Наталья Показеева
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Нравственно патриотическое воспитание решается во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых изменений, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного и местного управления. Это коснулось и нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось отношение людей к Родине. У подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому России. В связи с этим возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего многонационального народа, к его вековым корням к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. Начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие первичные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. К. Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания детей.
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников включает в себя следующие этапы:
• Предварительный;
• Базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
• Художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством);
• Когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране, к родному краю);
• Эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовывать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
Важнейшим методом педагогического воздействия является наблюдение окружающей действительности. Однако, если педагог сведет работу по патриотическому воспитанию детей только к организации наблюдений, он очень ограничит круг знаний и представлений детей, не сможет показать ребенку всю страну. Такую задачу можно решить только умело сочетая наблюдение с чтением художественной литературы, слушанием музыки, рассматриванием картин, просмотров фильмов и т. д.
Основная форма работы – тематическая непосредственно образовательная деятельность. Важно, чтобы она повышала детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (как жили раньше, как сейчас, вопросы, индивидуальные задания, обращение к опыту детей. Необходимо приучать их самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить поискать ответ в иллюстрациях, спросить у родителей. Учет возрастных особенностей требует широкого применения игровых приемов, которые важны и для повышения познавательной активности детей, для создания эмоциональной атмосферы НОД. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить, где и из какого материала изготовлена конкретная поделка («хохлома», «гжель», «дымка») и т. д. Большой интерес вызывают у детей игры в различного рода походы; туризм по историческим местам и в прошлое города.
Кроме этого в работе необходимо использовать такие методы и приемы, как:
1. Целевые прогулки и экскурсии;
2. Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей;
3. Беседа о родном городе, поселке и т. п. ;
4. Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений;
5. Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;
6. Ознакомление с произведениями народного творчества (росписи, скульптура, вышивка и т. п.);
7. Обогащение и стимулирование детского творчества;
8. Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
9. Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.