Юлия Садыкова
НОД «Воздух, вода и свет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Развивать личность ребёнка, психические качества (ощущение, восприятие, память, речь, внимание, расширить знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни человека.
Задачи:
Актуализировать имеющиеся у детей знания о свойствах воды, воздуха и света.
Воспитывать бережное отношение к природе
Развивать познавательный интерес к процессу экспериментальной деятельности
Образовательная область: познавательное развитие.
Тип: интегрированное.
Публикация «НОД „Воздух, вода и свет“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Оборудование и материалы: мнемотаблица (апрель, воздушные шары, стаканы с водой и соломинкой (по количеству детей, комнатный цветок, ватные диски, тряпочки, ёмкость с водой, салфетки, целлофановые пакеты (по количеству детей)
Предварительная работа:
Ухаживание за цветами в уголке природы, рассматривание иллюстраций «Я и мое тело», беседа по технике безопасности – работа с соломинкой.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Дети подходят к столу, встают около своих стульчиков.
Здравствуйте, ребята! Сядет тот, кто скажет какой сегодня месяц. (день недели, время года и т. д) Мы с вами вспомнили, что сейчас месяц апрель. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака по мнемотаблице «Апрель»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
2. Введение в ситуацию
Послушайте, пожалуйста, сказку, которая называется «Спор»
Поспорили как - то раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без нее жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили… Чтобы решить спор, решили спросить у кого – нибудь.
Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживёшь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась Вода : «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживёшь! – добавили растения. – Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух : «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали тоже самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лёд. И погибнут тогда и растения, и животные, и люди. Погибнет всё живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.
3. Экспериментальная деятельность.
Воспитатель ловит воздух в пакет и предлагает это сделать детям.
-Что это в пакете? (воздух)
-А чем мы дышим? Давайте вдохнем воздух, куда он попал? (в нос)
-правильно после этого он спускается в горло, дыхательную трубочку, затем через бронхи в легкие.
Давайте попробуем вдохнуть и выдохнуть. Приложите ладошки к груди, и вы почувствуете, как поднимается ваша грудь при вдохе. Хотите посмотреть, как работают наши легкие? (Опыт с 2 шарами) А теперь попробуйте и вы. (дети надувают и сдувают шар)
Вот так работают наши легкие. Наши легкие трудятся постоянно, и мы должны заботиться о них. Стараться не простужаться и дышать свежим воздухом. Воздух окружает нас повсюду. Он даже есть в земле и в воде. (опыт с водой и трубочками для коктейля).
Без воздуха нет жизни. Давайте проведем эксперимент. Пальчиками закроем нос, а ладошкой другой руки закроем рот. (как чувствуют себя дети, их ответы)
- Ребята, а как вы думаете, откуда берется чистый воздух? (ответы детей)
Правильно нам его дают растения. Мы дышим кислородом, а выдыхаем углекислый газ. А кислород нам дают растения. Поэтому на природе воздух чистый и свежий. (Показать, как ухаживать за комнатными растениями. Дети протирают листья, рыхлят землю и тд)
-А что загрязняет воздух в городе? (ответы)
-А что необходимо растениям, чтобы жить и расти? (Вода)
А откуда берется чистая вода? (ответы)
Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки. Звери и птицы пьют воду из озер и рек. А растения пьют воду из под земли. Дождь поливает деревья, кустарники, всю растительность.
-Посмотрите у вас в стакане налита вода. Какого она цвета? Какой у нее запах? Какая на вкус? (ответы)
Вода без вкуса, без цвета, без запаха. Ее легко покрасить. Вспомните, как на рисовании она меняет цвет.
Ей можно изменить вкус. Как? (ответы) Правильно добавить соль или сахар или лимон и тд
А в каком состоянии может быть вода кроме жидкого? (в твердом это лед)
Еще она может быть в газообразном состоянии - это пар. Мы с вами поняли, что нельзя жить без воды, воздуха. А еще без чего нельзя прожить? (без света)
Свет и солнце необходимы всему живому. И человеку и животным и растениям. Не зря вы летом на солнышке все сильно растете. Если человека поместить надолго в темную комнату, он ослепнет или у него испортится зрение. А растения будут чахнуть, плохо расти и потом погибнут.
4. Итог занятия
Детей подвести к выводу, что на Земле важны и воздух и вода и солнце!
Ребята, давайте вспомним конец нашей сказки. (ответы) Скажите, на примере наших экспериментов мы можем сказать, что необходимо для жизни на Земле? (Воздух, вода, свет)
5. Рефлексия с мячом «Какой эксперимент ты бы показал родителям дома?»
Литература
«Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова, Москва 2005 г
«Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду» А. И. Иванова, Москва 2007 г
«Тело человека» О. Петровская, Москва 2008 г.