Янина Позднякова
Профессиональный стандарт педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему: «Профессиональный стандарт педагога»
Автор:
Позднякова Я. Ю. заведующий,
ГБДОУ детский сад № 103 Фрунзенского района СПб
В мае 2012 года РФ В. В. Путин поручил разработать профессиональные стандарты для учителей русского языка и математики. В настоящее время речь идет уже о стандарте учителя не зависимо от предмета. Проект профстандарта опубликован на сайте Минобрнауки. Предложения и замечания к проекту можно оставить на сайте общественного совета при Министерстве и официальной странице Минобрнауки России в Живом Журнале.
Публикация «Профессиональный стандарт педагога» размещена в разделах
Проект профессионального стандарта педагога разрабатывается экспертами, заслуженными педагогами РФ. Рабочую группу по разработке концепции возглавил директор Московского Центра образования №109 Е. А. Ямбург. В целом, содержание концепции заключается в следующем:
Необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями:
- работа с одаренными учащимися;
- работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии;
- работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
- работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Профессиональный стандарт должен :
- соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога;
- соответствовать международным нормам и регламентам;
- избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей;
- не превращаться в инструмент жесткой регламентации деятельности педагога;
- побуждать педагога к поиску нестандартных решений;
- соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств, от которых зависят исчисление трудового стажа, начисление пенсий и т. п.
Характеристика стандарта
- профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации;
- общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории;
- профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ;
- профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе;
- профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности : обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам педагога, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональный стандарт педагога может применяться :
- при приеме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
- при проведении аттестации педагогов.
Цель применения
- определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка;
- обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда;
- обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях;
- содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Содержание профессионального стандарта педагога
- часть первая: обучение.
- часть вторая: воспитательная работа.
- часть третья: развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности).
- часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в учреждении.
- часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования.
Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся с учетом уровней образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога со способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, критерием успешной работы становятся интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал) Интегративные показатели оценки деятельности педагога преобладают и в начальной школе.
Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности в лице учащихся и их родителей (законных представителей).
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им занятий, или в иной форме. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита).
Такова официальная сторона разработки ПС.
Тем не менее, существует не одна ложка дегтя в бочке стандартизации. Если мы обратимся к терминологии, то увидим несоответствие общеупотребимого смысла термина «профессиональный стандарт» от смысла термина, применимо к педагогу.
Общий смысл термина: «Профессиональный стандарт – документ, раскрывающий с позиций сферы труда (объединений работодателей (и/или профессиональных сообществ) содержание профессиональной деятельности в рамках определенного вида экономической деятельности, а также требования к квалификации работников»
Смысл термина от создателя теории профстандарта педагогической деятельности Шадрикова В. Д. : «Под профессиональным стандартом будем понимать систему требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в деятельности».
Если сравнить эти два определения, то налицо некоторая дискриминация педагога : стандарт не только определяет содержание деятельности работника и требования к квалификации, но и ставит под вопрос саму возможность заниматься педагогу педагогической деятельностью, если один из компонентов СИСТЕМЫ не будет соответствовать стандарту.
Далее, если проанализировать необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями, то окажется, что новых компетенций мы с вами не обнаружим.
Безусловно, радует то, что Рабочая группа понимает необходимость дополнения ПС региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории и внутренним стандартом ОУ.
Одно из требований ПС – наличие у педагога высшего педагогического образования. Что же делать тем педагогам, которые в силу преклонного возраста и наличия огромного опыта не хотят или не могут получать высшее образование?
В документе отсутствуют права педагога, зато много часто встречается слово «должен». И, прежде всего, педагог должен обучать, воспитывать, развивать. Но ведь для педагога развитие, как правило, не какой-то отдельный вид деятельности, это логический результат именно обучения и воспитания. Возникает ощущение, что часть документа писали люди, очень далекие от образования. А теперь вспомним образовательные направления по ФГОС ДОО: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Не породит ли данное противоречие ПС и ФГОС путаницы и неразберихи в рядах измученных реформами педагогов?
Профсоюз учителей обеспокоен множеством противоречий правового плана. Вот только некоторые из них:
1. Должности «педагог» в настоящее время не существует и не предполагается для включения в Номенклатуру должностей педагогических работников;
2. Проектом ПС предусматриваются отдельные требования к знаниям и умениям, обладание которыми в настоящее время у некоторых педагогических работников может отсутствовать (готовность принять любых детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей, в том числе, инклюзивных и т. д., отсутствие профессиональной подготовки, соответствующей требованиям представленного проекта ПС может привести к признанию педагогических работников не соответствующими занимаемой должности;
3. В проекте профессионального стандарта недостаточно разработан понятийный аппарат;
4. Проектом профессионального стандарта к трудовой функции педагога отнесена разработка различных программ, тогда как согласно части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», разработка и даже участие в разработке образовательных и др. программ является правом, а не обязанностью педагогических работников;
Проект ПС предъявляет, на наш взгляд, завышенные требования к педагогу, мелочно регламентирует многочисленные обязанности педагога, демонстрируя недоверие работникам педагогической сферы.