татьяна солдатова
Новые возможности взаимодействия педагогов в коррекционном образовательном пространстве ДОУ по внедрению инноваций
▼ Скачать + Заказать документы
Солдатова Татьяна Николаевна
учитель-логопед МАДОУ ЦРР детский сад № 56 г. о. Самара
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом.
Важность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в дошкольном учреждении не вызывает сомнения.
Публикация «Новые возможности взаимодействия педагогов в коррекционном образовательном пространстве ДОУ по внедрению инноваций» размещена в разделах
Мир не стоит на месте, он меняется. Следовательно, и люди, живущие в нём, тоже должны меняться. И чтобы вырастить человечество «идущее к звёздам», технологически грамотное, людей другой формации – нужно безусловно менять приоритеты образования.
Не плохо, что мы уходим от учебно-дисциплинарной модели и в основу ставим личность ребёнка и его взаимодействие с окружающим миром.
ФГТ нам дали требования к изменению структуры образования, а ФГОСЫ этот механизм изменения продолжают тем, что «предоставляют» нам предполагаемый портрет ребёнка дошкольника, Человека Будущего.
Но ведь чтобы работать по новому, чтобы дети понимали и воспринимали то, к чему мы подводим их в процессе совместной деятельности - мы тоже должны измениться.
Но мы педагоги, воспитанные на идеях Марксизма, на идеологии всеобщего равенства, на идеях Луначарского… Мы консерваторы.
И отойти от правильных фигур квадрата, ровного круга (без изъяна) и заглянуть чуть дальше, туда за нить горизонта и увидеть, что мир может быть другим, там много вариантов – это тяжело. Это изменение мышления и сознания уже сформировавшегося взрослого человека.
Но на то мы и люди, а не запрограммированные машины.
Мы умеем с одной игрушкой поставить целый спектакль, согреть любовью и приласкать душой.
Надо меняться и менять мир к лучшему. Приятно осознавать себя строителем будущего.
Однако не всё новое является прогрессивным. Прогрессивно только то, что эффективно. В целом под инновацией понимается комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств.
Все инновационные процессы являются закономерностью развития для учреждения и образования в целом, и повышают творческое мышление сотрудников, вносят изменения в образ их деятельности.
О дошкольных учреждениях, занимающихся нововведениями, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Действительно, любое новшество всегда несет за собой перемены в сложившемся укладе, проблемы, которые необходимо решать.
Инновационная деятельность в образовании имеет свои особенности. Здесь субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги.
Если этого не учитывать, то из педагогической инновации выпадает всё образовательное. Также педагогическая инновация должна охватывать, возможно, большее число педагогических проблем. Условием эффективной педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые решая проблемы методик, задаются общими вопросами и начинают по- новому переосмысливать существующие принципы дидактики.
В образовании инновацией можно считать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового содержания метода, формы организации образовательного процесса, в новом подходе к организации социальных услуг в области образования.
Требования к образованию на современном этапе и социальный заказ ставят ДОУ перед необходимостью не только функционировать, но и развиваться. Развитие предусматривает качественные и позитивные изменения. Такие изменения возможны лишь в случае, когда управляемая и управляющая системы испытывают потребность и работают в инновационном режиме.
В коррекционных образовательных учреждениях особое значение придаётся организации взаимодействия всех специалистов и педагогов ДОУ для развития детей. Внедрение в работу инновационной деятельности обуславливает разработку и поиск новых прогрессивных технологий, методов и приёмов воспитания детей и внедрение их в практику.
Детство - считается стартовым периодом развития нравственности, духовности, интеллекта, здоровья и эмоциональной сферы ребёнка.
К семи чудесам света люди, будь на то их воля, непременно бы добавили
восьмое - улыбку ребенка. Не будь её в человеческой жизни, каким ущербным, даже трагическим стало бы наше мироощущение.
В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся
самые главные люди в его жизни – родители. Благодаря их любви, заботе,
эмоциональной близости и поддержке ребенок растет и развивается, у него
возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям. В соответствии
со ст. 18 п. 1 Закона «Об образовании» - родители являются первыми
педагогами в жизни ребенка.
Семья и система образования являются теми социальными институтами, которые призваны заботиться о здоровье, воспитании, развитии детей и подготовке их к школе.
В определённом возрасте ребёнок поступает в детский сад. Здесь его окружают
новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, и которые составляют иную общность, чем его семья. И основная задача ДОУ и семьи – объединить свои усилия и
обеспечить малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и
содержательную жизнь и в детском саду, и дома. Родители и воспитатели
должны быть союзниками, единомышленниками и друзьями, потому что у
них одна цель: вырастить здоровых, всесторонне и гармонично развитых
детей, адаптированных к жизни в современном обществе.
Но очень часто наблюдаем ситуации, когда родители оттесняются не только от воспитания своих детей, но и от ответственности за своих детей, переложив целиком воспитание детей на общество. «Я работаю, у меня нет времени и специальных знаний заниматься воспитанием».
Особую тревогу вызывают семьи, где есть ребенок с проблемами в развитии. Родители либо не предают значение этой проблеме и серьезно не озабочены ее решением; либо, напротив, чрезмерно акцентируют внимание на проблеме, постоянно находятся
в состоянии повышенной тревожности, что провоцирует развитие неврозов у детей.
Родителей, часто, необходимо самих обучать различным вариантам решения сложных ситуаций в вопросах воспитания детей. Иногда мамы и папы стесняются говорить и обсуждать свои трудности в семейном воспитании.
Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов. Поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.
В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены не отдельные образовательные учреждения и педагоги новаторы, а каждое ДОУ, инновационные преобразования становятся массовыми.
Учитывая всё вышеизложенное, в целях поддержки инновационной деятельности, мы создали структурные подразделения по ДОУ - творческие группы педагогов по разделам : «Родители», «Воспитанник», «Образовательная среда».
В качестве примера хочу привести реализацию проекта «Родители».
Педагоги группы (воспитатели и логопед) в творческом сотрудничестве, наметили этапы работы и составили протокол первого заседания.
В протоколе, в соответствии с повесткой собрания, приняли решения о создании системы родительского всеобуча по проблемам семейного воспитания с использованием различных информационных ресурсов.
Также отметили, что система родительского всеобуча будет строиться по основным направлениям :
• Информационно - подготовительное
• Познавательное
• Наглядно-информационное
Для дальнейшей реализации проекта провели анкетирование среди родителей по созданию социально-психологического портрета современной семьи. Также исследовали вопрос о необходимости создания родительского всеобуча по обсуждению и решению проблем семейного воспитания.
Все анкеты с сообщениями родителей о значимости создания родительского всеобуча обработали и составили аналитическую справку, где указали в процентном соотношении значимость вопросов, которые необходимо решать и обсуждать в системе родительского взаимодействия.
Направление Показатель значимости
Меры поощрения и наказания детей 10%
Активизация желания ребёнка к общению с родителями 30%
Воспитательное влияние: Кто это? Что это? 12%
Детский негативизм 11%
Что мешает родителям в воспитании детей? 9%
В соответствии с анализом проблем создали банк мероприятий.
Банк мероприятий «Формирование системы родительского всеобуча»
этапы название
блоков задачи формы работы сроки
1 этап
Информационно-подготовительный
Диагностический.
Цель: выявить воспитательно-образовательные потребности семьи; уровень компетентности родителей в области воспитания и обучения дошкольника.
Изучение семьи, установление контактов с её членами ; выявление среди родителей наиболее важных проблем в воспитании детей.
• Анкетирование
• Опросы родителей
• Наблюдение за ребёнком
• Анализ результатов
Март 2014 г
2 этап Непосредственное включение родителей в деятельность ДОУ Теоретический.
Цель: повысить психолого-педагогическую
просвещённость родителей и привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе группы.
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей.
Обучение родителей руководству детской деятельностью.
• Круглый стол
«Всё начинается с детства»
(создание по итогам заседания информационной памятки для родителей и размещения её на сайте ДОУ)
Апрель 2014г
3 этап
Просветительский Практический.
Цель: привлечь родителей к различным формам совместной деятельности с детьми и к работе в центрах активности Развитие взаимовыгодного сотрудничества педагога и родителей направленное на эффективное разрешение воспитательно - образовательных задач • Семинар –практикум
с участием родителей
«Пять ошибок родительской любви»
(размещение графического модуля на информационных досках для родителей) Май 2014 г