма можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. В настоящее время эта работа особенно трудна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Однако мы должны помнить, что при правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. И если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывает нас, дошкольных работников, формировать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.» утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование системы непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи»; «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Задача воспитания чувства любви к малой Родине, как начала нравственно-патриотического воспитания, традиционно решалась в ДОУ, но результаты исследования показали необходимость усиления работы в данном направлении, наполнение ее новым содержанием. Поэтому возникла необходимость изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с особенностями родного города и края. Наиболее действенным и актуальным методом в нравственно-патриотическом воспитании является использование метода проекта. Он позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Следует отметить две принципиальные особенности проекта: Первое – это краеведческий подход, который дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребята учатся осознавать себя живущими в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Другая особенность проекта - то, что он объединяет в себе несколько поколений: дети, мамы-папы, дедушки и бабушки. Данный триединый союз обеспечивает тесное взаимодействие и преемственность поколений.
Работу следует выстраивать с учётом, в первую очередь, принципа интеграции содержания нравственно-патриотического воспитания через все образовательные области, как это предусматривает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; учитывать и другие не менее важные педагогические принципы: энциклопедичность, что обеспечивает отбор содержания из разных областей действительности (природа, социальный мир, культура); уникальность места, как выразитель краеведческого подхода, преемственность (на каждой возрастной ступени учитывается изменение социального опыта детей, делается отбор актуальных знаний и их постепенное усложнение); комплексность (содержание проекта раскрывается через комплексно-тематические блоки).
В конце учебного года целесообразно проводить подведение итогов реализации задач нравственно-патриотического воспитания в виде заключительного открытого занятия для детей и их родителей. Для обобщения и распространения педагогического опыта в течение года - проводить мастер-классы по использованию методов и приемов при ознакомлении с родным краем для родителей и педагогов.
Патриотизм – важнейшее человеческое качество, которое нужно привить ребёнку. Главное – воспитать в нём стремление участвовать в жизни общества на благо Родины, изучать прошлое страны, её национальные традиции. Моё глубокое убеждение в том, что только духовно – нравственная личность может стать настоящим гражданином.