Елена Аксенова
Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ в контексте ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Зачастую материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранением национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в образовательном пространстве ДОУ в контексте ФГОС ДО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».
В условиях перехода на ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
•формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа;
•уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа;
•уважение к представителям других национальностей;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. В дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Особенное место в духовно-нравственном развитии отводится воспитанию чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.
В формировании нравственных представлений важную роль играет знакомство с родным языком. Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям. Яркость, емкость, эмоциональность образа – всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников. В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки. Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени.
В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей.
Одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.
Педагоги детского сада в непосредственно организованной образовательной деятельности знакомят детей с народным фольклором, ставят театрализованные представления, оформляют выставки детского творчества, проводят беседы духовно-нравственного содержания, осуществляют проектную деятельность, проводят православные праздники и экскурсии по достопримечательностям родного города.
Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках: Рождество, Масленица, Праздник полевых цветов, Петров день. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Народные игры являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Разработаны проекты разной тематической направленности:
-Проект «Наши бабушки и дедушки» - даёт возможность почувствовать свою нужность, сопричастность к большому миру, в котором живут разные люди и этим людям нужна их забота, внимание, сочувствие.
-«Чистый город» долгосрочный социальный проект.
-Патриотический проект «Наша Армия родная». Цель - воспитание у детей чувства патриотизма, чувства гордости за свою страну, потребность в самоотверженном служении на благо Отечества. Были проведены беседы с детьми о защитниках Отечества разных времен, начиная с Древней Руси и заканчивая современной армией; просмотр изображений фрагментов исторических событий, костюмов; оформлялся стенд с армейскими фотографиями отцов и дедов; разучивались песни о родине, о природе родного края; развлечение «Богатыри – защитники святой Руси».
-«Рождественские святки». Цель - формирование нравственно-культурных ценностей на основе исторических событий с элементами фольклора. В процессе работы дети узнали что такое «колядки», «святки», изготовляли подарочные открытки, знакомились с художественной литературой данной тематики. Дети заучивали заклички, колядки, играли в народные игры.
-Проект «Русская изба». Цель – расширение знаний детей об истории и народных традициях, знакомство с предметами быта старины, воссоздание культурных ценностей русского народа; оформили мини-музеи «Народная игрушка», «Русский сувенир»; провели праздник «Деревянной ложки». Образцы вышивки, кружева, тканные ручные изделия, глиняная посуда, самовары, расписные прялки и другие экспонаты открывают особенности русского быта и творчества.
Дети в группе знакомятся с образцами русского декоративно-прикладного искусства, такими как Хохломская, Гжельская, Городецкая росписи, по которым оформлены альбомы с образцами работ. Дымковская и Филимоновская игрушки, образцы которых представлены в группе.
-Воспитанники активно участвуют в Выставках и акциях, проводимых городской детской библиотекой («Читаем вместе», «Книга памяти» к 70-летию Победы);
-«День добра», «Руки матери», «Я и ты такие разные» и ещё много интересных, творческих проектов, объединяющих между собой людей разных поколений, разных взглядов, с разными интересами.
Новизна и многообразие проектов опираются на понимание приоритетности работы по формированию духовно-нравственной культуры, основаны на комплексной организации деятельности образовательных учреждений и участников образовательного процесса по духовно–нравственному развитию и воспитанию, а также социокультурному развитию детей в соответствии с ФГОС ДО.
Были проведены разнообразные мероприятия по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников старшего возраста.
Большое внимание уделялось особенностям формирования у детей дошкольного возраста знаний и представлений о нормах и правилах поведения в обществе; эмоционально-ценностного отношения к этим нормам и правилам; опыта нравственно направленных поступков и творчества при решении нравственных задач, выборе способа действий в различных жизненных ситуациях. Использовались проблемные ситуации, беседы, проекты, игры, упражнения, направленных на формирование ценностных ориентиров и различных компонентов духовно-нравственной воспитанности дошкольников.
Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственных и социокультурных ценностей дошкольников.