Елена Щербакова
НОД «Весна. Насекомые» по познавательному развитию воспитанников средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное развитие (ознакомление с миром природы).
Интеграция образовательных областей: художественно – эстетическое развитие (музыка, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей: 4-5 лет.
Формы занятия: беседа, ситуативный разговор, отгадывание загадок, решение проблемной ситуации, импровизация, дидактическая игра, игровое упражнение (речь с движением) под музыку.
Форма организации: подгруппа.
Задачи:
Публикация «НОД „Весна, Насекомые“ по познавательному развитию воспитанников средней группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные: продолжать формировать представления детей о сезонных изменениях в природе, о разнообразии насекомых, о происхождении бабочки.
Развивающие : активизация и обогащение словаря детей, развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Воспитательные : воспитывать бережное отношение к окружающей природе, к насекомым.
Словарь новых слов: кокон.
Предварительная работа: чтение стихотворений о весне, рассматривание иллюстраций о весне, разгадывание загадок, наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Оборудование и материалы: карточки с загадками, игрушка Солнечный зайчик, разрезные картинки насекомых, фоновая музыка, магнитофон, презентация развития бабочки, компьютер, силуэты насекомых и картинки с домиками насекомых, на каждого ребенка бланки с заданием и карандаши, шапочки насекомых.
Ход непосредственно образовательной деятельности
1. Игровая ситуация, создающая мотивацию к деятельности.
Воспитатель : Тепло весеннее пришло,
Все ожило и расцвело.
Вот солнце жаркое взошло
И лучиком ребят коснулось,
И ласково всем улыбнулось».
- Давайте передадим ласковое прикосновение и приветствие, взявшись за руки и сказав «Доброе утро».
- Дети, сегодня у нас в гостях новое время года, которое ждут все: люди, птицы, животные, растения, насекомые. Оно пришло после зимы. Как оно называется? ( Ответы детей: весна).
- Чем весна отличается от зимы? ( Ответы детей: снега нет, птицы прилетели, солнце светит).
Воспитатель : - Правильно. Наступила весна. Весной ярко светит солнце и тает снег, прилетают птицы, на деревьях появляются почки, начинают просыпаться насекомые. Ребята, госпожа Метелица так их заморозила, что насекомые не могут оттаять и проснуться. Поможем весне разбудить и отогреть насекомых? ( Ответы детей: да).
Воспитатель : Давайте поможем весне разбудить и отогреть насекомых. А для этого нам надо отправиться на луг, где заморозила их госпожа Метелица.
Динамическая пауза
«На лошадке ехали,
(Дети выполняют легкие приседания, руки вытянуты «держат вожжи»).
В огород заехали.
( Хлопки: 3 коротких).
На машине ехали,
До угла доехали.
(Повороты руками, которые «держат руль»).
Би – би - би!
На поезде ехали
Чух – чух - чух!
И на луг приехали.
(Руки согнуты в локтях, «едем на паровозике»).
Ту - ту! Ту - ту!»
( Хлопки: 3 коротких).
Воспитатель : - Ребята, мы приехали на луг, на котором спят насекомые, а чтобы их разбудить, нам надо вспомнить их названия. В этом нам помогут загадки.
1. Самого не видно,
А песню слышно. ( Ответы детей: комар).
2. Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. ( Ответы детей: жук).
3. Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может. ( Ответы детей: муравей).
4. Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда, перестанет. ( Ответы детей: муха).
5. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. ( Ответы детей: бабочка).
6. С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка -
Зелёная спинка. ( Ответы детей: кузнечик)
7. Голубой азропланчик
Сел на белый одуванчик. ( Ответы детей: стрекоза)
8. Одежды не шью,
А ткань всегда тку. ( Ответы детей: паук)
Воспитатель : - Молодцы, ребята! Загадки помогли нам вспомнить названия насекомых. Это комар, жук, муравей, муха, бабочка, кузнечик, стрекоза, паук.
- Ребята, а кто же нам еще пытается помочь разбудить насекомых! ( Ответы детей: солнышко).
- Правильно, солнышко. Солнышко посылает нам своего помощника Солнечного зайчика. Давайте поиграем в игру «Солнечный зайчик» и проследим за ним глазами.
На лугу лежат карточки, закрытые тканью. Воспитатель вместе с детьми смотрит, что находится под тканью, находят карточки с изображением частей насекомых. Воспитатель сообщает детям о том, что надо эти части собрать, чтобы получилось изображение.
- Дети, солнечный зайчик остановился на лугу, давайте посмотрим, что он нашел.
Это разрезные карточки с изображением насекомых, которые вам, ребята, необходимо сложить, чтобы эти насекомые проснулись.
Выполняется под музыку.
Воспитатель : - Ребята назовите, каких насекомых вы разбудили с солнечным зайчиком. ( Ответы детей: паук, муравей, бабочка и т. д.).
- Проснулись: комар, жук, муравей, муха, бабочка, кузнечик, стрекоза, паук. Посмотрите, какие замечательные существа насекомые, как они красивы и изящны. Из-за необыкновенной красоты насекомых ловят, и они мучительно умирают, теряя свою привлекательность. В природе становится все меньше крупных красивых насекомых. Нужно бережно относиться ко всему живому на нашей земле.
2. Затруднение в игровой ситуации
Воспитатель : - Ребята, а вы знаете, как появляются на свет различные насекомые? ( Ответы детей: нет).
- Сейчас я продемонстрирую вам чудо-секрет, который связан с появлением насекомых. Мы посмотрим с вами презентацию, а вы мне потом расскажите, какое же чудо произошло с бабочкой.
Воспитатель демонстрирует схему развития бабочки на компьютере с комментариями.
Воспитатель : - Бабочка отложила много яиц.
- Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая – то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы.
- Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду.
- Зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка.
- Появятся крылышки, а потом и вся бабочка.
-Пошевелит она крылышками и улетит.
3. Открытие нового знания.
Воспитатель : - Дети, что мы наблюдали сейчас на экране? ( Ответы детей: появление на свет бабочки)-
- А в чем же заключается чудо?
- Чудо-это то, что бабочки, а также мухи, жуки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации
Воспитатель : - А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки. Что сначала откладывает бабочка? ( Ответы детей: яйца).
- Кто появляется из яйца? ( Ответы детей: гусеница).
- В кого она превращается?» ( Ответы детей: в куколку).
- Кто выходит из куколки?» ( Ответы детей: бабочка).
- А теперь поиграем в игру «Гусеница». (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Этот странный дом без окон
У людей зовется «кокон».
(Дети лежат на спинах ногами в центр круга).
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем.
(Поворачивается на бок, положив руки под щеку).
Спит без просыпа всю зиму.
(Переворачиваются на другой бок).
Но зима промчалась мимо-
(Ложатся на спину, потягиваются).
Март, апрель, капель, весна…
(Медленно садятся).
Просыпайся сонюшка!
(Потягиваются сидя, трут глазки).
Под весенним ярким солнышком
(Встают, потягиваются стоя).
Гусенице не до сна-
Стала бабочкой она!
(Бегут по кругу, машут руками, как крылышками).
5. Повторение и развивающие задания.
Воспитатель : - Наша бабочка полетела искать себе новый дом. А мы ей и ее друзьям в этом поможем.
- Предлагаю найти «домик» для насекомых. Посмотрите внимательно на своих насекомых, подумайте и найдите для каждого свой домик.
Дети выполняют задание. Воспитатель, при необходимости, помогает детям.
- Дети, вы расселили насекомых по домикам. Скажите, пожалуйста, кто, где живет? ( Ответы детей: муравей в муравейнике и т. д.).
- Все насекомые нашли свои домики, давайте и мы пройдем за свои рабочие места.
- Посмотрите на карточки, на них 5 предметов, четыре из них между собой сходны, и их можно назвать одним названием, а пятый предмет к ним не подходит, зачеркните его.
- Давайте посмотрим, как мы справились с заданием? Скажите, какой из них лишний предмет и как можно назвать остальные четыре предмета, если их объединить в одну группу?» ( Ответы детей: птичка, насекомые).
- Правильно, воробей-это птица.
6. Итог НОД
Воспитатель :- Ребята, сегодня мы с вами помогли разбудить весне насекомых.
- Каких насекомых мы разбудили? ( Ответы детей: муравей, кузнечик и т. д.).
-Когда просыпаются насекомые? ( Ответы детей: весной).
- А где насекомые живут?» ( Ответы детей: на лугу, в муравейнике и т. д.).
- Давайте вспомним, какое чудо мы узнали про бабочку ( Ответы детей: как появляется бабочка).
- Скажите, как называется домик гусеницы? ( Ответы детей: кокон).
- Что вам сегодня понравилось, что вы запомнили? ( Ответы детей: насекомых, бабочку и т. д.);
- Мы с вами хорошо поработали, давайте отдохнем и поиграем в игру «День и ночь». А для этого нам нужно с помощью шапочек превратиться в насекомых.