Ольга Мордвинова
Новые профессиональные задачи воспитателя «Что изменил профессиональный стандарт»
▼ Скачать + Заказать документы
Новые профессиональные задачи воспитателя. Что изменил профессиональный стандарт.
В своем выступлении я постараюсь раскрыть следующие вопросы:
План
1. ФГОС ДО о компетенциях педагога.
2. Связь ФГОС и профстандарта
3. Характеристика профстандарта
4. Цели и функции, структура профстандарта
5. Новые профессиональные задачи воспитателя
6. Вывод
7. Рекомендации
В связи с выходом ФГОС ДО - № 1155 от октября 2013 произошли изменения в образовании, в т. ч и в дошкольном образовании.
Публикация «Новые профессиональные задачи воспитателя „Что изменил профессиональный стандарт“» размещена в разделах
С 2014 года детские учреждения приступили к реализации Стандарта дошкольного образования. В нем предусмотрены компетенции педагога в соответствии со Стандартом.
Компетенции предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия воспитанников
- поддержка индивидуальности, инициативы;
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях
- построение вариативного, развивающего образования ориентированного на зону ближайшего развития каждого ребенка
- взаимодействие с родителями (законными представителями) (сделать на слайд, как таблицу)
Компетенции, определенные в ФГОС е раскрывает профессиональный стандарт
Профессиональный стандарт педагога (извлечение)
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми
2. Знать общие закономерности развития ребенка
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста.
5. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды
6. Владеть методами и средствами анализа педагогического мониторинга
7. Владеть методами и средствами педагогического просвещения родителей
8. Владеть ИКТ- компетенциями
3. Профессиональный стандарт - документ, который фиксирует требования и функциональные обязанности работников многих специальностей.
Стандарт – инструмент повышения качества образования, и выхода отечественного образования на международный уровень.
Профессиональный стандарт был Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
от «18» октября 2013 г. № 544н
Зачем нужен профессиональный стандарт?
Стандарт-инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире
Стандарт-инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень
Стандарт- объективный измеритель квалификации педагога
Стандарт- средство отбора педагогических кадров в ДОУ.
Стандарт-основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем
В данный момент профстандарт педагога Минтруд рекомендует приостановить действие до 1 сентября 2019 года
Есть три основные причины:
1. Нужно установить для педагогов уровни владения профессиональными компетенциями.
2. Необходимо обеспечить соотношения требований профстандарта с ФГОСАМИ высшего образования.
3. Профстандарт описывает портрет идеального педагога.
Апробация документа показала, что его нельзя использовать в качестве эффективного практического инструмента, который определит траекторию профессионального развития конкретного работника.
Цель и функции профстандарта
Профессиональный стандарт педагога пришел на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога и дать новый импульс его развитию.
Цели применения ПС педагога
1. Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результат обучения и воспитания детей
2. Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда
3. Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях
4. Содействовать вовлечению педагога в решении задачи по повышению качества образования
В профстандарте трудовые функции (деятельность) прописаны в 3-х направлениях:
Обучение
Воспитание
Развитие
Главное в профессиональных качествах педагога,
-что он должен постоянно демонстрировать детям свое умение учиться. (Он сам учится и обучать детей)
Профессиональный стандарт
-повышает ответственность педагога за результаты своего труда
Что входит в компетентность педагога для достижения результатов:
- игровая компетентность (играть, придумывать);
- работа по интересам ребенка
- управление развивающей предметно-пространственной средой (по интересам детей, возрастным особенностям, добавлять современные предметы, игрушки).
-поддержка индивидуальности и инициативы детей через
Создание условий для свободного выбора детьми деятельности,
Новые профессиональные задачи воспитателя
Новые профессиональные задачи воспитателя ДОО
1. Совершенствование профессиональной компетентности воспитателя ДОУ:
-способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, которая базируются на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.
- владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками
Новые компетенции
-Работа с одаренными детьми,
-Работа в условиях инклюзивного образования реализации программ;
-Работа с детьми, имеющими проблемы в развитии (ОВЗ - дети с ограниченными возможностями здоровья);
-Работа с детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации, детьми-мигрантами, детьми-сиротами. (опекаемые дети, дети из социально неблагополучных семей и др.)
2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Федеральных Государственных Образовательных Стандартов дошкольного образования
3. Разработка основной образовательной программы учреждения
4. Владение ИКТ-компетентностями
5. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка на основе диагностики.
6. Ведение карт индивидуального развития ребенка (оформляется при поступлении ведется до выпуска в школу, знакомим родителей)
7. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей воспитанников.
• Возможность повышения эффективности образовательной деятельности с воспитанниками.
• Повышение квалификации педагогов
• Постоянная мотивация педагога к повышению квалификации.
• Побуждает педагога к поиску нестандартных решений
Сейчас профессиональный стандарт действует в части требований к квалификации, в случаях, когда предусмотрено законом.
Педагог – субъект развития своей профессиональной компетенции
Формы профессионального развития (квалификации)
педагога:
-Повышение квалификации (курсы, вебинары, семинары,онлайн-конференции);
- Работа в профессиональном сообществе (МО. Конкурсы, фестивали, смотры и т. д)
- Участие в методической работе ДОУ;
- Самообразование
Индивидуальный маршрут проф. Развития педагога
- максимально приближает процесс аттестации к повседневной практической деятельности, следовательно, экономит время и силы при подготовке к последующей аттестации;
- позволяет планировать собственную проф. Деятельность с учетом программы развития ДОУ и своих проф. Интересов на достаточно продолжительный период времени (межаттестационный 5 лет, равномерно распределив усилия, направленные на проф. Развитие (самоменеджмент);
-ориентирует на развитие таких профессионально значимых умений, как рефлексия, самоанализ, проектирование, организованность.
У каждого педагога свой индивидуальный маршрут профессионального развития. (в зависимости от своих трудностей,потребностей, затруднений, способностей)
На слайд выставить индивидуальный маршрут профессионального развития педагога.
Какие бы я дала советы и рекомендации по внедрению профессионального стандарта в ДОУ. Его нельзя внедрить сразу.
Рекомендации по внедрению:
1. Необходимо организовать пед. Работников учреждения с содержанием проф стандарта «Педагог»;
2. Обсудить на пед. Метод советах, МО проф стандарта
3. Реализация информации на стендах и сайте ДОУ
4. Разработка, согласование и утверждение локальных правовых актов ДОУ в области формирования кадровой политики, трудовых отношений с воспитателями, нормирования, оценки качества труда воспитателей (трудовой договор, эффективный контракт, положение о стимулировании, положение об оплате труда, Положение о профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников)
5. Организация и проведение процедуры самооценки педагогами своей квалификации в соответствии с уровнями проф. Стандарта педагога в ДОУ
6. Составление дифференцированной программы проф. Развития педагогов ДОУ на основе самоанализа (самооценки, уровня соответствия компетенций педагога, содержанию трудовых функций проф. Стандарта педагога.
Спасибо за внимание!