Татьяна Малханова
НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Поможем принцессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием современной образовательной технологии ТРИЗ в старшей группе на тему : " Поможем принцессе"
Цель: развитие умений находить нестандартные подходы в решении проблемных ситуаций.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Публикация «НОД в старшей группе с использованием элементов ТРИЗ „Поможем принцессе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Задачи: развивать познавательный интерес, логическое мышление; систематизировать знания детей о явлениях природы; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь; формировать умения выделять отличительные признаки путем сравнения; закреплять умения отгадывать название сказки по короткому отрывку; развивать чувство эмпатии, умение видеть красоту окружающего мира
Оборудование и материалы: Большой игрушечный домик с окнами и дверями, кукла, кусок ткани, которой накрыт домик, сундучок, игрушка –заяц, одеяльце, буквы (т,е,р,е,м,о,к, домик –теремок, предметные картинки на каждого ребенка, модель.
Ход НОД:
На столе стоит игрушечный домик с закрытыми окнами и дверями. Домик полностью накрыт куском ткани, так чтобы детям не было видно. За домиком спрятана кукла.
Воспитатель: заглядывает за домик и говорит: Ребята, вам интересно, что там может находиться, тогда я предлагаю вам поиграть в игру «Данетка». Для того, чтобы отгадать, что там спрятано, вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или «да» или «нет». Подсказка – это неживой предмет.
Игра «Да-Нет-ка»
Дети: Это книга?
Воспитатель: Нет
Дети: Это игрушка?
Воспитатель: Да
Дети: Может машинка?
Воспитатель: Нет.
Дети: Это домик?
Воспитатель: Да
если дети долго не угадывают даю еще одну подсказку загадку:
Воспитатель снимает ткань.
Воспитатель: В одном сказочном доме жила-была принцесса. Заколдовала ее злая колдунья. Уснула принцесса крепким сном, и никто не может ее разбудить. Закрылись все окна и двери крепко- накрепко и даже луч солнца не может попасть туда. Ребята, чтобы открылись двери и окна, и принцесса проснулась, колдунья оставила письмо: «…вы сможете помочь принцессе, если выполните все мои задания, только тогда мое колдовство отступит». Ребята, попробуем расколдовать принцессу?
Дети: Да.
Воспитатель: первое задание это загадка:
Кто пугливей всех зверей?
Уши у кого - длинней?
В огороде ест морковку,
и капустную листву,
удирать умеет ловко,
Если встретит вдруг лису.
Сильно глазками косит,
всех боится и дрожит.
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно. (достает из-за домика мокрую игрушку зайца) Бедный зайчик, как он оказался возле домика, наверное хотел помочь принцессе. Но я вижу, ему самому нужна помощь, какой он мокрый и грустный. Если мы сможем ему помочь, то откроется первое окошко в домике.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, почему заяц мокрый?
Дети: Он купался, в лужу наступил, свалился в речку, попал под дождь.
Воспитатель: Да, наверное, зайчик так промок под дождем. Ребята, а как вы думаете, это хорошо или плохо, когда идет дождь.
Ответы детей: Хорошо, потому, что дождь поливает все растения и др.
Плохо, потому, что можно простудиться и заболеть, если промочишь ноги и др.
В. : Значит, получается, что в дожде есть и хорошее и плохое. Мы говорим, что дождь — это хорошо тогда, когда, и дождь для нас это плохо, когда …
В. : А солнце какое, хорошее или плохое?
В. : Смотря когда, смотря для кого и для чего. Ребята, что хорошего в солнце?
( Ответы детей: оно ласковое, теплое, от него светло)
В. : А что плохого может быть в солнце?
Д. : Когда жарко — голова болит и пить хочется; все цветы завянут.
В. : Выходит, в солнце тоже есть что-то хорошее и что-то плохое.
В. : Как мы можем помочь зайцу?
Д. : Высушить, согреть одеяло, положить на солнышко.
В. : Давайте его укутаем теплым одеяльцем и согреем. А пока он греется, он попросил, чтобы вы помогли ему. Оказывается он совершенно забыл из какой сказки он к нам попал. Вспомните, какие сказки вы знаете, где главный герой заяц?
Д. : «Теремок», «Заюшкина избушка» и т. д.
Пока дети вспоминают сказки, воспитатель незаметно открывает одно окошко.
В. : Ребята, подождите, зайчик что-то говорит. Он вспомнил, что пришел из сказки «Заюшкина избушка», и, к сожалению, ему пора возвращаться. Давайте попрощаемся с ним.
В. : Мы помогли зайчику, согрели его, вспомнили сказки, и, посмотрите, что случилось, верхнее окошко у замка открылось.
В: Давайте поспешим выполнить еще одно задание, в конверте лежат буквы, из которых нужно составить название одной известной всем сказки, но они все перемешались. Что бы поставить их по-порядку надо отгадать загадки о каждой букве.
- На одной стоит ноге. На крыше дома буква (Т)
- Целый день енотка Рая в ручейке белье стирает
Моет, полоскает, и домой таскает.
Наплескается в ручье. Превратится в букву (Е)
- У малыша Володи эта буква не выходит
И конечно, очень странно, но выходит у Полкана.
Как рычит он… (Р)
- Целый день енотка Рая в ручейке белье стирает
Моет, полоскает и домой таскает.
Наплескается в ручье – превратится в букву (Е)
- Видим здание метро, а над входом букву (М)
- В старом дереве дупло – ну совсем как буква (О)
- Половинку от жука, составляет буква (К)
Пока дети отгадывают, воспитатель ставит буквы на доску по порядку. Получается слово – теремок.
В: Ребята, с заданием мы справились и вот еще одно окошко открылось.
ИГРА: с проблемной ситуацией
В. : Вот и поиграли. Посмотрите, вы все улыбаетесь. Какое у вас настроение.
Д. : Хорошее.
В. : Ребята, а где может жить улыбка ( Пример: на лице, на губах, в душе и т. д.)
В: Посмотрите, еще одно окошко открылось.
В: Достаем следующее задание (показывает книжку)
А здесь сказка и нам предлагают отгадать ее название Но, по-моему, что-то неправильно в этой сказке. Слушайте внимательно, я начну читать, а вы поправляйте меня, если здесь есть ошибки.
В:- Жила-была девочка, которую звали Желтая Шапочка:
Д:- Не Желтая, а Красная
В:- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и …
Д:- Да нет же, не папа, а мама.
В:- Правильно. Позвала ее мама и говорит: сходи-ка к тете Марине и отнеси ей:
Д:- К бабушке она велела ей сходить, а не к тете:
В:- И пошла Красная шапочка к бабушке отнести пирожки. А дорога пролегла через городскую площадь.
Д:- Не площадь, а лес.
В:- И встретила она медведя.
Д:-Не медведя, а волка. А сказка называется «Красная шапочка».
В. : Молодцы, ребята. Вот и открылись все двери и окна замка, но что бы разбудить принцессу, надо вспомнить названия всех сказок, которые я вам сейчас буду загадывать.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят. (Гуси –лебеди)
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка не больше ноготка.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку. (Дюймовочка)
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? — Вот вопрос. (Приключения Буратино)
Она красива и мила,
А имя ей от слова «зола». (Золушка)
Нет ни речки, ни пруда —
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
Загадка о спящей красавице
В. : Ой, ребята, посмотрите, кто проснулся. Это же наша принцесса. Лучи солнца осветили домик и она проснулась. Давайте поздороваемся с ней.
Принцесса «благодарит» детей.
В: Ребята, вот мы и справились с задачей, освободили от чар колдуньи принцессу. Давайте вспомним, что же нам пришлось для этого сделать?
Ответы детей ( мы выполнили все задания: помогли зайцу найти свою сказку, разгадали все загадки, составили слово «теремок»)
В: Правильно, а самое главное, мы все выполнили дружно, помогали друг другу в выполнении заданий, а сейчас также дружно можно приступить к занятиям, которые вам интересны.