Светлана Черкасова
Выступление на педсовете «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт»
▼ Скачать + Заказать документы
В понятие трудовая функция входят три составляющих :
• Общепедагогическая функция. Обучение.
• Воспитательная деятельность.
• Развивающая деятельность.
Каждая составляющая состоит из трудовыхдействий, необходимых умений и необходимых знаний.
Содержание трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний по каждой составляющей трудовой функции.
1. Общепедагогическая функция. Обучение.
Трудовые действия :
• Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы.
Публикация «Выступление на педсовете „Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего,основного общего, среднего общего образования.
• Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды.
• Планирование и проведение учебных занятий.
• Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению.
• Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися.
• Формирование универсальных учебных действий.
• Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ).
• Формирование мотивации к обучению.
• Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
Необходимые умения:
• Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность. Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей.
• Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.
• Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
• Владеть ИКТ-компетентностями:
общепользовательская ИКТ-компетентность;
общепедагогическая ИКТ-компетентность;
предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
• Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.
Необходимые знания:
• Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке.
• История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества.
• Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики.
• Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
• Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения.
• Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
• Рабочая программа и методика обучения по данному предмету.
• Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного,начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства.
• Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи.
• Конвенция о правах ребенка.
2. Воспитательная деятельность.
Трудовые действия :
• Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
• Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности.
• Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
• Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации.
• Проектирование и реализация воспитательных программ.
• Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т. д.).
• Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка).
• Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации.
• Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
• Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде.
• Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка.
Необходимые умения:
• Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
• Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их.
• Создавать в учебных группах разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников.
• Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
• Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу.
• Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
• Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
• Владеть методами организации экскурсий, походов и т. п.
• Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач.
Необходимые знания:
• Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
• История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества.
• Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях.
• Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики.
• Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки.
• Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.
• Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов).
3. Развивающая деятельность
Трудовые действия :
• Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития.
• Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
• Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка.
• Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных, необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др., дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
• Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума.
• Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
• Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу.
• Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни.
• Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.
• Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Необходимые умения:
• Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья.
• Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
• Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ.
• Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т. д.).
• Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося.
• Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
• Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся.
• Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик.
• Формировать детско-взрослые сообщества,
Необходимые знания:
• Педагогические закономерности организации образовательного процесса.
• Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития.
• Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся.
• Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских сообществ.
• Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью.
• Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей.
• Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ.
Другие характеристики:
• Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.