Наталья Налейкина
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, куль-туре родного края.
В наше время становится очевидным, что проблемы роста преступ-ности, бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с тверды-ми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры. Поэтому сейчас вопросы нравственного и патриотического вос-питания в их нерасторжимом единстве выдвигаются на первый план.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Мы всегда говорим о важности нравственного воспитания подраста-ющего поколения. Теперь надо этот вопрос поставить по-другому: роль личности педагога в нравственном и патриотическом воспитании и форми-ровании духовности, нравственно-эстетического климата в среде детского сада, понимая при этом среду как дружеское сообщество сотрудников, де-тей и родителей.
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны предан-ность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытно-сти каждого народа, входящего в состав России.
Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это про-цесс освоения нравственных ценностей : любовь, добро, мир, свобода, ис-тина, совесть, труд, наследование традиционной отечественной культуры.
Любовь маленького дошкольника к Родине начинается с отношения к своим близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Поэтому работа по этой теме велась мною целенаправленно, начиная с младшего возраста, во взаимодействии с семьей. Я обязательно учитывала психологические особенности каждого ребенка в группе (эмоциональное восприятие окру-жающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимание социальных явлений).
Задачей раздела – ознакомление с изобразительным искусством, – является формирование эстетического вкуса детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты. Дети узнают о различных видах искусства своих предков. Эта задача решается во всех видах деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту).
Реализация содержания данного раздела позволяет укоренять в со-знании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное до-стоинство, любовь к Отечеству, учит быть нравственно развитыми граж-данами.
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат и талантлив умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
Основной формой нравственно-патриотического воспитания сред-ствами ознакомления с изобразительным искусством, конечно же, являют-ся занятия. Они повышают детскую мыслительную активность.
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста харак-терны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляе-мость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь спо-собствует развитию у детей внимания и длительное сохранение интереса к одной и той же теме.
Прекрасные возможности в воспитании нравственности и патриотиз-ма предоставляют знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и декоративно-прикладным искусством и фольклором Мордовии.
Уникальные образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающих поколений не только как продукты человеческой дея-тельности отдельной эпохи или народа, но являются показателем мировоз-зрения, идеалов и ценностей конкретного этноса.
Это неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразные орнаментальные мотивы, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.
Доступно восприятию детей дошкольного возраста и современное изобразительное искусство, которое выражено в произведениях книжной графики, живописи, скульптуры и архитектуры.
Особой силой эмоционального воздействия в младшем возрасте об-ладает мордовская национальная игрушка: птичка-свистулька, стилизо-ванная матрешка-мордовочка.
В эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста ос-новными задачами являются расширение представлений об изделиях мор-довского прикладного искусства; знакомство с книжной графикой худож-ников Мордовии; знакомство со скульптурой малых форм мастеров Мор-довии.
В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об изделиях прикладного искусства мастеров Мордовии, развивается ху-дожественный вкус, творческие способности в процессе изобразительной деятельности. Так же продолжается знакомство с мордовской народной игрушкой, изображающей различных птиц, животных, человека, с народ-ным костюмом и его основными элементами (рубаха, передник, головной убор, с керамической, деревянной посудой, изделиями из бересты, изго-товленными на территории Мордовии.
Дети подготовленной к школе группы учатся самостоятельно пере-давать характерные особенности мордовской вышивки в рисунках (ритм, цветовые сочетания, пропорции и динамику формы предметов быта в лепке.
Детей этого возраста знакомят с произведениями живописи совре-менных мордовских художников (В. А. Попков, В. А. Беднов, В. Д. Илю-хин и др.); с произведениями мордовского скульптора С. Д. Эрьзи; с национальным костюмом, его частями (панар – рубаха, сапоня – передник, каркс – пояс, панга – головной убор, сюлгам – нагрудное украшение). Для этой цели совершаются экскурсионные поездки в музей им. С. Д. Эрьзи, музей национальной культуры, музей изобразительного искусства.
На занятиях по декоративному рисованию дети учатся составлять узоры на силуэтах; по декоративной аппликации – учатся вырезать эле-менты узора более сложных форм, знакомятся с новым изобразительным приемом – изображением сетчатого орнамента; по декоративной лепке – учатся лепить скульптурные группы из двух-трех фигурок, выполнять де-коративные пластины способом «налепа», лепить посуду из глины разны-ми способами (пластическим, конструктивным, комбинированным).
Большое значение имеют семейные экскурсии по музеям, районам, городам, селам Мордовии. Итоги таких экскурсий родители с детьми вы-ражают в фотовыставках или снятых фильмах.
Безусловно, все это приобщает детей к изучению родного края и сво-его народа, воспитывает любовь к Родине. Человек, любящий свою Роди-ну, не способен на предательство, преступления, а это так важно в наше время.
Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жиз-ни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно, незаметно привы-кают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, к быту своего народа.
Поэтому базой формирования нравственности и патриотизма явля-ются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, к свое-му народу и своей земле. Это нравственно-патриотическое воспитание в широком смысле слова.
Литература
1) «Нравственно-эстетические беседы с дошкольниками»
2) «Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования» О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина
3) «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошколь-ных образовательных учреждениях РМ: программа и методические реко-мен-дации» А. И. Исайкина
4) «Занятия по патриотическому воспитанию» под ред. Л. А. Кондрыгин-ской