Татьяна Абрамова
НПК «Кейс — технология в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема исследовательской работы
«Кейс – технология в развитии речи детей старшего дошкольного возраста»
(исследовательская работа)
Введение
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и образования детей. Однако практика показывает, что количество детей, имеющих серьезные речевые нарушения, ежегодно увеличивается.
Публикация «НПК „Кейс — технология в развитии речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Для решения данной проблемы перед дошкольными образовательными организациями встаёт вопрос создания комплекса необходимых условий речевого развития дошкольников. Эти условия не возникнут сами по себе, создание требует большого труда; их необходимо постоянно поддерживать, чтобы они превратились в прочные традиции детского сада.
Сегодняшний день отличается активным ростом новых педагогических технологий, использование которых помогают реализовать личностно-ориентированный подход к детям. В образовательной практике накоплено достаточное количество методик по развитию речи у дошкольников. В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования, не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.
При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:
- ориентация технологии не на обучение, а на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;
- содержание технологии сориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;
- технология должна носить здоровьесберегающий характер;
- основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;
- реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;
- организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
Одна из таких технологий, которая отвечает всем заявленным требованиям – это кейс – технология. Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.
Актуальность
В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Основная задача педагога: сформировать у воспитанников навыки самостоятельной работы и рефлексии (анализа). Рефлексия, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
Цель исследовательской работы: Цель: теоретическое обоснование и практическая апробация кейс – технологии в формировании речевого развития старших дошкольников.
Задачи:
Изучить состояние проблемы формирования коммуникативных навыков в психолого – педагогической литературе.
Проанализировать влияние кейс-технологии на речевое развитие.
Описать опыт работы, используя кейс – технологию в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Сформулировать обобщающие выводы и определить перспективы работы по данной проблеме
Объект исследования – речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – влияние кейс-технологии на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Новизна исследовательской работы заключается в формировании у детей навыков самостоятельной работы со знаниями и ее рефлексии (анализа).
Гипотеза: развитие речи детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если сформировать у них навыки самостоятельной работы со знаниями и ее рефлексии (анализа).
Методы исследования:
методы наблюдения за ребенком в разных видах деятельности,
индивидуальное обследование детей
Практическая значимость заключается в разработке дидактического пособия - кейса по развитию речи детей старшего дошкольного возраста и использования его в образовательном процессе и в режимных моментах, а также дома с родителями.
Научно – исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность и значимость проблемы, сообщены параметры исследования, описаны этапы исследовательской работы, методы исследования.
Глава 1. Теоретические основы речевого развития детей старшего дошкольного возраста
1.1 Изучение состояния проблемы формирования речевого развития в психолого – педагогической литературе.
Взаимодействуя с другими людьми, ребенок удовлетворяет одну из самых важных социальных потребностей – потребность в общении, которая, по мнению отечественного психолога Л. И. Божович, несет в себе изначальную силу, побуждает психическое развитие ребенка, развивается вместе с ним, является базой для развития других его социальных потребностей.
Несмотря на то, что вербальная коммуникация является такой формой, где психологические закономерности процессов общения выступают в наиболее характерном и доступном для исследования виде, знаковая система включает не только естественные и искусственные языки типа шифровок, или же языка глухих, но и мимику, жесты, интонацию и др. Жесты и мимика являются основными средствами общения на ранних этапах коммуникативного развития, а отставание в развитии вербальной речи сочетается у детей с бедностью жестовой речи. И. А. Кумовой проводились исследования, связанные с воспитанием основ коммуникативной культуры детей 6-го года жизни в которых обращается внимание на то, что понятие «коммуникативная культура ребенка» – это личностное качество, включающее потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; вербальные и невербальные способы передачи ценной информации собеседнику; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнеру по коммуникации; способность прийти к согласию, договоренности в процессе коммуникации.
Общаясь со сверстником, ребенок может стать равноправным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей. Хотелось бы отметить, что сказанное еще не раскрывает природу потребности ребенка в коммуникативном общении со сверстниками, оно только позволяет отделить те случаи, когда у него такая потребность имеется, от всех остальных, когда ее нет. Мы полагаем, что здесь можно воспользоваться логикой рассуждения «от продукта». Согласно этой логике, потребность, побуждающую к деятельности, следует идентифицировать на основе конечного результата, с достижением которого деятельность завершается и прекращается.
Таким конечным пунктом коммуникативного общения объективно является построение аффективно-когнитивного образа другого человека, партнера по общению, и самого себя. А. Г. Самохвалова отмечает, что ребенок, не имеющий разностороннего опыта коммуникативного общения со сверстниками, выпадает из детской культурной среды. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.
Таким образом, активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении детей требует ориентации педагогического процесса на их основные потребности, удовлетворение которых становится базовой основой для формирования желания вступить во взаимодействие с окружающими, то есть в коммуникативное общение.
1.2 Изучение уровня речевого развития воспитанников 5-6 лет по «Методике выявления уровня речевого развития», авторы О. С. Ушакова, Е. М. Струнина
В методике представлены материалы по педагогической диагностике, направленные на выявление речевых умений и навыков детей дошкольного возраста. Они выявляют овладение ребенком словарным запасом родного языка, его грамматическим строем, звуковой стороной речи и умение использовать все речевые умения при построении связных высказываний разных типов (описание, повествование, рассуждение).
В свете этих требований рассматриваются конкретные речевые задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи.
Уровень речевого развития, согласно данной методики, определяется по
следующим критериям:
-словарь (называть слова, обозначающие предмет, признаки и качества, действия предмета, употреблять обобщающие слова, понимать противоположные значения слов,
-грамматика (согласование им. сущ и прилаг. в роде и числе; составлять простые и сложные предложения по картинкам с совместно со взрослым,
- фонетика (произношение звуков родного языка,
-связная речь (умения отвечать на вопросы по содержанию картины, умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки, составление рассказа из личного опыта).
Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). При условности количественных оценок за высказывания разной полноты и правильности они (оценки) помогают выявить уровни речевого развития : I — высокий, II — средний (достаточный) и III (ниже среднего).
3 балла ставится за точный и правильный ответ, данный ребенком самостоятельно.
2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого.
1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответы с вопросами взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания.
Примерные (возможные) ответы детей даются после каждого задания в такой последовательности:
1) правильный ответ;
2) частично правильный;
3) неточный ответ.
В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3, это высокий уровень. Если больше половины ответов с оценкой 2, это средний уровень, а с оценкой 1 — уровень ниже среднего.
1.3. Выявление уровня развития речи детей
Успех коррекционной работы зависит от результатов диагностического обследования. Обследование - первый и очень важный этап обучения. Определение уровня речевого развития ребенка — одна из наиболее актуальных тем целого ряда научных дисциплин, так или иначе связанных с проблемами обучения и образования подрастающего поколения: дошкольной педагогики, лингводидактики, дефектологии в целом и логопедии в частности,
Способность владеть языком и речью является необычайно значимой в жизни каждого человека. Она необходима для нормального вхождения ребенка в общество, его воспитания, обучения, становления личности, т. е. социокультурной адаптации. Пронизывая все без исключения сферы человеческой жизни, речь является залогом полноценного развития каждой из них. Своевременное выявление и грамотная интерпретация речевых возможностей ребенка позволяют эффективно решать целый комплекс образовательных, развивающих и коррекционных задач, так как состояние речи является важным диагностическим признаком общепсихического развития ребенка.
Исследование данной проблемы проходило в несколько этапов.
I этап – подготовительный (сентябрь - декабрь 2021 г, включал в себя изучение научно-методической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков в психолого – педагогической литературе, а также первичное диагностическое обследование уровня развития речи детей
Результаты мониторинга показали:
Средний уровень развития речи детей на начало учебного года составил 50% : (словарь – 52%, грамматика- 48%, фонетика – 50%, связная речь -50%)
Вывод: Уровень речевого развития значительной части детей в основном находится в стадии развития, дети говорят непонятно для слушателей.
Из 25 обследуемых детей уровень речевого развития у 12 детей ниже среднего, а у 13 детей достаточный. Исходя из полученных результатов, решили начать работу, над развитием речи наших воспитанников с использованием кейс-технологии. (Приложение 1)
Также на первом этапе была создана совместно с детьми видеопрезентация
проекта, опубликована на сайте детского сада, а также интернет-ресурсах, с целью проинформировать родителей об ООД по развитию речи детей в дошкольном учреждении. На родительском собрании познакомили о дальнейшем построении работы с воспитанниками, с учётом реальных проблем, и донесли до сведения родителей о появлении в группе интерактивного кейса, который будет использоваться для проведения исследовательской работы по теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через использование кейс - технологии».
На II этапе – деятельностный (январь-апрель 2022) происходила реализация системы мероприятий, направленных на повышение уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста, в период с января 2022 г. по апрель 2022г
III этап – заключительный (апрель 2020г, включает в себя те же методы выявления уровня развития речи детей, что и на подготовительном этапе, сопоставление результатов исследования.
Глава II. Экспериментальная работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационной интерактивной кейс-технологии
2.1. Кейс – технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса.
В последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают серьёзные проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются; часто не могут поддержать и развить установившийся контакт, не умеют адекватно выражать свои чувства и мысли, поэтому часто конфликтуют и замыкаются в себе.
Связано это с увеличением времени для просмотра кинофильмов и мультфильмов, с агрессивной и неприветливой лексикой. Современные дети каждый день впитывают в себя все больше и больше информации, которую не успевают обработать в своей голове, разложить все по полочкам и спокойно объяснить.
Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности.
Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач.
Важной чертой современного человека становится способность решать нестандартные задачи и находить нетрадиционные подходы к их решениям. И задача педагога- построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать вышеперечисленные социальные качества личности, используя различные современные технологии. В своей работе мы применяем кейс-технологии. Сущностью технологии заключается в анализе проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).
Главное предназначение кейс- технологии —
- развитие любознательности - основы познавательной активности;
- способности самостоятельно решать творческие (умственные) и другие задачи, позволяющие быть успешным в разных видах деятельности;
- творческого воображения как направления интеллектуального развития;
- способность к рефлексии - как одной из главных личностных качеств;
- коммуникативности - способности общаться со взрослыми и сверстниками.
В процессе освоения кейс-технологий дети :
• учатся получать необходимую информацию в общении;
• умение соотносить свои устремления с интересами других;
• учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;
• учатся отстаивать свою точку зрения;
• умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей :
• происходит формирование у детей навыков работы в команде;
• умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;
• развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;
• обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;
• учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.
Виды, кейс-технологии
— кейс-иллюстрации;
— фото-кейс;
— проигрывание ролей (ролевое проектирование).
— анализ конкретных ситуаций;
- кейс-стади
В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрации, кейс-фото.
Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность исследовать различные проблемы и находить их решение, то есть, научиться работать с информацией.
Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.
2.2. Описание опыта работы, использования кейс – технологии в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
В работе с дошкольниками мы применяем технологию кейс-иллюстрации — это иллюстрации, которые используются для рассмотрения проблемной ситуации, анализа возможных решений и выбора лучших из них. Анализ как логическая операция мышления способствует речевому развитию ребенка, поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство.
Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.
Технология кейс – иллюстрации содержит:
- иллюстрацию, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;
- текст (правильно поставленный вопрос, мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.
Используя данную технологию, соблюдаем следующие этапы работы с детьми.
Первый этап: подготовительный.
Знакомство детей с ситуацией (иллюстрацией). На этом этапе сообщаем важные детали о месте или времени, возрасте или занятии человека и т. д. Детям задаются вопросы, направленные на вычленение проблемы.
Второй этап: выявление причинно-следственных связей, условий, влияний, неадекватности и т. п. Используются такие вопросы, как «Почему это могло случиться?», «Почему так произошло?». Важно поощрять версии, выдвигаемые детьми, ориентируем детей на установление ответственных, на «перебор» причин.
Третий этап: этап поиска верных и безопасных вариантов поведения, задаём вопросы типа «Как правильно поступить в этой ситуации?», уточняем, сам ли ребенок решает проблему или прибегает к помощи взрослого человека.
Четвертый этап: этап коллективного творческого решения, формирования правила на основе пережитого обсуждения, опыта. Предлагает детям сформулировать правила, которыми бы могли воспользоваться все. На этом же этапе происходит оценка работы детей по кейсу и возможно самооценка работы по проблемной практической ситуации.
Этот метод применяем регулярно практически по любой теме обучения. Эффективность занятия с помощью кейс - иллюстрации во многом зависит от умения воспитателя организовать работу, направлять беседу в нужное русло, контролировать время, вовлекать в дискуссию всех участников образовательного процесса.
Кейс-иллюстрации помогают повысить интерес детей к изучаемому предмету, развивают у них такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и излагать свои мысли.
Кейс - иллюстрации используются вовремя организованной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, а также в режимных моментах и дома с родителями.
Таким образом, применение кейс - иллюстраций, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
2.3. Анализ экспериментальной работы
В ходе формирующего эксперимента была проведена целенаправленная работа по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. На заключительном этапе исследования - контрольном эксперименте проведен анализ экспериментальной работы.
Цель контрольного эксперимента: выявление произошедших изменений в уровнях речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления произошедших изменений нами было проведено сравнение. Мы сравнили данные констатирующего и контрольного экспериментов по методике выявления уровня речевого развития авторы О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и увидели, что большинство воспитанников находится на достаточно высоком для своего возраста уровне речевого развития :
Результаты мониторинга показали:
Вывод: Средний уровень развития речи детей на конец учебного года составил 70% : (словарь – 70%, грамматика- 69%, фонетика – 68%, связная речь -70%)
Вывод: Уровень речевого развития значительной части детей повысился у 2 детей остался ниже среднего, у 15 детей стал достаточный, а у 8 детей высокий.
Мы видим, что в группе отмечена положительная динамика. Воспитанники, которые на констатирующем этапе показали примерно низкий уровень речевого развития, на контрольном этапе перешли в более высокий уровень.
Итак, в ходе анализа уровней речевого развития детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах сделан вывод, что проведение опытно-экспериментальной работы имеет положительную динамику. Организованная нами работа в ходе формирующего эксперимента способствовала повышению уровня речевого развития
Таким образом, экспериментальная работа подтвердила правильность выдвинутой гипотезы.
Заключение
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. И только своевременное и комплексное воздействие на ребенка дает успешную динамику речевого развития.
В данной работе представлены инновационные методы и приемы работы, которые в сочетании с традиционными способствуют развитию всех компонентов речи детей (связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха).
В ходе нашего исследования гипотеза подтвердилась, уровень развитие речи детей старшего дошкольного возраста стал достаточно высоким, т. к. у детей сформировались навыки самостоятельной работы со знаниями, судя по диагностическому обследование по развитию речи на контрольном этапе, он составил 70%, связываем это с тем, что в работе с традиционными методами обучения использовали инновационную интерактивную кейс-технологию не только в образовательном процессе, но и в режимных моментах, применяя его с учетом индивидуальных особенностей детей.
В ходе исследования внедряли в работу обучающие, дидактические, развивающие, компьютерные игры по развитию речи, использовали их в индивидуальной и совместной деятельности, создавали мультимедийные сопровождения к занятиям по речевому развитию.
Мы рекомендуем использовать инновационные интерактивные технологии в развитии речи дошкольников, так как данные методы и приемы помогают проводить коррекционную работу увлекательно, эффективно и разнообразно.
В перспективе обобщение и распространение опыта работы с использованием инновационных интерактивных технологии в сети Интернет; отчет о проделанной работе за год для родителей и педагогов.