Валентина
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО пед
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО педагогов групп компенсирующей направленности для детей с ОНР.
Тема «Песок и его свойства».
Цель: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о песке через исследовательскую деятельность.
Программное содержание.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе для РМО пед» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
-расширять представления детей о песке как об объекте неживой природы;
- уточнять представления детей о свойствах песка, об использовании песка, о его происхождении;
- закреплять знания детей о пустыне, об особенностях животного мира пустынь.
Развивающие :
- развивать у детей познавательную активность, умение сравнивать, делать выводы;
- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- формировать самостоятельность, инициативность;
- вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями;
- воспитывать аккуратность.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- физическое развитие,
- художественно-эстетическое развитие,
- социально-коммуникативное развитие.
Словарная работа: полезное ископаемое, дюны, лаборатория, сыплется, впитывает, скульптура, песочная картина.
Предварительная работа.
Наблюдения, игры с песком «Рисунки на песке», «Клад», «Отпечатки», «Секрет», «Постройки из песка», работа с глобусом, чтение энциклопедий по теме, беседы, рисование на песочном столе, закрепление знаний правил безопасности при проведении опытов.
Чтение стихотворений: В. Берестов «Песочница», С. Маршак «Желтая страница», Г. Люшнин «Песчаный дом», Л. Квитко «На песке», Н. Дилакторская «Песочная страна».
Оборудование: проектор, экран, мольберт.
Раздаточный материал: подносы, камешки, тарелочки с сухим и мокрым песком, формочки, лупы, воронки, стаканчики с водой, ложечки, листы белой бумаги, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши, бейджики, влажные салфетки, ситечки.
Демонстрационный материал: карточки-схемы результатов опытов (6 штук, карточки «Правила работы с сыпучими веществами», указка, журнал «Опыты с песком».
Ход:
I часть (вводная) :
I слайд: «Лаборатория».
Воспитатель: «К нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся».
В. : «А теперь присаживайтесь на стульчики, отгадайте загадку «Он коричневый, сыпучий, во дворе насыпан кучей, если хочешь, можешь брать и в куличики играть».
Д. : «Песок».
В. : «Правильно».
II слайд: «Песок».
В. : «А вы знаете, что такое песок?»
Д. : «Это полезное ископаемое».
В. : «Где в природе можно встретить песок?»
Д. : «На улице, в песочнице, на дне рек, морей, в пустыне».
В. : «Больше всего песка в пустыне».
III слайд: «Пустыня».
В. : «Кто знает, что такое пустыня?»
Д. : «Пустыня – это место, где вместо земли все покрыто песком».
В. : «Да, пустыня – это огромная территория на нашей планете, покрытая песком. Там днем очень жарко, а ночью холодно. Дуют ветры, собирая миллионы песчинок в огромные песчаные холмы – дюны».
В. : «Как вы думаете, есть ли жизнь в пустыне?»
Д. : «Да, там живут животные, растут растения».
В. : «Какие животные, пресмыкающиеся, насекомые там живут?»
Д. : «Верблюды, змеи, ящерицы, черепахи, скорпионы».
IV слайд: «Животные пустынь».
В. : «Живые существа приспособились к жизни в пустыне, им песок нужен для жизни. Как песок помогает им?»
Д. : «Животные прячутся в песок от жары, от своих врагов».
В. : «Давайте подумаем, а людям песок нужен? Где люди его используют, что из него изготавливают?
Ответы детей.
V – XII слайды: использование песка в строительстве, в песочных часах, при тушении пожаров, в производстве стекла, в изготовлении песочных скульптур.
В. : «Видите, какой он удивительный, песок. Я вам предлагаю исследовать свойства песка, стать учеными, хотите?»
Д. : «Да».
В. : «Тогда я вас приглашаю в песочную лабораторию. Вы знаете, что такое лаборатория?»
Д. : «Это помещение, где ученые проводят опыты и эксперименты, делают открытия».
XIII слайд: «Лаборатория «Юный исследователь».
Дети надевают халаты с бейджиками.
В. : «Уважаемые ученые, давайте вспомним правила безопасности при проведении опытов с сыпучими веществами».
Д. : «Руки должны быть чистые, нельзя вещества брать в рот, нельзя вдыхать, нельзя тереть глаза, после работы надо навести порядок на своем рабочем месте».
Один ребенок находит соответствующие карточки «Правила безопасности при проведении опытов» и выкладывает их на мольберт.
II часть (основная) :
Опыт №1 «Откуда берется песок».
В. : «Подойдите, пожалуйста, к столу. Скажите, а вы знаете, откуда берется песок?»
Д. : «Песок получается из камней».
В. : «Предлагаю это проверить. Возьмите два камня, потрите их друг о друга, постучите над тарелочкой. Что вы видите?»
Д. : «Песчинки».
В. : «Значит, какой мы делаем вывод?»
Д. : «Песок получается из камней».
В. : «А под воздействием чего разрушаются камни?»
Д. : «Камни разрушаются в результате воздействия на них ветра, солнца и воды».
Достаю карточку №1, один ребенок прикрепляет ее на мольберт.
Опыт №2 «Из чего состоит песок».
В. : «Возьмите ложечку и насыпьте немного песка на тарелочку. С помощью лупы рассмотрите, из чего состоит песок».
Д. : «Песок состоит из песчинок».
В. : «Посмотрите внимательно, одинаковые песчинки или разные? Возьмите ситечко, насыпьте в него песка, весь песок высыпался в тарелочку или что-то осталось на ситечке?»
Д. : «На ситечке остались крупные песчинки».
В. : «Какой мы делаем вывод?»
Д. : «Песок состоит из песчинок. Песчинки разного размера, цвета, формы»
Достаю карточку №2, ребенок прикрепляет ее на мольберт.
Опыт №3 «Песок впитывает воду».
В. : «Насыпьте в стаканчик три ложки песка, налейте одну ложку воды. Каким стал песок?»
Д. : «Песок стал мокрым».
В. : «Куда делась вода?»
Д. : «Вода впиталась в песок».
В. : «Что можете сказать?»
Д. : «Песок впитывает воду».
Достаю карточку №3, ребенок прикрепляет на мольберт.
Опыт №4 «Песок в воде не растворяется».
В. : «Долейте в стаканчик с песком еще три ложки воды, размешайте ложечкой. Посмотрите, песок растворился в воде?»
Д. : «Песок в воде не растворился».
В. : «Значит, мы делаем вывод?»
Д. : «Песок в воде не растворяется».
Достаю карточку №4, ребенок прикрепляет на мольберт.
В. : «Сейчас наводим порядок на столе. Ученые всегда делают перерыв в работе, чтобы сделать гимнастику».
Гимнастика для глаз «Горизонтальная восьмерка».
XIV слайд: «Знак бесконечности».
В. : «Глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности в одну сторону несколько раз, а затем в другую. Поморгайте часто-часто, легко-легко».
Дети подходят к другим столам. У каждого ребенка поднос с двумя тарелочками, в одной тарелочке сухой песок, в другой – мокрый.
Опыт №5 «Отпечатки».
В. : «Возьмите формочку и попробуйте сделать отпечаток на сухом песке. Почему не получается?»
Д. : «Потому что сухой песок рассыпается».
В. : «Попробуйте сделать отпечаток на мокром песке, получилось? Какой делаем вывод?»
Д. : «На мокром песке остаются отпечатки».
Достаю карточку №5, ребенок прикрепляет на мольберт.
Опыт №6 «Сухой песок сыплется»
.В. : «Положите перед собой тарелочку, возьмите воронку, посыпьте ложечкой в нее сухой песок. Сыплется песок? Попробуйте то же самое сделать с мокрым песком. Получается? Какой мы делаем вывод?»
Д. : «Сухой песок сыплется, а мокрый нет».
В. : «В сухом песке между песчинками находится воздух, сухой песок легкий, сыплется. В мокром песке между песчинками вода, песчинки прилипают друг к другу, мокрый песок не сыплется».
Достаю карточку № 6, ребенок прикрепляет ее на мольберт.
В. : «Уважаемые ученые, наведите порядок на своих рабочих местах».
В. : «Давайте подведем итоги. Подойдите к мольберту. Что мы узнали о свойствах песка?»
Дети рассказывают о свойствах песка, один начинает, другой продолжает.
В. : «Ребята, а вы бы хотели нарисовать картину с помощью песка?»
Д. : «Да».
В. : «Возьмите листок бумаги с картинкой, обведите контур рисунка клеем, насыпьте немного песка, наклоните листок над подносом, чтобы лишний песок высыпался».
Выполнение работы детьми. Рассматривание.
В. : «У вас получились интересные песочные картины. Наведите порядок на рабочем месте. Лаборатория наша закрывается, снимите, пожалуйста, халаты».
III часть (заключительная) :
В. : «Чем мы сегодня занимались?»
Д. : «Проводили опыты с песком, рисовали песком».
В. : «Что вы узнали нового о песке?»
Д. : «Узнали, где используется песок, какой он».
В. : «Вам понравилось быть учеными?»
Д. : «Да, очень».
В. : «Как вы думаете, кто сегодня больше всего был похож на ученого, кто делал опыты аккуратно, точно, правильно формулировал выводы?»
Выслушиваю ответы детей.
В. : «Молодцы, вы сегодня все хорошо поработали. Давайте составим журнал опытов, вечером зарисуем опыты с песком».
Показываю журнал «Опыты с песком».
Дети прощаются с гостями.