Шипунова Оксана Владимировна
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы. Цели и задачи
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа группы старшего дошкольного возраста от 6 до 7лет разработана в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО) и с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика», под редакцией В. Ю. Белькович, Н. В. Гребёнкиной.
Публикация «Рабочая программа воспитателя подготовительной группы, Цели и задачи» размещена в разделах
По образовательным областям: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
деятельности на уровне дошкольного образования и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно - правовыми
документами:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, принят государственной Думой 21.12.2013;
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования от
17.10.2013 г. № 1155 (далее - ФГОС ДО);
«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях (Постановление от 15.05.2013 г. №
26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования,
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30
августа 2013 № 1014;
Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 № 966;
Законом об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, принят
государственной Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 июня 2013;
Постановлением Администрации города № 9788 от 20.12.2012г. «Об утверждении стандарта
качества муниципальной услуги «Дошкольное образование в образовательных учреждениях,
реализующих программу дошкольного образования»,
действующим законодательством и локальными актами ДОО.
Программа включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям развития (далее — образовательные области) - социально-
коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому.
Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются
интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими
специфику каждой образовательной области.
Целью Программы является - создание условий развития ребенка, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих
способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту
видам деятельности; создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой
систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа направлена на реализацию следующих задач :
1)
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2)
обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального
3
статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных
возможностей здоровья);
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках
образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных
образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого
потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических
качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования
предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм
дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности
с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным,
психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей.
Программа нацелена на создание следующих психолого-педагогических условий:
личностно ориентированного взаимодействия взрослых с детьми;
полноценного общения ребёнка со сверстниками, старшими и младшими детьми;
разработку развивающих педагогических технологий, соответствующих возрасту и
опирающихся на усвоение культурных средств деятельности в определённом возрасте;
разработку
развивающей
предметно-пространственной
среды,
обеспечивающей
коммуникативную, игровую, познавательную, речевую, физическую, творческую
деятельность детей в соответствии с возрастом;
возможности выбора для всех субъектов образования (педагогов, детей, родителей (законных
представителей) образовательных программ, педагогических технологий и видов
деятельности.
В соответствии со статьёй 64 (п. 1) Федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации» (№ 273-ФЗ, от 29 декабря 2012 г.) Программа направлена также на формирование общей
культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование
предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и
укрепление
1.2. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
При разработке обязательной части Программы использовались принципы и подходы,
описанные в образовательной программе «Мозаика» авторы-составители В. Ю. Белькович, Н. В.
Гребёнкина, И. А. Кильдышева, так как они соответствуют идеям и логике ФГОС ДО.
Принцип последовательности. В основе - отход от формального параллельного планирования
с большими временными затратами на написание планов к последовательному планированию
образовательной деятельности с детьми (неделя — временной период планирования) :
- формулируются образовательные задачи (специфические) на этот период, решение которых
предполагается в ходе совместной деятельности, во время режимных моментов, ситуациях
повседневного общения с детьми;
- подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми;
- вводятся новые слова в активный словарный запас;
- создаётся развивающая предметно-пространственная среда.
Принцип интеграции. В основе - установление системных связей между образовательными
задачами разных образовательных областей через их дополнение и взаимное обогащение.
Комплексно-тематический принцип. В основе - выбор определённой темы в соответствии с
интересами и возможностями детей. Событийная организация образовательной деятельности в
условиях комплексно-тематического планирования расширяет многочисленные возможности для
детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Реализация содержания всех образовательных областей основывается на следующих
принципах:
1 Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте
заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то
общего, т. е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются
разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте
овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и
пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы
конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы,
прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный
подход к организации содержания.
2 Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с
одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык,
рисование и др., а с другой — существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому
углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей
собственную интерпретацию разных явлений 8 как вербальными, так и невербальными средствами.
У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л. С.
Выготский).
3 Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности,
связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их
самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность
на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых
ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.
4 Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и
отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т. п., что
способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления.
5 Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как
самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемого условиями
задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно
активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов
решений, что является одним из показателей креативности.
6 Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность,
уверенность, решительность и т. п., так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и
др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.
7 Учет основных стилей восприятия : одни дети лучше усваивают содержание с опорой на
зрительное восприятие (визуальное, другие — на слуховое (аудиальное, а третьи — на
двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и
рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут,
во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут
развиваться более слабые для них типы восприятия.
8 Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях
содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании
карнавальных костюмов и т. п., что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.
9 Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком
пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии
текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет, а мальчики — на
смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики — более выносливы и др.
10 Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию
продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам
результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных
действий.
Сформулированные свыше принципы безусловно носят здоровьесберегающий характер,
обеспечивая полноценное психическое развитие, сохранение эмоциональной сферы, формирование
базисных характеристик личности. Основным лейтмотивом Программы является уход от
монологической педагогики к педагогике диалога: ребенка с взрослым, детей между собой, диалога
педагогов друг с другом и родителями. Содержание Программы предполагает также диалоги культур
и поколений.
Проектирование Программы
Направления
Реализуемые программы
развития ребенка
Обязательная часть
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Социально-
Образовательная
коммуникативное
программа
Познавательное
дошкольного
развитие
образования
Раздел «Речевое развитие» Примерная
Речевое развитие
«Мозаика» авторы:
образовательная программа дошкольного
Художественно-
В. Ю. Белькович,
образования «Истоки», под ред. Л. А. Парамоновой
эстетическое
Н. В. Гребенкина,
развитие
И. А. Кильдышева
Физическое
развитие
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема, а части,
формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в
каждом из которых отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений, а также дополнительный раздел «Краткая презентация Программы».
Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей
и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
- специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность;
- выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые
в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям
педагогического коллектива;
- сложившиеся традиции Организации или Группы. Содержание программы рассчитано на детей от 6
до 7 лет.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений,учитывает
потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:
выбор тех парциальных программ, которые соответствуют потребностям и интересам детей, а
также возможностям педагогов; сложившиеся традиции дошкольного учреждения и группы.
Программа разработана на основе культурно-исторического и системно-деятельностного
подходов, являющихся методологией ФГОС ДО.
1.4. Планируемые результаты освоения Программы
ФГОС ДО (раздел IV. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования, п. 4.6) определяет в общем виде целевые ориентиры
дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка.
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечён в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость
в достижении результата своих действий;
использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчёски, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность
в бытовом и игровом поведении;
владеет активной речью, включённой в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребёнок воспроизводит действия взрослого;
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и
искусства;
у ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-
исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род
занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться
успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается
разрешать конфликты;
ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,
и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную
и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка
складываются предпосылки грамотности;
•
у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,
•
вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
•
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
•
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослыми сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает
начальными знаниями о себе, о природном и социальноммире, в котором он живёт;
•
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п. ;
•
ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в
различных видах деятельности.
На основе данных целевых ориентиров в Программе «Мозаика» сформулированы
предполагаемые результаты её освоения детьми разных возрастных групп. Дифференциация данных
целевых ориентиров по возрастам и направлениям организации жизнедеятельности детей (в виде
показателей развития) произведена в соответствии с направлениями развития и образования детей
(образовательными областями) : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие;
речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Основанием подобной дифференциации целевых ориентиров является научно-методический
анализ психолого-педагогических исследований в области дошкольного образования (Л. А. Венгер,
А. П. Усова, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Н. Н. Поддьяков, О. М. Дьяченко, В. А. Петровский, Г. Г.
Кравцов, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова, Н. Я. Михайленко, О. С. Ушакова, Л. А. Парамонова, Т. В.
Тарунтаева, Е. Е. Шулешко, К. В. Тарасова, С. Л. Новосёлова, Э. И. Леонгард и др.).