Татьяна Ширяева
НОД в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
• Познакомить детей со старинными мерами длины, существовавшими в Древней Руси (вершок, локоть, пядь, сажень, шаг, верста);
• Учить измерять предметы с помощью пяди и локтя;
• закреплять навыки счета в пределах 10,закреплять умение обозначать их цифрами;
• Совершенствовать умение различать геометрические фигуры.
• Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя (вправо, влево, вперед);
• Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
Публикация «НОД в старшей группе по формированию элементарных математических представлений „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Старшая группа
- Темочки
Дидактический материал : конверт с картой, карточки с цифрами 6,7.8,9,мяч, эмблемы и стулья с геометрическими фигурами, макет камня и дерева, деревянные палочки для постройки дома.
Раздаточный материал : карточки с изображением елочек, веревки длиной в 2 локтя
Ход занятия.
Игровая ситуация: путешествие на корабле в прошлое.
Воспитатель рассматривает карту мира и предлагает совершить путешествие. А, чтобы узнать куда они отправятся, нужно отыскать карту, выполнив задание:от стола отсчитать 3 шага вперед, 2 шага влево и 1 прямо. Найдя пакет и открыв его, воспитатель сообщает детям, что это старинная карта и они отправляются в прошлое, к нашим предкам, в Древнюю Русь (показ слайда).
Для путешествия необходима сила, ловкость, смекалка и поэтому нужно потренироваться.
Дидактическая игра «Считай дальше». Дети стоят по кругу. Воспитатель показывает карточку с цифрой(6,7,8,9) ,ребенок называет число, кидает мяч другому ребенку, и дети считают от названного числа до 10.
После выполнения задания, дети рассаживаются в заранее построенный корабль согласно эмблемам (купленным билетам) и геометрическим фигурам на стульях. Проверяется правильность посадки пассажиров. Капитан объявляет об отправлении.
Воспитатель обращает внимание детей на экран.
В древности человеку приходилось постепенно постигать не только искусство счета, но и измерений. Когда древний человек, уже мыслящий, попытался найти для себя пещеру, он вынужден был соразмерить длину, ширину и высоту своего будущего жилища с собственным ростом. А ведь это и есть измерение. (слайд)
Наш предок располагал только собственным ростом, длиной рук и ног. Если при счете человек пользовался пальцами рук и ног, то и при измерении расстояний использовались руки и ноги.
В Древней Руси существовали свои измерения. Самой маленькой мерой длины бел вершок (слайд). Недаром говорят: «От горшка два вершка», значит очень маленький. Древнейшими мерами длины являются локоть и пядь. Локтем измеряли веревку в мотке, ткань, окна при строительстве домов. Пядью мерили высоту снежного покрова, кирпичи.
Слайд: большие расстояния мерили шагами, верстами. Об очень высоком человеке говорили «коломенская верста».
Далее капитан причаливает к берегу.
Игровое упражнение «Измерь локтем и пядью»
Каждому ребенку раздать веревку(2 локтя, показать, как мерить с помощью локтя. Затем раздаются карточки с изображением елочек, задание: измерить высоту елочек пядью.
Посмотрите, ребята, кто-то здесь ходил, какие большие следы. Это же богатырь! На Руси было много богатырей, которые защищали свою землю от врагов.
Физкультминутка «Богатырь».
Богатырь – вот он каков:
Он силен, он здоров, (показывают силача)
Он из лука стрелял, (показывают стрельбу из лука)
Метко палицу бросал, (выполняют замах и бросок)
На границе стоял, (показывает)
Зорко – зорко наблюдал, (подносит руку ко лбу, глядя вдаль)
Подрастем и мы, смотри, (поднимает руки высоко вверх)
Станем, как богатыри! (руки на пояс).
Игровое упражнение «Измерь расстояние шагами».
Посмотрите, богатырь нам оставил задание - нужно узнать какое расстояние в шагах от дерева до камня. Воспитатель показывает, что мерить нужно по прямой и подводит к выводу, что у всех разные результаты потому, что шаги у всех разные по длине. Поэтому было очень неудобно пользоваться такими мерами, потом и стали измерять длину общепринятыми мерами: метром, сантиметром.
Игровое упражнение «Построим дом для русичей»
Второе задание богатыря.
Воспитатель предлагает построить дом по образцу из деревянных палок, а затем переложить две палочки так, чтобы дом смотрел в другую сторону. Две команды (мальчиков и девочек) строят дома, один ребенок в каждой группе перекладывает две палочки.
Далее все отправляются на корабль и возвращаются домой. Можно включить музыку Дунаевского из фильма «дети капитана Гранта». Воспитатель оценивает выполнение задания детей. Путешествие закончено.