Волкова Ирина
Новые современные технологии в работе по театрализованной деятельности в рамках ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Волкова И. В.,
старший воспитатель
МБДОУ»Д/с №11 «Золотой ключик»
Новые современные технологии в работе по театрализованной деятельности в рамках ФГОС ДО
Для современного этапа развития системы образования характерны — поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей.
Публикация «Новые современные технологии в работе по театрализованной деятельности в рамках ФГОС до» размещена в разделах
При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность.
Театр побуждает активность ребенка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Посещая театральный кружок, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью).
Занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Театрализованная деятельность учит ребенка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Ребенок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
В соответствии с ФГОС ДО дошкольного образования, в ДОУ должны быть созданы условия для развития ребенка, открывающие возможности для позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблемы развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Это хорошо реализовывать в театральной деятельности.
На протяжении всего дошкольного возраста я приобщаю детей к литературному, драматическому и театральному искусству. Разработала общеобразовательную программу дополнительного образования художественной направленности «Юный актёр». В новой программе усложненные задачи:
Формирование эстетического вкуса:
Воспитание нравственных начал;
Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на театральное действие;
Развитие коллективных качеств личности.
С созданием новой программы был организован кружок «Юный актер».
Программа определяет важнейшие принципы организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.
Основной формой работы и ведущим видом деятельности для детей является игра и театр.
Актуальность
Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может явиться мощным инструментом развития всех качеств личности ребенка: познавательных и психических процессов, формирования коммуникативных навыков, как основ социальной культуры. Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Новизна программы состоит в том, что в ней систематизированы средства и методы театральной деятельности, обосновано использование разных видов детской, творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Опыт работы и длительные наблюдения позволили мне сделать выводы о том, что именно театрализованная деятельность является таким источником всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития в подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к жизни и труду, а также благотворно влияет на эмоциональный мир ребенка.
Современный этап развития системы образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей с нарушением в речи. Данная категория детей составляет самую многочисленную и проблемную группу. Особенность развития таких детей состоит в том, что у них нарушена познавательная деятельность, часто наблюдаются искажения эмоционального развития и отклонения в поведении, что в конечном итоге затрудняет развитие высших психических процессов, самостоятельной адаптации к жизни и приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источника развития.
В связи с этим становится ясно, что таким детям нужна социальная помощь. Проводится работа совместно с учителем-логопедом, психологом. Таким образом, использование театрализованной деятельности как средство коррекции и развития детей с нарушением речи позволяет не только знакомить с миром прекрасного или расширять представление об окружающем, но и пробуждает способность к состраданию, сопереживанию, активизирует мышление, воображение, а главное помогает психологической адаптации ребенка в социуме, что помогает преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенность в себя.
Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезаптации у дошкольников с нарушением речевого развития.
Нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, рассматриваются, как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, культуре поведения. Разучивая спектакли, их можно проводить в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей. Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствует :
1. Тесное взаимодействие в работе педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателя и родителей).
2. Организация предметно-развивающей среды (различные виды театра)
3. Сценарии, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения.
В моем театре существует несколько направлений работы :
- театрализованная деятельность с детьми;
- вовлечение воспитателей и педагогов других групп;
- просмотр мультфильмов, других постановок;
- работа с родителями.
Некоторые родители готовы принимать участие в постановках, многие готовы помочь в подготовке атрибутов, костюмов к сценкам, а есть часть родителей, просто благодарны за такую работу с детьми. Наш новый театр «Юный актер» за годы недолгого существования показал мероприятия с элементами театрализованной деятельности на разные темы :
1. «А зори здесь тихие» (военно-патриотическая музыкальная композиция) с участием педагогов, родителей и детей).
2. Театрализованные музыкальные представления по ПДД:
- «Супер герои на дороге»;
- «Красная шапочка на новый лад».
Работа с театром дает свои результаты, оказывает огромное влияние на становление личности ребенка, формирование его культуры, развитие его эмоциональной сферы, творческих способностей, умение понимать прекрасное в жизни, а самое главное развитие интеллектуальных и личностных качеств детей. Главная цель - это помочь ребенку обрести статус интеллектуальной личности в обществе.
Главная цель моей работы - это помочь ребенку обрести статус интеллектуальной личности в обществе.
Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, развития речи дошкольников, они во время чувствуют себя свободно и активно.
По мнению многих педагогов, посредством, драматизации, происходит приобщение детей дошкольного возраста к искусству, знакомство с необъятной вселенной, пополнение активного словаря и формирования фонетической культуры речи. В повседневной жизни кроме игр-драматизаций, используются различные виды театров : бибабо, пальчиковые, настольные, театр масок и др.
Я же хочу рассказать, о сложном и в то же время очень интересном — о теневом театре. Тень — довольно пластичный материал для произведений искусства, которые не нуждаются в изготовлении. Его не нужно искать, им невозможно испачкать руки. За ним можно спрятать свое лицо и не только лицо - всю свою личность.
Существует несколько разновидностей теневого театра :
1. Кукольный театр теней;
2. Теневой театр рук;
3. Теневой театр человека.
В начале я начала с детьми работать над кукольным теневым театром. Но вскоре, после заметила, что мои дети с огромным интересом стали играть с тенью руками. Это стало для меня причиной посмотреть на теневой театр с другой стороны и стимулом для изучения особенностей теневого театра рук и пальцев. Детский теневой театр является не просто разновидностью игры для ребенка — это дополнительный способ его развития. Теневой театр позволяет развивать точные, согласованные движения пальцев и кистей рук, он вызывает и поддерживает у малыша интерес к выполнению упражнений по развитию моторики помогает ему более продолжительное время концентрировать внимание, быть усидчивым и активным. Как правило, материалом для сценического воплощения служат народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексикообразную функцию, формируют языковую культуру личности, активируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка. Развиваются основные языковые функции - экспрессивная (вербально-образный компонент речи). И коммуникативная (способность к общению, диалогу). Все выше сказанное дает основание утверждать, что участие в представлениях теневого театра повышает и эффективность коммуникативного развития детей дошкольного возраста.
Новизной и своеобразием стало то, что вся театрализованная деятельность была построена в нетрадиционной форме работы с детьми. А именно, через проектную деятельность, которая допускает решение разноплановых задач. Так я создала проект «Теневой театр» с другими специалистами: учитель-логопед и другой воспитатель. Таким образом, я создала картотеку фигур теней, картотеку пальчиковых игр с подробным описанием. Если ребенок затрудняется в изображении фигур, необходимо оказать ему помощь: взять его руки и свои и выполнить необходимые действия. Накапливая творческий опыт, дети при поддержке взрослого, могут стать авторами новых игровых и творческих сюжетов. Так, я с ребятами придумала, как рассказать русские народные сказки руками. Сказки могут быть самыми различными, главное условие — интерес детей, что обеспечивает мотивацию к успешному овладению теневым театром. Дети очень любознательны, стремятся к познанию и исследованию чего-то нового, неизвестного.
Еще одна инновация проекта - технология «Лепбук». Это самодельные книги, которые содержат в себе не только сказки и иллюстрации, но картинки с фигурами театра теней, подобранные соответствующему сюжету. Сказки: «Репка», «Колобок», «Заяц-хваста», «Красная шапочка».
Такой метод предоставляет ребенку возможность самому проводить ознакомление с наглядным материалом - он решает, как взаимодействовать с книгами. Использовались книги на завершающем этапе проектной деятельности, для того чтобы закрепить пройденный материал, а также периодически напоминать о нем в дальнейшем.
Чтобы поддерживать интерес детей, в проект были вовлечены родители. Инновационная идея заключается в важности заинтересовать родителей воспитанников перспективами формирования театрализованной деятельности в ДОУ, приобщая их к жизни детского сада и делая их полноправными партнерами через активное и непосредственное участие в мероприятиях, совместных детско-родительских конкурсах, постановках, создание и обогащение развивающей предметно-пространственной среды. А использование современных информационных технологий сделало мой опыт работы ярким. Проект «Теневой театр» запоминающим, а для детей интересным, так как применение ИКТ в д/с привлекает внимание дошкольников и помогает решать образовательные задачи.
Все занятия по театральной деятельности построены с учетом здоровье сбере-гающих технологий - системе, создающей максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного эмоционального, интеллектуаль-ного, личностного и физического здоровья. Это упражнения и игры на речевое дыхание; артикуляционная гимнастика; игры и упражнения на опору дыхания; игры на расширение диапазона голоса; творческие игры со словом, проводятся упражнения на релаксацию: «Мой сон», «Сбрось усталость», «Солнышко и туч-ка» и другие. Релаксация может проводиться как в начале занятия- с целью нас-тройки, так и в конце- с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опы-та.
Введение игровых и здоровьесберегающих технологий в занятия по театрали-зованной деятельности дали свои результаты. Выполнение игровых заданий помогли учащимся совершенствовать свой речевой аппарат, лучше овладеть своим телом. Дети с большим интересом и легкостью научились погружаться в мир фантазии, стали замечать и оценивать свои и чужие промахи, стали более раскрепощенными, общительными, четче формулировать свои мысли и излагать их публично. Дети не боятся сцены, с четырехлетнего возраста участвуют в театрализованных представлениях, где самыми благодарными зрителями являются родители юных артистов.
Литература:
1. Белоусова О. М. Инновационные технологии использования театрализованной деятельности как средство повышения качества образовательного процесса в ДОУ
2. Белошенко И. В. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста