Приложение МААМ

НОД «Жигулёвские горы»

Наталья Андрюшина
НОД «Жигулёвские горы»
▼ Скачать + Заказать документы

НОД «Жигулёвские горы»

Возраст детей : подготовительная группа ДОУ

Цель: вызвать интерес к природе родного края.

Образовательные задачи:

• расширить знания детей о природе Самарской Луки и её богатствах;

• познакомить с легендами нашего края.

Развивающие задачи:

развивать познавательную активность детей: строить предположения, сравнивать;

• развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.

Воспитательные задачи:

• воспитывать бережное отношение к природе;

Публикация «НОД „Жигулёвские горы“» размещена в разделах

• воспитывать любовь, чувство гордости к родному краю.

Оборудование: иллюстрации Самарской Луки, предметные картинки (животных, птиц и деревьев, листья деревьев, верёвка, мяч, следы животных и человека.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о Самарской Луке, беседы о Национальном парке и Жигулёвском заповеднике, рисование «Мой родной край».

Работа с родителями: принести фотографии, иллюстрации и книги о Самарской Луке; рекомендовать совершить прогулку по Волге, рассказав о Жигулёвских горах.

Предполагаемые результаты: систематизация знаний о Самарской Луке, пополнение и активизация словарного запаса детей, развитие логического и образного мышления.

Логика проведения непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель:

-Здравствуйте, ребята. Вы любите путешествовать, поэтому предлагаю отправиться на экскурсию по Жигулёвским горам.

Как мы можем туда добраться? (Ответы детей) Конечно, лучше всего отправиться в путешествие по воде, ведь Жигулёвские горы находятся на правом берегу Волги. А наш город расположен напротив, на левом берегу.

Какой водный транспорт вы знаете? (Теплоход, лодка, катер, яхта и др.)

Давайте поплывём на лодке.

Ребята, вы знаете, почему Жигулёвские горы так называются? (Ответы детей).

Современные исследователи возводят название Жигули к слову джигули — «запряжённый, впряжённый», по названию бурлаков и места, где они проживали.

Давайте вспомним, кто такой бурлак? (Бурлак —рабочий, который, идя по берегу, тянул при помощи бечевы речное судно.)

Более романтичная версия связывает происхождения названия с разбойничьими шайками, обитавшими в горах на протяжении многих лет. Хозяева захваченных судов должны были либо заплатить, либо подвергнуться порке горящими розгами. Подобная порка называлась «жечь», «ожег», а люди, производящие её — «жигулями».

Нам пора отправляться, место в лодке займёт тот, кто скажет, какая наша Волга. (Живописная, родная, красивая и др.)

Посмотрите, на табло появилась надпись: «Доброго пути».

Ребята, как ещё можно вежливо попрощаться? ( На прощание можно сказать: счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, до свидания и др.)

Отправляемся в путь. Мы плывём по Волге. Вы знаете, какие рыбы обитают в нашей реке? (Ответы детей.) По разнообразию рыбы Волга - одна из богатейших рек. В бассейне реки Волги обитает 76 видов различных рыб. В Волгу из Каспийского моря заходят белуга, осетр, севрюга, шип, белорыбица, сельдь, сазан, лещ, судак, вобла и др. Постоянно в Волге обитают стерлядь, сазан, лещ, судак, язь, щука, налим, сом, окунь, ерш, жерех. Белуга - самая легендарная рыба. Ее возраст достигает 100 лет, а масса - 1,5 тонны.

Скажите, кто любит полакомиться рыбкой? (Ответы детей.) Может быть, вы наблюдали такую картину: чайки низко носятся над рекой, описывая круг за кругом. Заметив рыбку, они камнем падают в воду и с добычей взмывают вверх. И шустрые зверьки – норки и выдры – умело ловят рыбу. Выдра великолепно плавает, она ныряет за рыбой. А норка рыбачит у берега, она даже запасает рыбу впрок, высушивая её на ветках деревьев. Бурый медведь – большой охотник до рыбы.

Плывём дальше. Физминутка. Как приятно в речке плавать!

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

Перед нами Жигулёвские горы. В горах расположены Жигулёвский заповедник и национальный парк Самарская Лука. Жигулевские горы покрыты лесами. На северных склонах в основном растут

липы, значит лес какой? … липовый,

клёны – лес … кленовый,

осины – лес … осиновый,

на крутых склонах растут сосны – бор … сосновый.

Большая часть закрыта для посещений из-за расположения на территории Жигулёвского государственного заповедника имени И. И. Спрыгина. Тем более посещаемыми являются остальные места.

Посмотрите, пред нами Усинский курган или гора Лепёшка — гора у слияния рек Усы и Волги, на северо-западе Самарской Луки. С этой горы начинается гряда Жигулевских гор, идущая далее на восток, вниз по течению Волги. Усинский курган - это одно из самых красивых мест Самарской Луки, с него открывается вид на соседний Молодецкий курган. За своеобразный приплюснутый вид его также называют гора Лепёшка. Поднимаясь плавно с южной стороны, курган каменной стеной обрывается в Волгу и Усу. Усинский курганбыл излюбленным местом разбойников (ушкуйников, потому что с него хороший обзор Волги, как вверх так и вниз по течению, а это позволяло им быть готовыми к нападению задолго до приближения торгового каравана.

Рассказывают, что давным-давно на месте Жигулевских гор простиралась бесконечная равнина. Земля была здесь очень плодородная: бросишь зернышко, вырастит пшеница в человеческий рост. Хорошо люди здесь жили, дружно, в песнях славили свою землю. И так бы и жили дальше, да только узнали о них злые кочевники, которые жили на другом берегу Волги. У кочевников не было своей земли, а на жизнь они зарабатывали разбоем. И вот решили кочевники напасть на благодатный край. Нашли лодки, вооружились с ног до головы и поплыли к противоположному берегу. Но там встретил их грозный окрик: «Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите пока не поздно». «Кто это говорит? Слыхал?». В страхе стали кочевники оглядываться. Неужели трудолюбивый народ прослышал об их нападении и подготовился, но, приглядевшись, увидели, что на берегу стоят всего лишь парень и девушка: «Всего двое. Ишь, смелые какие». Начали разбойники стрелять из луков, но смельчаки стоят, как вкопанные, ничего им не делается. Не понимают чужестранцы, что происходит. Пригляделись получше, а это не люди, это горы. Только что был ровный берег, и вдруг непреступной стеной встали два степенных утеса с отвесными скалами. Поняли чужестранцы, что добыча не будет легкой, да поздно уже было. Могучая Волга подняла свои мощные волны и перевернула вражеские корабли. Звали жадные кочевники на помощь да бесполезно. Никто их не услышал. С тех пор на крутом берегу Волги стоят два утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой Девьей горой. Давайте подойдём к ним поближе.

ФИЗМИНУТКА «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Если встретятся коряги,

Под корягой проползем (ходьба на четвереньках)

Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)

Дружно в сказку попадем (обычная ходьба на месте)

Появляется старичок-лесовичок.

- Здравствуйте, ребята. Я старичок-лесовичок. Рад видеть вас здесь, Жигулёвские горы – сказочное место, посмотрите, как красиво вокруг. Ребята, пришёл я проверить ваши знания о природе родного края. Правильно ответите – награжу, а если нет – накажу.

Какое дерево поит нас сладким соком? (Берёза)

Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина)

Какое дерево живёт дольше других деревьев? (Дуб)

Какие деревья называют медоносами? (Липа, клён, ива, рябина)

Какое дерево самый первый медонос? (Ива) А самый лучший? (Липа)

Кору какого дерева никогда не обгладывают зайцы? (Кору черёмухи)

А сейчас проверим, знаете ли вы, кто с каким деревом дружит? (На доске изображены дуб, сосна, берёза, рябина, осина, ель; кабан, лось, заяц, медведь, белка, дятел, клёст, снегирь. (Дети объясняют, что дятел дружит с рябиной, елью, сосной, берёзой. Он ест ягоды рябины, семена шишек, пьёт берёзовый сок. Кабан дружит с дубом, потому что любит жёлуди. Лось дружит с рябиной, дубом, елью и сосной. Он ест ягоды рябины, семена шишек, жёлуди. Заяц дружит с осиной, так как любит полакомиться её корой. Медведь дружит с дубом, елью, сосной, рябиной. Он ест жёлуди, семена шишек, ягоды рябины. Белка дружит с дубом, елью, сосной, рябиной. Она питается ягодами рябины, желудями, семенами шишек. Снегирь дружит с рябиной, потому что питается её ягодами. Клёст дружит с сосной и елью, потому что ест семена шишек.)

Посмотрите, сколько следов! Какие животные их оставили? (Карточки со следами волка, медведя, кабана, лисы, зайца, белки.) (Дети определяют, кому принадлежат следы.)

Как охотятся волк и лиса? (Лиса – в одиночку, волк – стаей, в стае есть вожак, роли распределены, волки охотятся на более крупных зверей.)

Как спасаются от врагов заяц, ёж и белка? (Зайца спасают ноги, ежа – колючки, а белка прячется в ветвях деревьев или дупле.)

Молодцы, ребята, в награду дам вам волшебный клубочек, который приведёт вас в сказочное место.

Воспитатель:

-Спасибо, старичок-лесовичок. До свидания! Ребята, смотрите, клубочек покатился. Идём по ниточке. (Дети идут по верёвочке.)

На горе стоит лесок (круговые движения руками)

Он не низок не высок (сесть, встать, руки вверх)

Удивительная птица подает нам голосок (глаза и руки вверх, потянуться)

По тропинке два туриста

Шли домой из далека (ходьба на месте)

Говорят:"Такого свиста, мы не слышали пока" (плечи поднять).

Ребята, посмотрите, куда привёл нас клубочек. Перед нами Каменная чаша.

В центре гор образуется большое углубление, окружённое горными гребнями.

На склонах горы имеются три источника. Это единственное место, где на вершинах Жигулей пробивается чистая родниковая вода. По преданию сюда стекают слёзы Хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество. Раньше вода стекала вниз до места соединения оврагов, где и наполняла небольшое каменное образование. Возможно, поэтому место и названо Каменной чашей. Один из источников, бьющий из камня на высоте 175 метров, считается чудотворным. Он получил название «Источник Николая Чудотворца». Считается, что вода из него приносит здоровье и долголетие. Каменная чаша упоминается в многочисленных легендах Жигулёвских гор. Так в легенде «Утёс Шелудяк» рассказывается о Фёдоре Шелудяке, который, не желая сдаваться царским войскам, бросился с утёса на камни. Но камни раздвинулись и попал Фёдор к Хозяйке гор. Долго жил в подземелье, но не радовал его каменный плен и умер он в тоске. С тех пор и плачет Хозяйка Жигулей, а слёзы её текут в Каменную чашу.

Воспитатель:

-Наша прогулка закончилась. Пора возвращаться, садимся в лодку

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны.)

Под водой плывут ерши, — (Присели.)

Плывет лодочка-краса —

Расписные паруса. (Руки сцеплены в замок перед грудью, плавные движения туловища.)

Вот и закончилось наше путешествие. Ребята, вам понравилось?

Что запомнилось больше всего?

Использованные источники

1. Ковалько В. И. Школа физминуток. -М., 2007, с. 208.

2. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? –М., 2008.

3. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! – М., 2008.

4. www.npsamluka.ru

Публикации по теме:

Методическая разработка интегративной НОД с детьми седьмого года жизни «К Хозяйке Медной горы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка-детский сад № 411" г. Перми Методическая разработка.

Фотоотчет «Прогулка. Лучше гор могут быть только горы»Фотоотчет «Прогулка. Лучше гор могут быть только горы» Летом мы грустим о зиме, зимой о лете. Мы живем в Сибири, в Кемеровской области в городе Кемерово. Во всем мире Сибирь ассоциируется с.

Детский мастер-класс «Изготовление новогодней открытки «Снежные горы»Детский мастер-класс «Изготовление новогодней открытки «Снежные горы» Детский мастер класс. Изготовление новогодней открытки «Снежные горы» Новый год - чудесный праздник, наполненный волшебством и радостью.

Конспект образовательной деятельности с детьми 6–7 лет «Малахитовая шкатулка Хозяйки медной горы» Организационная информация 1. Доминирующая образовательная область: Художественно-эстетическое развитие 2. Вид деятельности детей: - познавательная;.

Лексико-грамматическое занятие «В гости к Королеве Медной горы» Занятие «В гости к Королеве Медной горы» Программное содержание: формировать у детей начальные знаний о неживой природе;.

Лэпбук «Крымские горы»Лэпбук «Крымские горы» Я воспитатель билингвальной группы, в которой используются два языка: русский и крымско-татарский. Поэтому целью создания данного лепбука.

Мастер-класс для родителей, детей и педагогов «Макет «Уральские горы»Мастер-класс для родителей, детей и педагогов «Макет «Уральские горы» [b]Мастер – класс для родителей, детей и педагогов. Макет "Уральские горы"[/b]Цель: познакомить с технологией создания универсальных макетов.

Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы»Фотоотчет о новогоднем празднике «В гостях у Хозяйки Медной горы» Новогодний праздник "В гостях у Хозяйки Медной горы".Цареградская Анна Сергеевна, старшая группа "Б", Детский сад №59. Действующие лица:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в горы» Задачи: Учить детей уважать культуру других народов. Формировать представления детей об образе жизни людей в горах. Учить подбирать предметы.

Сценарий фестиваля «Синие горы Балкарии — любимая песня моя» ЗАНЯТИЕ- РАЗВЛЕЧЕНИЕ КО ДНЮ ВОЗРАЖДЕНИЯ БАЛКАРИЙ. «Синие горы Балкарии - любимая песня моя» Звучит народная балкарская музыка. Презентация.

Автор публикации:
НОД «Жигулёвские горы»
Опубликовано: 23 апреля 2018 в 13:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД «Жигулёвские горы»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Андрюшина (УИ 166373) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД