Чмыхалова Ольга
Конспект НОД в старшей группе «Животные севера»
▼ Скачать
Тема НОД: Познавательное развитие в старшей группе (ознакомление с социальным миром, с миром природы)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Животные севера“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель - создание социальной ситуации развития детей, посредством знакомства с животными севера в процессе путешествия на Крайний север в поисках медведицы.
Задачи:
1. Создать условия для познавательного интереса и познавательной активности через игровую ситуацию.
2. Обеспечить эмоциональное благополучие через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям с помощью беседы, художественной литературы, рассматривания иллюстраций, расширения и пополнения словарного запаса детей.
3. Создать условия для предоставления свободного выбора детьми карточек, картинок через объединение в малые группы.
4. Создать условия для принятия детьми решений, выражений своих чувств и мыслей через поисковую деятельность.
5. Создать условия для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, для развития коммуникативных способностей детей и развитие умения работать в группе сверстников через дидактические игры в воспитании у детей интереса к жизни животных севера, бережного отношения к природе, отзывчивости детей.
Предварительная работа: Беседы о природе Крайнего севера и его достопримечательностях. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Материалы, оборудование: Мягкая игрушка белого медведя, фотографии семей Крайнего севера, картинки одежды к игровому заданию «Выбери одежду для путешествия на север», картинки транспорта для игрового задания «Выбери транспорт для путешествия». Глобус для создания ситуации «Собираемся в путешествие на Север», картинки для игрового задания «Найди картинки Крайнего севера», мультимедийный проектор для Дидактической игры «Загадки и отгадки», снежки. Льдинки с изображением частей животных для дидактическая игры: «Расскажи, что изображено». Расколотые льдинки для игрового задания: «Собери картинку животного Севера». Мультимедийная презентация «Белый медведь», картинки животных для раскрашивания, угощения, запись голоса Умки, запись песни «Где - то на белом свете…»
Организационный момент: (слайд 1.)
Солнце на небе проснулось, нам, ребятам улыбнулось
Глазки тихо закрываем, руки к небу поднимаем
Лучик к солнцу возьмем и к сердечку поднесем.
Сейчас на улице холодно, а в наших сердечках поселилось добро и тепло. Давайте этим теплом поделимся, передадим его через ладошки друг другу. Как приятно тепло, хорошее настроение пошло по ладошкам и пусть оно останется на протяжении всего мероприятия. Давайте хорошее настроение подарим гостям (руки все тянут гостям)
Основная часть
Создание проблемной ситуации. Мотивация
Стук в дверь: (появляется медвежонок –мягкая игрушка)
Ведущий: ой, ребята, а кто это у нас такой маленький, беленький, мне кажется, я его где-то видела, но не могу вспомнить (жду ответы детей)
Ведущий: да, это же Умка – маленький медвежонок. Он всю неделю у нас гостил, но почему - то загрустил и не хочет веселится? Что же с ним случилось, не знаете? (ответы детей)
Запись голоса Умки: Я у вас играл, резвился, рисовал, но загостился, к маме мне уже пора, помогите детвора. Где же мамочку найти? Как не сбиться мне в пути.
Ведущий: А где живет Умка? ( ответы детей: Умка — это белый медведь, а белые медведи живут на севере)
Ребенок: на севере белый Мишутка живет, но только как бурый он мед не сосет. Наш Мишка пытается рыбу ловить, чтоб вкусно покушать и жить не тужить.
Ведущий: вокруг незнакомые места и мамы рядом нет. А мама осталась на севере и конечно сейчас волнуется. Что же делать? (дети предлагают помочь)
Ведущий: тогда мы с вами отправимся в путешествие на Север и поможем Умке найти маму. Какие вы молодцы, никого не оставите в беде.
Создание ситуации «Собираемся в путешествие на Север»
Ведущий: Ребята, а где находиться Север? Давайте посмотрим на глобусе (подходим к столу) Что такое глобус? (это уменьшенная модель Земли. Наша планета – это огромный шар. Такой большой, что нужно много, дней и ночей, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг)
Как вы думаете. А почему Северный полюс на глобусе отмечен белым цветом?
(«Крайний Север – это далёкие края, покрытые ледяными горами, плавающими льдинами и айсбергами. Там долгая полярная ночь и долгий полярный день. Зима холодная, с сильными ветрами, длиться полгода. А лето очень короткое.
Ведущий: как вы думаете, подойдёт наша одежда для путешествия на Север?
Посмотрите на фотографии двух семей. На какой из них изображена семья, живущая на Севере? Почему вы так думаете? (дети объясняют свой выбор) Отправляемся в магазин.
Игровое задание «Выбери одежду для путешествия на Север»
Посмотрите, какой здесь большой выбор. Но вы не забывайте, что мы должны выбрать самую тёплую. Из чего она будет сшита?
(Делю детей на подгруппы, первая подгруппа выбирает головной убор, вторая подгруппа верхнюю одежду, а третья обувь. Дети подбирают соответствующие картинки, объясняют свой выбор).
Ребенок: Одежду подобрали можно и одеваться.
Колготки одеваем, свитер и носки, шубу очень тёплую и тёплые унты
Шапку, варежки и шарфик надевать идём
Маленького Умку маме мы вернём.
Ведущий: Ребятки, а на каком виде транспорта мы отправимся на Северный полюс?
Игровое задание «Выбери транспорт для путешествия»
(Свой выбор дети объясняют, почему именно этот вид транспорта выбрали)
Ведущий: да, отправляемся на северный полюс на самолете : (слайд 2.)
Вместе: Наш самолет летит и мчится, трудностей мы не боимся
На север мы попадем и маму медведицу найдем.
В царстве холода и тьмы, в царстве матушки зимы.
(Дети выходят из самолёта)
Ведущий: Ребята, мы с вами на Севере нашей страны. Мы добрались до одного из самых северных городов нашей страны – Норильска. А почему небо над городом такое разноцветное? (слайд 3.)
Дети: Это Северное сияние
Ведущий: Наш путь лежит дальше, еще севернее, туда, где находится белая снежная пустыня. Как она называется?
Дети: Тундра
Игровое задание «Найди картинки Крайнего севера»
Дети: В тундре холодно и морозно, метут метели, бушуют ураганы. Там длинная зима и короткое лето, растут мхи, карликовые деревья. Лето – короткое, прохладное, земля скована вечной мерзлотой. Зимой солнце долго не показывается над горизонтом и наступает долгая полярная ночь.
Ведущий: сейчас здесь поздняя осень, наступила полярная ночь. Как же в темноте мы найдём Умкину маму. Не видно ни одного животного. (ответы)
Вспомнила, у меня есть прожектор. Он умеет находить в темноте животных, но покажет его только тогда, как отгадают про это животное загадку. Постараемся отгадать загадки, нам ведь надо найти маму Умки. (слайды 4 – 9) На экране мультимедийного проектора на чёрном фоне появляется загадка, как только дети отгадывают отгадку, высвечивается картинка отгаданного животного.
Дидактическая игра «Загадки и отгадки» (Слайд 4.)
1. Живет в краю холода, снега и льда,
Он с ветвистыми рогами и со стройными ногами.
Бьет копытами цок – цок, снег летит, словно песок
Мох жует он целый день. Это северный … (Олень).
(Дети находят картинку оленя, а на экране картинка оленя Слайд 5.)
Ведущий: Ребятки, Умка нам принес снежки. Это не простые снежки, а волшебные. Сейчас мы на них подуем и превратимся в оленей. Метель, вьюга закрути, нас в оленей преврати.
Применение здоровьесберегающих технологий
Физкультминутка: как олени резво скачем (бег с высоко поднятыми ногами, руки на голове скрещены, как рога)
И попрыгаем, как мячик (прыжки на двух ногах)
Как метель, мы закружись (кружатся, а теперь – остановись.
Мы немного отдохнем (вдох 3 раза, и затем пешком пойдем.
Опустили руки вниз, на льдинки все садись, в ребят снова превратись.
Ведущий: Ребятки, мы оказались в Арктике, в центре которой находится Северный Ледовитый Океан, где мы можем встретить дрейфующие льды и много снега. А животных мы можем здесь встретить? Давайте посветим нашим прожектором, может здесь найдем маму медведицу.
Ведущий: будем дальше искать медведицу? (светим, загадка, слайд 6)
3. Этот зверь довольно сильный в северных живет морях.
Ходит ластами во льдах,
У него большие бивни, два мощных имеет клыка, два ласта и два плавника
(Морж) (картинка моржа, слайд 7)
Дидактическая игра: «Расскажи, что изображено»
Ведущий: Ребятки, Умка принес льдинки, на них картинки, я не знаю что это такое, расскажите пожалуйста. (Морж – крупное морское животное. Имеет мощные клыки, ими выкапывает со дна раковины и моллюски. Клыки – мощное оружие защиты, они помогают выбираться на сушу. Ласты помогают плавать и передвигаться по суше.) (слайд 8 с загадкой)
2. В холодной плавает воде отличный рыболов
На льдине отдыхает, свершив большой улов
Не ленится рыбку ловить каждый день, зовется животное это (Тюлень)
(Дети находят картинку тюленя, на слайде 9)
Ведущий: а кто знает стихотворение про тюленя?
Ребенок: может плавать целый день, в ледяной воде тюлень
На холодном льду лежит и не мерзнет, не дрожит.
Игровое задание: «Собери картинку животного Севера»
Ведущий: Ребятки, Умка нашел расколотые льдинки и не знает, что на них было изображено. Надо сложить льдинки так, чтобы получилась картинка. (Дети собирают картинки животных севера, называют их)
Ведущий: Ребятки, впереди какой – то снежный сугроб, может быть там кто – то живет, как вы думаете? Подойдем поближе. Смотрите наш Умка повеселел, он узнал место, где жил со своей мамой медведицей. (На слайде 10 загадка)
Длинный мех бел, как снег, ест тюленей и рыб на обед
Трехметровый великан, весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду, спрячет деток он в берлогу (белый медведь, слайд 11)
Ведущий: А вот и мама Умки – белая медведица. Когда Умка вырастет, он станет большим белым медведем. А что вы знаете про белого медведя?
Мультимедийная презентация «Белый медведь» (слайды12- 16, сопровождающаяся рассказом педагога.
- Зачем белый медведь закрывает лапой нос? (Когда охотится, чтобы его не было заметно слайд 12)
-Как называют детенышей медведя? (слайд13)
- Чем питается белый медведь? (слайд 14)
- Почему не холодно белому медведю? (толстый подкожный слой жира слайд15
- А где еще можно встретить белого медведя (в зоопарке слайд 16)
А хотите больше узнать о нём?
Ведущий: «Белый медведь – житель Крайнего Севера. Он идеально приспособлен для жизни в суровых условиях. Ему не страшны, сильные морозы, так как у него густой длинный мех. Лапы тоже покрыты шерстью, это помогает не скользить на льду, и греет его. У него есть подкожный слой жира, который зимой может достигать до 10 сантиметров. Поэтому белый медведь может плавать в ледяной воде. Основная пища белого медведя - тюлени».
Вот такой удивительный наш Умка и его мама. А вы хотите повеселиться вместе с ними? (Звучит запись песни «Где - то на белом свете.», дети танцуют, в кругу сидят медведица с медвежонком.)
Запись голоса Умки: спасибо вам ребята, что вы помогли мне найти мою маму. Я хочу подарить вам эти рыбки, которые мы так любим. Мне очень понравилось с вами играть. А что бы вы запомнили наше с вами путешествие, я хочу вам подарить эти картинки с животными Севера. Вы их раскрасите и поделитесь своими впечатлениями с друзьями и родителями.
Ведущий: ну что ж, давайте попрощаемся с Умкой, теперь он быстро найдёт свою маму. А нам пора возвращаться на самолёт.
Заключительная часть. Рефлексия. (слайд 17)
Вам понравилось путешествие? Что больше всего понравилось? Что вы узнали нового? Каких животных севера вы увидели и узнали о них что – то новое?
Ведущий: Вы устали за время путешествия? Давайте отдохнем. Закроем глаза и вспомним все, то интересное, что увидели на крайнем Севере.
Возвращение из путешествия (слайд 18)
Вот мы с вами и прилетели. Вот мы с вами и прилетели. Выходите из самолёта.
Ведущий: Ребята, где мы сегодня с вами побывали?