галина кривоножкина
Итоговая работа на «Профессиональные компетенции»
▼ Скачать
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Профессиональные компетентности.
1.1. Составляющие профессиональной компетентности
1.2 Профессиональная компетентность педагога
Глава II. Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Введение
Публикация «Итоговая работа на „Профессиональные компетенции“» размещена в разделах
Сложившаяся к началу двадцать первого века социокультурная и пе-дагогическая ситуация заставляет современные образовательные учрежде-ния разных типов реализовывать свой опыт в двух формах: как модерни-зацию, согласно которой происходит совершенствование системы при её сохранении; и реформации, когда происходит её переход к каче-ственно новой системе. В связи с этим принципиально по-новому ставит-ся цель обучения: психическое и творческое развитие воспитанников на основе способности личности к самореализации.
Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие
повышения качества педагогического процесса. Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педаго-га, т. е. его профессиональной компетентности.
Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педа-гога
обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С. И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как
«осведомлённый, авторитетный в какой-либо области».
В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на
содержание понятий «компетенция», «компетентность».
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни.
В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенци-ей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельно-сти.
Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность
профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной
педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к
педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняю-щейся
педагогической среде.
Считаю выбранную мною тему актуальной и инновационной на со-временном этапе развития образования. Инновационность заключается в улучшении педагогической системы, способствующей достижения более качественных и более высоких результатов в образовании и воспитании детей. В отечественной педагогике можно встретить мнение, что обучение – это процесс передачи информации от педагога к ребенку. Такая позиция отводит дошкольникам пассивную роль, а ведь дети по природе своей ис-следователи. Обучение должно быть проблемным, содержащим элементы самостоятельной исследовательской работы.
Глава I. Профессиональные компетентности.
1.1 Составляющие профессиональной компетентности
К основным составляющим профессиональной компетентности
относятся:
• интеллектуально-педагогическая компетентность – умение при-менять знания, опыт в профессиональной деятельности для эф-фективного обучения и воспитания, способность педагога к ин-новационной деятельности;
• коммуникативная компетентность – значимое профессиональ-ное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодей-ствия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию.
• информационная компетентность – объем информации педаго-га о себе, воспитанниках, родителях, коллегах.
• рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необхо-димо
обладать определенным набором компетенций.
Основная цель современного образования – соответствие актуаль-ным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способ-ной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, само-образованию и самосовершенствованию. Исходя из вышесказанного сво-бодно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом до-стижения поставленных целей.
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квали-фицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
1.2 Профессиональная компетентность педагога
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное яв-ление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и спосо-бов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).
В соответствии с определением понятия «профессиональная компе-тентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педаго-гических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:
1. Владение современными педагогическими технологиями и их приме-нение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
В качестве одной из важнейших составляющих профкомпетентно-сти является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образова-ния хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «ОБРА-ЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ…». Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетво-ренности, осознании несовершенства настоящего положения образова-тельного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Воспитатель 21 века – это:
- Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к ду-ховному, профессиональному, общекультурному и физическому совер-шенству;
- Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и техноло-гии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
-Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
- Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, пе-дагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, зани-маться самообразованием, обладать многогранностью интересов.
Глава II. Профессиональные компетенции воспитателя ДОУ
На основании и теоретических положений были разработаны ряд социально – профессиональных компетенций воспитателя ДОУ, позволя-ющих ему осуществлять познавательное развитие дошкольников:
социальные компетенции : способность личности обмениваться ин-формацией, заявлять о своих потребностях и интересах, проявлять терпи-мость к другим людям и их мнениям, обладать определенной эмоциональ-ной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим лю-дям, участвовать в работе команды;
познавательные компетенции : самостоятельно обрабатывать инфор-мацию, концентрироваться на учебе или работе, переносить освоенные способы учения на новые ситуации, находить источники информации, са-мостоятельно обрабатывать, структурировать информацию и т. д. ;
операциональные компетенции : определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять вре-менной регламент работы;
специальные компетенции : планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения.
Таким образом, профессиональные компетенции являются базисом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, ко-торый позволяет педагогу дошкольного образования интегрировать зна-ния, умения, навыки и интеллектуальные способности при осуществлении инновационной деятельности и применении на практике современных об-разовательных технологий.
Профессиональная компетентность педагога характеризуется как об-щая способность педагога мобилизовать свои знания, умения. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования. На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетент-ность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Формирование профессиональной педагогической компе-тентности – процесс, продолжающийся на протяжении всего профессио-нального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность - одна из характеристик профессиональной компетентности педагога. Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетент-ности оказывает стаж работы.
Также выделяют следующие виды компетентностей :
1. Компетенция в ведении образовательного процесса. Подготовка к обра-зовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую компе-тентность, постоянный поиск новой информации. Глубокое знание до-школьной педагогики, основных методик воспитания и обучения детей дошкольного возраста с применением на практике. Использование раз-личных методов обучения, различных видов деятельности и материалов, которые соответствуют уровню развития детей. Использование средств диагностики.
2. Компетенция в организации информационной основы деятельности воспитанников. Подготовка к образовательной деятельности вызывает необходимость иметь высокую ИКТ-компетентность, постоянный поиск новой информации.
3. Компетентность в организации воспитательной работы. Признание за детьми права выбора (деятельности, партнера). Создание возможности для его осуществления. Моделирование отношения сочувствия и позитив-ных способов общения с акцентом на разрешение проблем и конфликтов. Проявление уважения к мыслям и суждениям каждого ребенка.
4. Компетентность в установлении контактов с родителями. Данная компетентность позволит воспитателю привлечь родителей и предста-вителей общественности к совместному формированию критериев качества образования, конкретизировать социальный заказ, сделать ДОУ инвести-ционно-привлекательным.
5. Компетентность в выстраивании индивидуального образовательного маршрута воспитанников. Организация собственной педагогической дея-тельности, ориентированной на индивидуальные особенности ребенка. Владение средствами диагностики индивидуальных особенностей ребенка и особенностей группы. Определение индивидуальных целей на кратко-срочную и долгосрочную перспективу.
6. Компетентность в разработке и реализации авторских образова-тельных программ. Данная компетентность помогает расширить содержа-ние образования в конкретной области знаний, реализовать творческий потенциал и развить интерес воспитанников к определенному виду дея-тельности.
7. Компетентность во владении современными образовательными техно-логиями. Позволяет осуществить компетентностный подход в образовании.
Способствует развитию обобщенных способов деятельности воспитанни-ков, позволяющих им свободно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
8. Компетентность профессионально-личностного совершенствования. Обеспечивает постоянный рост и творческий подход в педагогической дея-тельности, предполагает непрерывное обновление собственных знаний и умений, что обеспечивает потребность к постоянному саморазвитию.
9. Креативная компетентность педагога. Для оценки этого направления следует учесть, насколько воспитатель отличается способностью к поиску и внедрению в практику новых педагогических идей, новых способов реше-ния педагогических задач. Позитивное отношение к новым идеям, стрем-ление реализовать их на практике по собственной инициативе, без воздей-ствия администрации. Проявление компетентности в обобщении и рас-пространении педагогического опыта.
10. Компетентность в организации здоровьесберегающих условий образо-вательного процесса. Данная компетентность обеспечит наличие критерия нового качества образования - создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
11. Компетентность в создании предметно-пространственной среды.
Данная компетентность позволяет обеспечить организацию детских сооб-ществ и стимулирование процессов саморегулирования детей, предостав-ляя им материалы, время и место для выбора и планирования их собствен-ной деятельности.
Учет деятельности специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, воспи-татель физической культуры, педагог изостудии) позволяет не только пе-реносить определенные навыки детей из одного вида деятельности в дру-гой, но и обогащает жизнь ребенка, делает ее более осмысленной, развива-ет потребность поделиться накопленными представлениями с другими в иных обстоятельствах.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических техноло-гий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной професси-ональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в ко-торых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогиче-ского опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в ре-зультате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, кото-рые затем интегрируются в педагогическую деятельность.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую
созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и
профессионализма педагога есть необходимое условие повышения
качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного
образования в целом.
В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой цен-тральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодей-ствия педагога с детьми. Современный образовательный процесс пред-ставляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие). Педагогическое взаимо-действие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспи-танников, следствием которого являются изменения в их поведении, дея-тельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка – значимая фи-гура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с деть-ми. Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высоко-профессиональные педагоги. Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. Г. Семушина, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Конкретизируя понимания сущности профессио-нализма применительно к профессионально – педагогической деятельно-сти, О. М. Краснорядцева определяет профессионала педагога как челове-ка, хорошо понимающего общие тенденции развития образовательного процесса, своего места в нем и обладающего особым видением человека в процессе развития, понимающего направленность и результативность пси-хологических действий и воздействий; превращающего любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способного к проектиро-ванию развивающей педагогической среды и самого себя.
Становление новой системы дошкольного образования требует ради-кального переосмысления сложившегося подхода к профессиональной де-ятельности педагога. Современному детскому саду нужен педагог, способ-ный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесо-образную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанно-сти. Современное образование характеризуется активным включением пе-дагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых про-грамм и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной дея-тельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалифика-ции, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.
Залогом профессионального роста педагога является постоянное стремление к повышению мастерства. Профессиональное умение достигает-ся лишь постоянным трудом. Требование учиться на протяжении жизни не является новым для работников образовательной сферы. Однако сегодня оно получило новое звучание. Педагог должен не только отслеживать и изу-чать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и овладеть современными педагогическими технологиями. Освоение технологий связано с изменением педагогического мышления. С психологи-ческой точки зрения это требует значительных усилий, мобилизации ресур-сов и способностей человека. Педагоги с достаточным уровнем внутренней мотивации, креативные личности, ориентированные на успех, способны са-мостоятельно достигнуть высокого уровня профессионализма. Однако для большей части педагогов необходимо создание специальных условий. Не каждый педагог может подняться до вершины новаторства. Но к творческо-му поиску оптимальных средств, форм, методов обучения и воспитания де-тей может приобщиться каждый. Хорошие профессиональные знания, раз-витые педагогические способности, умения в области педагогики, постоян-ная работа над собой – вот необходимые условия достижения педагогом вы-сокого профессионального мастерства.
Заключение
Профессиональная деятельность педагога имеет свои специфические особенности. Многие исследователи отмечают, что успешное развитие ре-бенка, его личностная активность и социальная состоятельность зависят от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого. Исхо-дя из этого, специфика профессиональной деятельности педагога заключа-ется в том, что инвариантные требования и характеристики профессио-нальной деятельности обогащаются отличительными чертами: возрастны-ми особенностями детей дошкольного возраста, своеобразием организа-ции деятельности, характером взаимодействия между детьми и сотрудни-ками ДОУ. Деятельность педагога определяется его миссией, связанной с обеспечением оптимальных организационно-управленческих условий для успешного воспитания, обучения, развития, социализации на этапе до-школьного детства.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога :
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических техноло-гий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;
- обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной професси-ональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в ко-торых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогиче-ского опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в ре-зультате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, кото-рые затем интегрируются в педагогическую деятельность.