Наталья
Использование элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы – устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение числа детей с психическими и речевыми отклонениями.
Новизна – использование элементов нетрадиционных видов здоровьесберегающих технологий.
Цель презентации – ознакомление с элементами здоровьесберегающих технологий, применяемых мною в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР).
Особенности физического развития детей с общим недоразвитием речи
Публикация «Использование элементов здоровьесберегающих технологий в коррекционном воспитательно-образовательном процессе» размещена в разделах
Нарушение дыхания и голосообразования
Нарушения общей и мелкой моторики
Повышенная утомляемость
Расторможенность и заторможенность мышечного напряжения
Нарушение темпо-ритмической организации движений
Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силе, ловкости, скорости.
Особенности психического развития детей с общим недоразвитием речи.
Нестабильность эмоционально-волевой сферы.
Недостаточная устойчивость внимания.
Несформированность наглядно – образного мышления.
Задержка развития воображения.
Нарушение оптико – пространственного праксиса.
Снижена слуховая память.
Низкая познавательная активность.
Элементы традиционных видов здоровьесберегающих технологий
1. Пальчиковые игры и упражнения на развитие мелкой моторики используются для :
оказания стимулирующего влияния на развитие речи,
улучшения внимания, памяти, слухового и зрительного восприятия;
воспитания усидчивости;
подготовки руки к овладению навыками письма;
косвенного влияния на общее интеллектуальное развитие ребенка.
Обводка шаблонов и штриховка.
Графические диктанты.
Игры на развитие творческого мышления «Дорисуй картинку».
Игры со счетными палочками.
Игры с «Волшебными прищепками» Игры с «Веселыми крышечками»
Игра «Веселые пальчики».
Самомассаж рук с помощью массажных мячиков (каштанов, орехов, карандашей)
Игры в сухом бассейне «Волшебный поднос».
Рисование пластилином, лепка. Различные виды шнуровок, вкладок, полые стаканчики, игра «Пианист», «Веселый паровозик», мозаика, пазлы
2. Самомассаж используется для :
-нормализации мышечного тонуса, стимуляции
тактильных ощущений;
- формирования произвольных координированных движений пальцев рук,
- развития межполушарных связей, релаксации.
3. Артикуляционные упражнения используются для :
улучшения кровоснабжения и подвижности
артикуляционных органов и их иннервации;
укрепления мышечной системы языка, губ, щёк;
уменьшения спастичности артикуляционных органов;.
созданию положительного эмоционального фона (использование стихотворных форм, придумывание с детьми артикуляторных сказок).
улучшения кровоснабжения и подвижности
артикуляционных органов и их иннервации;
укрепления мышечной системы языка, губ, щёк;
уменьшения спастичности артикуляционных органов;.
созданию положительного эмоционального фона (использование стихотворных форм, придумывание с детьми артикуляторных сказок).
4. Дыхательные упражнения используются для :
сохранения и укрепления здоровья ребенка;
- выработки диафрагмального дыхания;
-улучшения функции внешнего (носового) дыхания;
-развития фонационного выдоха;
-развития речевого дыхания.
5. Игры и упражнения на координацию речи с движением используются для :
снижения утомления, напряжения и повышения умственной работоспособности детей;
выработки координированных действий во взаимосвязи с речью;
активизации имеющегося словарного запаса;
отработки поставленных звуков в умело подобранных стихотворениях, считалках, чистоговорках;
закрепления лексического материала.
внесения эмоционального заряда (использование игровых приемов, стихотворных форм, музыки).
6. Гимнастика для глаз используется для :
формирования у детей представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья;
профилактики утомления и снижения остроты зрения;
улучшения кровоснабжения тканей глаза;
улучшения обменных процессов, повышения силы, эластичности, тонуса глазных мышц;
укрепления мышц век, снятия переутомления зрительного аппарата;
для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз, для улучшения аккомодации.
Элементы нетрадиционных здоровьесберегающих технологий.
1. Аурикулотерапия используется для :
активизации всех органов и систем организма путем воздействия приемами самомассажа ушной раковины (надавливание, растирание);
воздействия на противокозелок, соответствующий проекции головного мозга.
2. Кинезиологические упражнения используются для :
повышения стрессоустойчивости;
улучшения мыслительной деятельности, памяти, внимания;
синхронизации работы полушарий головного мозга;
развития точности движения пальцев и способности переключения с одного движения на другое.
3. Мимические упражнения используются для :
развития выразительности мимики, жеста и движения;
снятия напряжения в речедвигательном аппарате;
развития речевой эмоциональности детей;
содействия совершенствованию основных психологических процессов : внимания, памяти, способности к переключению, воспитания волевой саморегуляции;
создания благоприятного фона для занятий (психогимнастика, игры, стихотворные формы).
4. Аромотерапия используется для :
Профилактики простудных заболеваний в сезонные периоды, благотворного воздействия на сферу эмоций и психическое здоровье ребенка.