Раиса Яушева
Конспект НОД «Экскурсия к рябинке» (вторая младшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с объектами живой природы ближайшего окружения, запоминать названия деревьев, их опознавательные признаки (рябина, умение выделять основные закономерности сезонных изменений в природе. Помочь детям ощутить на себе непосредственное воздействие объектов, развивать сенсорные способности; познакомить с новым условным знаком «листопад» помогающим обобщить и сохранить информацию.
Развить игровые умения, активизировать речь детей, воспитывать добрые чувства, любознательность, восприятия, связанные с красотой природы.
Материал к занятию.
Публикация «Конспект НОД „Экскурсия к рябинке“ (вторая младшая группа)» размещена в разделах
- Дерево Рябина
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Рябина. Наблюдения на прогулке
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
«Лесная поляна» (деревья, листья, грибы, пеньки и т. д.); условные знаки; высушенные листья к дидактической игре «Найди листок, такой, какой покажу», шляпа, одежда, обувь для лесовичка, корзинка, овощи, фрукты.
Предварительная работа.
Наблюдения в природе, чтение художественной литературы, сбор осенних листьев, проведение дидактических и малоподвижных игр: «Найди что назову», «Найди листок какой покажу» и т. д.
Выкладывание для осени желтого и зеленого шарфика.
Методические приемы:
Беседа, художественное слово, дидактическая игра.
Ход НОД.
(Воспитатель с детьми приходят на поляну)
В: Дети вы загадки любите отгадывать?
Д: Да?
В: Я вам сейчас загадаю, а вы постарайтесь её отгадать. Слушайте меня внимательно:
Стоит высокое, есть ствол, ветки. На ветках плоды, много листьев. Что это такое?
Д: … (Дерево.)
В: Правильно. А сейчас мы с вами пройдем на лесную полянку. На полянке растут деревья, вот они (показывает). Подойдите поближе к этому дереву (приглашает к рябине). Знаете ли вы, как называется это дерево?
Д: … (Рябина.)
В: Правильно, оно называется рябина.
Послушайте, я вам расскажу стихотворение про рябину.
Красную ягоду дала мне рябина.
Думала я, что сладкая
А она как хина
Толи это ягода просто не дозрела.
Толь рябина хитрая,
Пошутить хотела.
(И. Токмакова).
Посмотрите дети, рябина очень высокая, намного выше вас. Чтобы посмотреть на вершинку рябинке, надо поднять голову. Давайте поднимем голову, посмотрим на вершинку рябинки (дети поднимают голову). Вот она какая высокая. А в низу возле земли у рябины есть ствол. Он один прикреплен к земле корнями. Корни держат рябину, и при сильном ветре рябина не падает, а лишь качается. Ствол у рябины твердый, покрыт темно – коричневой корой. Его можно потрогать, погладить, к нему можно прижаться щекой (дети трогают, прижимаются к стволу).
В: Ну, какой на ощупь ствол у рябинки?
Д: Гадкий, шершавый и т. д.
В: Правильно. Посмотрите, дети, наверху у ствола много веток. Ну, подскажите мне, какие они?
Д: Коричневые, длинные, короткие, тонкие.
В: Правильно, они тонкие, длинные, некоторые из них свисают.
Посмотрите, дети, внимательно, а что вы видите на ветках у рябины?
Д: Ягодки.
В: Правильно, это ягодки у рябины.
Скажите мне, пожалуйста, какого они цвета?
Д: Красные.
В: Молодцы. Они ярко-красного цвета. А вы хотите попробовать их?
Д: Да.
В: (Дает попробовать ягоды рябины). Ну какие на вкус ягоды рябины?
Д: Кислые, горькие.
В: Да, они горькие. А что вы еще видите на ветках рябины?
Д: … (Листочки).
В: Правильно. А скажите, ребятки, какого цвета у рябины листья?
Д: … (красные, желтые).
В: Правильно. Они красные, зеленые, желтые (Воспитатель показывает рябину и берет в руки рябиновый листочек). А теперь каждый поднимите по одному рябиновому листочку с полянки, положите на ладошку. Вот, он какой большой. Больше вашей ладошки. И у одного листочка много маленьких зубчиков на маленьком листочке. А маленьких листочков у рябинового листика тоже много. Ну вот, мы рассмотрели листочки у рябины. А теперь давайте их соберем в букет и поставим в вазу. Вот какой красивый букет получился у нас. Молодцы. А сейчас послушайте стихотворение:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели.
Если небо хмурое, если дождик льется.
Это время года осенью зовется
(М. Ходяков).
В: И в какое же время года на деревьях появляются разноцветные листочки?
Д: Осенью
В: Правильно. А когда наступает осень?
Д: Осень наступает после лета.
В: Какая погода осенью?
Д: Солнышко светит мало, на небе появляются серые тучи.
В: Правильно. А сейчас я вас познакомлю с новым условным знаком. Здесь нарисовано дерево, с которого спадают листочки. Это явление природы называется «листопад». Давайте вместе повторим: лис-то-пад. Скажите мне, ребята, с каких деревьев еще, опадают листья?
Д: С березы, клена.
В: Правильно. (воспитатель берет в руки березовые и кленовые листья).
Дети, с какого дерева этот лист? А этот?
Д: С клена, с березы.
В: Правильно. А теперь давайте поиграем в игру. Хотите поиграть?
Д: Да.
В: Игра называется «Найди листочек, какой покажу»
Вот листочек, он большой с большими уголочками. Найдите мне такой же. (дети ищут).
В: С какого дерева этот листочек?
Д: С клена.
В: Правильно. (Игра с листочком березы). Молодцы! Вы собрали много листочков. А теперь их понюхайте, чем же они пахнут?
Д: Дождем, осенью и т. д.
В: А теперь давайте из этих листочков соберем букет и поставим в вазу. Молодцы, дети, красивый букет мы с вами собрали. Мы их возьмем в группу и поставим в уголок природы. А теперь давайте пройдемся по листве. Прислушайтесь, как под ногами шуршит листва. И сядем на пенечки. Мы сегодня с вами знакомились с рябиной и говорили об осени. А скажите ребята, вы знаете стихи об осени?
Д: 1. Праздник осени в лесу и светло и весело.
Вот какие украшенья осень здесь развесила!
2. Листики-листочки по ветру летят,
Листики-листочки устилают сад.
3. Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые - красные листья,
По ветру вьются – летят.
В: Молодцы (стук в дверь).
Л: Здравствуйте дети!
Д: Здравствуй, лесовичок!
Л: Вы меня узнали, спасибо.
В: Старичок – лисовичок, у тебя какая большая корзина. Дети хотели узнать, что в ней.
Л: Это необычная корзина. Для того что бы узнать, что в ней, нужно отгадать загадку и поиграть в игру.
В: Дети поиграем?
Д: Да.
Л: Слушайте внимательно:
1. Расту в земле на грядке я
Красная, длинная, сладкая.
Д: Морковь.
Л: Правильно.
2. Красное, зеленое, душистое.
Растет на яблоне.
Д: Яблоко.
Л. Правильно. Молодцы!
3. Круглая, красная, с длинным с хвостиком.
Д: Свекла.
Л: А сейчас где ваши пальчики – узнавальчики? (по середине ставится корзина с фруктами. Подходит ребенок и на ощупь определяет предмет.
Л: Молодцы, ребятки! Хорошо вы отгадали, что в моей корзине лежит. Но здесь не одно яблоко. Осень прислала для угощения целую корзину яблок. Угощайтесь, дети! А остальные яблоки для гостей. Угощайтесь гости дорогие.
Л: Ну что же, я ухожу, до свидания, гости!
Д: До свидания!
В: Ну ребята, на этом наше путешествие закончилось, вернемся в группу.
Литература.
1. С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников».
2. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду».
3. С. Н. Николаева «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Н. Новгород 1991 г.
4. П. Г. Саморукова «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М. П. 1992 г.
5. Дошкольное воспитание 2000 г. №1
6. Дошкольное воспитание 2000 г. №2
7. Дошкольное воспитание 1999 №8, №9.