Лебедева Любовь Васильевна
Коррекционно-развивающее занятие по межличностному взаимодействию в 5 классе в форме психологической игры «Новоленд»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно – развивающее занятие по межличностному взаимодействию и развитию коммуникативных навыков младших подростков
Большая психологическая игра "Новоленд”
Задачи игры :
Темочки:
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Психологические игры
- Психология подростка
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- формирование опыта межличностного взаимодействия, опыта выстраивания собственной деятельности и взаимоотношений с учетом собственных интересов и интересов других людей;
- поставить участников игры в ситуацию, которая требует принятия самостоятельное и коллективного решения, предоставить возможность для собственного выбора взаимодействия и решения в конкретной ситуации;
- развитие рефлексии;
- развитие коммуникативных навыков.
Описание проблем или задач развития, на решение которых направлена данная игра. Состав пятого классавсего 16 человек. В новом учебном году в класс поступили двое подростков пришли. Каждый из учащихся класса претендует на лидерство. Присутствует постоянная конкуренция между детьми, которым сложно найти взаимопонимание в следствие постоянной конкуренции в общении и учебе между ними. Одноклассники не могут делиться друг с другом школьными принадлежностями, работа по одному учебнику или дидактическому материалу вызывает сложности.
Предполагаемый психологический результат : представленная игра должна способствовать формированию у участников умений и навыков сотрудничества, участники получают возможность прожить ситуацию взаимодействия, с целью принятия индивидуального или группового решения разных задач и провести анализ преимуществ либо недостатков какого-либо подхода; дает понимание участникам о качествах, которые помогают, либо мешают эффективному взаимодействию и сотрудничеству. Игра способствует закреплению навыков межличностного взаимодействия, рефлексии.
Описание сюжетной канвы: данная игра представляет собой игровую оболочку, на фоне которой решаются развивающие и коррекционные психологические задачи.
Сюжет. Все подростки класса купили дома - таунхаусы в новом коттеджном поселке «Новоленд». Происходит одновременное заселение участников игры в таунхасы, которые обживаются в своих домах. (В помещение участники передвигают столы, каждый участник создаё т собственное жилое пространство: некоторые участники украшают и обустраивают жилище реальными вещами, находящимися под рукой в помещении, некоторые – воображаемыми предметами).
Участникам предоставляется определенное время, чтобы участники игры смогли сходить друг к другу в гости, познакомиться с другими соседями коттеджного поселка. Далее начинается так называемая «жизнь» в поселке. Ребятам предлагаются разные ситуации, в которых нужно сотрудничать, принимать решение, осуществлять выбор.
Задания раздаются по ходу игры персонально, ведущим игры происходит фиксация, как участникам удается разрешить поставленную перед ними проблему и решить ситуации, кого из участников игры включили в процесс.
Игровой результат. Участники создают уникальный сценарий собственных действий.
Тип сюжета: реальный.
Время на игру и на обсуждение: 70 минут игра, 10-15минут ее обсуждение.
Участники: 14 учащихся 5 класса в возрасте 11-12 лет. Ведущий - один взрослый. Участие педагога в данной игре не предусмотрено. Но если такое желание возникнет, то он может присутствовать на игре только в качестве участника.
Возможное продолжение игры в деятельности педагога - психолога и педагогов.
Педагогу можно использовать в виде групповой работы на уроке или работы в парах сюжет данной игры. В качестве психологической игры, проведение целесообразно только на соответствующих занятиях с ведущим тренером.
Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа
№ этапа Время на проведение Содержание этапа
Задачи этапа Необходимые материалы
1. 10 - 15 минут Начало игры. Введение в игру и распределение ролей.
Ведущий рассказывает о правилах, вводит детей в игровую ситуацию Трансляция игровой мифологии. Распределение ролей.
Способствовать созданию игровой атмосферы, отслеживать принцип равноправия во время «благоустройства домов» Классное помещение, столы, стулья – всё, предметы, находящиеся в помещении и в портфелях участников (по их желанию)
2. 10 минут Создание и решение проблемной ситуации: Уже поздно для поездки в город, магазин в поселке еще не работает, очень нужно молоко. К кому из соседей пойдёшь с просьбой угостить тебя молоком? Социометрия. Наблюдение и фиксация способов решения проблемыв представленной ситуаций.
Создание модели эффективного сотрудничества и взаимодействия.
3. 10 минут Создание и решение проблемной ситуации: Ты уезжаешь из города на 3-4 дня. Кому из соседей доверишь кота? кто будет кормить собаку во дворе?
Социометрия. Наблюдение и фиксация способов решения проблемыв представленной ситуаций.
Создание модели эффективного сотрудничества и взаимодействия.
4. 10 минут Создание и решение проблемной ситуации: Ты обустроился, поэтому решил устроить праздник - вечеринку. Кого пригласишь? Социометрия. Наблюдение и фиксация способов решения проблемыв представленной ситуаций.
Создание модели эффективного сотрудничества и взаимодействия.
5. 10 минут Создание и решение проблемной ситуации: Твой забор со стороны соседа испорчен. Выясни ситуацию.
Социометрия. Наблюдение и фиксация способов решения проблемыв представленной ситуаций.
Создание модели эффективного сотрудничества и взаимодействия.
6. 10 минут Создание и решение проблемной ситуации: У вас возникают периодически проблемы с электричеством и водопроводом. Проведите собрание поселка для их разрешения. Наблюдение над способами разрешения проблемных ситуаций. Создание и фиксация модели сотрудничества на собрании.
7. 10 минут Завершение игры. Наведение порядка в классе
Переключение с игровой ситуации на реальность.
Перенос навыков взаимодействия из игры в реальность.
8. 10-15 мин. Обсуждение.
Формирование навыков рефлексии.
Самоотчет ведущего в обсуждении игры.
В заключение мы расставляем парты по местам, в процессе чего происходит перенос из игровой ситуации в реальность. Происходит перенос навыков взаимодействия из игровой в реальную ситуацию.
Далее с участниками игры обсуждали что мы делали, как играли. Обсуждались следующие вопросы: «понравилось – не понравилось», «какие эмоции и чувства вызывала та или иная ситуация?” и т. д. Также осуждались вопросы: чему научился во время игры? Что вызвало удивление в процессе игры, а что порадовало или огорчило? Как можно изменить игру, чтобы играть стало интереснее? Какие элементы взаимодействия во время игры использовать в повседневной жизни? Что это нам даёт?
Игра позволяет получить информацию о межличностной ситуации в коллективе класса, знание которой дает возможность педагогу более эффективно строить учебный и воспитательный процесс, формировать у подростков навыков сотрудничества.