Папки-передвижки

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством

Наталья Налейкина
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством
▼ Скачать + Заказать документы

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая его к природе, быту, истории, куль-туре родного края.

В наше время становится очевидным, что проблемы роста преступ-ности, бездуховности не решить ни экономическими, ни политическими методами. Это можно сделать, только воспитав новое поколение с тверды-ми нравственными устоями, заложив с детства фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционной отечественной культуры. Поэтому сейчас вопросы нравственного и патриотического вос-питания в их нерасторжимом единстве выдвигаются на первый план.

Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством» размещена в разделах

Мы всегда говорим о важности нравственного воспитания подраста-ющего поколения. Теперь надо этот вопрос поставить по-другому: роль личности педагога в нравственном и патриотическом воспитании и форми-ровании духовности, нравственно-эстетического климата в среде детского сада, понимая при этом среду как дружеское сообщество сотрудников, де-тей и родителей.

Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны предан-ность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытно-сти каждого народа, входящего в состав России.

Нравственно-патриотическое воспитание в детском саду – это про-цесс освоения нравственных ценностей : любовь, добро, мир, свобода, ис-тина, совесть, труд, наследование традиционной отечественной культуры.

Любовь маленького дошкольника к Родине начинается с отношения к своим близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Поэтому работа по этой теме велась мною целенаправленно, начиная с младшего возраста, во взаимодействии с семьей. Я обязательно учитывала психологические особенности каждого ребенка в группе (эмоциональное восприятие окру-жающего, образность и конкретность мышления, глубину и обостренность первых чувств, понимание социальных явлений).

Задачей раздела – ознакомление с изобразительным искусством, – является формирование эстетического вкуса детей, стремления и умения строить свою жизнь по законам красоты. Дети узнают о различных видах искусства своих предков. Эта задача решается во всех видах деятельности (на занятиях, в играх, в труде, в быту).

Реализация содержания данного раздела позволяет укоренять в со-знании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное до-стоинство, любовь к Отечеству, учит быть нравственно развитыми граж-данами.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа свой язык, обычаи, традиции, искусство и архитектура, каждый народ богат и талантлив умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания сред-ствами ознакомления с изобразительным искусством, конечно же, являют-ся занятия. Они повышают детскую мыслительную активность.

Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста харак-терны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляе-мость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь спо-собствует развитию у детей внимания и длительное сохранение интереса к одной и той же теме.

Прекрасные возможности в воспитании нравственности и патриотиз-ма предоставляют знакомство малыша с традициями, обычаями, бытом и декоративно-прикладным искусством и фольклором Мордовии.

Уникальные образцы народного искусства имеют большое значение для подрастающих поколений не только как продукты человеческой дея-тельности отдельной эпохи или народа, но являются показателем мировоз-зрения, идеалов и ценностей конкретного этноса.

Это неповторимая вышивка и национальный костюм, многообразные орнаментальные мотивы, мордовская керамика и изделия игрушечных промыслов.

Доступно восприятию детей дошкольного возраста и современное изобразительное искусство, которое выражено в произведениях книжной графики, живописи, скульптуры и архитектуры.

Особой силой эмоционального воздействия в младшем возрасте об-ладает мордовская национальная игрушка: птичка-свистулька, стилизо-ванная матрешка-мордовочка.

В эстетическом воспитании детей среднего дошкольного возраста ос-новными задачами являются расширение представлений об изделиях мор-довского прикладного искусства; знакомство с книжной графикой худож-ников Мордовии; знакомство со скульптурой малых форм мастеров Мор-довии.

В старшем дошкольном возрасте углубляются представления детей об изделиях прикладного искусства мастеров Мордовии, развивается ху-дожественный вкус, творческие способности в процессе изобразительной деятельности. Так же продолжается знакомство с мордовской народной игрушкой, изображающей различных птиц, животных, человека, с народ-ным костюмом и его основными элементами (рубаха, передник, головной убор, с керамической, деревянной посудой, изделиями из бересты, изго-товленными на территории Мордовии.

Дети подготовленной к школе группы учатся самостоятельно пере-давать характерные особенности мордовской вышивки в рисунках (ритм, цветовые сочетания, пропорции и динамику формы предметов быта в лепке.

Детей этого возраста знакомят с произведениями живописи совре-менных мордовских художников (В. А. Попков, В. А. Беднов, В. Д. Илю-хин и др.); с произведениями мордовского скульптора С. Д. Эрьзи; с национальным костюмом, его частями (панар – рубаха, сапоня – передник, каркс – пояс, панга – головной убор, сюлгам – нагрудное украшение). Для этой цели совершаются экскурсионные поездки в музей им. С. Д. Эрьзи, музей национальной культуры, музей изобразительного искусства.

На занятиях по декоративному рисованию дети учатся составлять узоры на силуэтах; по декоративной аппликации – учатся вырезать эле-менты узора более сложных форм, знакомятся с новым изобразительным приемом – изображением сетчатого орнамента; по декоративной лепке – учатся лепить скульптурные группы из двух-трех фигурок, выполнять де-коративные пластины способом «налепа», лепить посуду из глины разны-ми способами (пластическим, конструктивным, комбинированным).

Большое значение имеют семейные экскурсии по музеям, районам, городам, селам Мордовии. Итоги таких экскурсий родители с детьми вы-ражают в фотовыставках или снятых фильмах.

Безусловно, все это приобщает детей к изучению родного края и сво-его народа, воспитывает любовь к Родине. Человек, любящий свою Роди-ну, не способен на предательство, преступления, а это так важно в наше время.

Нравственно-патриотические чувства закладываются в процессе жиз-ни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно, незаметно привы-кают к окружающей их среде, природе, культуре своей страны, к быту своего народа.

Поэтому базой формирования нравственности и патриотизма явля-ются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, к свое-му народу и своей земле. Это нравственно-патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Литература

1) «Нравственно-эстетические беседы с дошкольниками»

2) «Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования» О. В. Бурляева, Е. Н. Киркина

3) «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошколь-ных образовательных учреждениях РМ: программа и методические реко-мен-дации» А. И. Исайкина

4) «Занятия по патриотическому воспитанию» под ред. Л. А. Кондрыгин-ской

Публикации по теме:

«Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с культурой мордовского народа» Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является духовно-нравственное развитие и воспитание, которое и представляет.

Консультация для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» В последние годы идет переосмысление сущности.

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Когда я думаю о Родине, невольно вспоминается всем нам знакомая песня «С чего начинается Родина?». С чего начинается Родина? С окошек,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста .

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности. 1 Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в проектной деятельности. Поклонова Олеся Сергеевна Воспитатель, МБДОУ.

Общее родительское собрание «Нравственно — патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Разработал: Старший воспитатель (высшая педагогическая квалификация) Петрова Лариса Васильевна Пгт Знаменка Орловский район. Орловская область.

Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы Нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста с ОВЗ посредством художественной литературы. «Только тот, кто.

Проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» в старшей группе Педагогический проект «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Автор проекта : Харламова С. А. «Патриотизм, соединенный.

Программа саморазвития «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» ТЕМА: «Нравственно- патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» 2015 - 2018г. г. Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание.

Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе ознакомления с родным краем Россия -Родина моя. Терентьева Светлана Вячеславовна - воспитатель МАДОУ «Детский сад «Непоседы» Цель: Создать условия для воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством
Опубликовано: 25 октября 2017 в 20:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с изобразительным искусством» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Налейкина (УИ 1317246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД