Приложение МААМ

«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Татьяна Мурышева
«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Число 10. Запись числа 10.

Цель:

1) сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить её с десятью предметами;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике»;

Публикация «„Число 10“, Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» размещена в разделах

3) тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9 с количеством, прямой и обратный счет до 10, умение составлять числовой ряд;

4) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.

Материалы к занятию

Демонстрационный:

1) Карточки с числами 7, 8, 9 (по 2 шт.).

Раздаточный:

1) Наборы кругов и треугольников (по 10 на каждого ребенка).

2) Карточки с числом 10 (по 2 на каждого ребенка).

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире, развивать речь.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы фрукты?

- Какие фрукты вы любите больше всего?

- Растут ли на вашей даче или в деревне у бабушки какие-либо фрукты?

- Где можно купить фрукты в городе? (В магазине, на рынке.)

Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались на даче у Тани и Вани, которые решили набрать в своем саду яблок и груш.

- Хотите помочь брату и сестре собрать урожай?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация знаний.

2.1. Игра «Сбор урожая».

Дидактические задачи:

1) актуализировать умение считать до 10, сравнивать группы предметов по количеству путем пересчета и путем составления пар;

2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, память, речь.

Дети садятся за столы по 4 человека, на середине которых находятся круги и треугольники по 9 на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.

Воспитатель рассказывает, что Таня решила собирать яблоки, а Ваня – груши. Таня сорвала девять яблок. Дети должны от общего количества отсчитать 9 кругов.

Ваня сорвал столько же груш. Дети должны отсчитать по 9 треугольников.

- Маленькая Таня обиделась на брата: «У тебя груш больше, чем у меня яблок!» Как вы думаете, стоит ли Тане обижаться на брата?

Как правило, дети говорят, что яблок и груш поровну, по 0.

- Но маленькая Таня не умеет считать. Как показать, что яблок и груш поровну?

Дети должны расположить круги и треугольники парами.

- Почему вы считаете, что яблок и груш поровну? (Потому что у каждого яблока есть пара – груша.)

Воспитатель делает вывод: девять и девять – поровну.

Вдруг с дерева упало еще одно яблоко. Воспитатель кладет на стол круги по количеству детей, и дети берут по одному кругу.

- Поровну ли теперь груш и яблок? (Нет.)

- Чего больше? (Яблок больше.)

- Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну? (Надо добавить одну грушу или убрать одно яблоко.)

Решаем добавить грушу.

Воспитатель кладет на стол треугольники по количеству детей, и дети берут по одному треугольнику.

- Сколько яблок (груш?

Как правило, к этому времени дети уже умеют считать до десяти, поэтому они считают: 1, 2, 3, …9, 10. Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод: при счете предметов после 9 идет число 10.

- Как получить число 10? (Было 9 яблок (груш, добавили еще одно (одну) и получили 10.)

- Что можно сказать о количестве яблок и груш? (Их поровну.)

Воспитатель делает вывод: десять и десять – поровну.

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра «Напиши число»

Дидактические задачи:

1) Создать мотивационную ситуацию для знакомства с записью числа 10;

2) Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) Тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать воображение, логическое мышление, речь.

Воспитатель рассказывает детям, что Таня и Ваня захотели отправить посылку с яблоками и грушами своим друзьям в другой город. Дети положили яблоки в один ящик, груши – в другой и ящики заколотили.

«сколько в ящике яблок (груш? – спросил работник почты, когда дети пришли отправлять посылки. – При отправки посылки это необходимо знать».

Дети ответили работнику почты, но он боится забыть, так как посылки будут отправлять завтра и посылок много.

- Что можно сделать для того, чтобы, на открывая ящиков, знать, сколько в них фруктов? (Нужно записать количество с помощью цифр.)

Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8, 9, 10, 01, 100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.

Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с числами и положить на каждый «ящик» - около ряда кругов и треугольников.

Как правило, дети знают, как записывается число 10, и правильно выбирают карточки. В этом случае воспитатель берет другую карточку и рассказывает, что маленькая Таня выбрала такую запись.

- Смогли вы помочь работникам почты? (Нет, не смогли.)

- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число десять.)

- Что же нам надо делать? (Узнать, как записать число десять)

4. Открытие нового знания.

4.1. Игра «Запиши число» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) Познакомить с записью числа 10, сформировать умение соотносить запись числа 10 с количеством предметов;

2) Закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике»;

3) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать речь, логическое мышление, воображение, инициативность, творческие способности.

- Сможете ли вы сами определить это по учебнику? (Да.)

Дети открывают учебник и находят общепринятую запись числа 10. Воспитатель предлагает им взять карточки и показать Тане, как правильно записывается число десять.

- Молодцы! Значит, как можно узнать то, что вы не знаете, а очень нужно знать? (По учебнику.)

Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что число десять записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.

- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число десять? (Один нуль.)

- С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить число десять? (Справа.)

- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов.)

Воспитатель делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется десять предметов.

5. Включение нового знания в систему знаний.

5.1. Игра «Яблонька».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию, умение выражать эмоции мимикой.

Воспитатель предлагает детям вместе с Таней и Ваней нарвать яблок. Дети встают на ковер.

- У дороги яблонька стоит,

А на ветке яблочко весит.

Сильно яблоньку потряс,

Вот и яблочко у нас.

В сладко яблочко вопьюсь,

Ах, какой приятный вкус!

- Покажите, как вы едите яблоко.

- Не говоря ни слова, дайте понять, что яблоко сладкое (кислое.)

5.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 3).

Дидактические задачи:

1) Закрепить умение соотносить число с количеством;

2) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.

Дети садятся за столы и открывают учебники-тетради.

№ 1, с. 15

«Прикрепи на каждую кастрюлю карточку с числом, которое показывает количество яблок в кастрюле».

Воспитатель задает детям вопрос:

- Что можно приготовить из яблок (груш, слив? (Компот, варенье, джем, повидло, можно выжать сок.)

Воспитатель предлагает детям сварить компот.

- Как будет называться компот из яблок (груш, персиков, слив?

- Как будет называться компот, сваренный из разных плодов? (Ассорти.)

Воспитатель читает детям задание, после чего дети работают самостоятельно.

После выполнения задания воспитатель задает вопрос:

- Какое число вы прикрепили на красную (синюю, темно-зеленую, желтую, светло-зеленую) кастрюлю?

5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 3).

Дидактические задачи:

3) Закрепить порядковый счет до 10 и обратно, умение составлять числовой ряд;

4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.

№ 2, с. 15

«Соедини числа по порядку так, чтобы тропинки не пересекались».

Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок и рассказывает, что Таня и Ваня собираются домой. Бабушка идет их провожать. Чтобы добраться от домика бабушки до электрички, нужно идти от столбика к столбику, причем числа на столбиках должны располагаться по порядку.

- Назовите числа по порядку от 1 до 10.

Дети делают это хором.

- Проведите дорожку, соединяя числа по порядку.

После того как дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:

- С какой стороны вы обошли низкую елочку (березку, высокую елку?

Благополучно добрались до платформы и приехали домой, а бабушка, проводив внуков, идет обратно.

- Назовите числа в обратном порядке.

6. Итог занятия.

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где вы сегодня побывали?

- чем вы помогли Тане и Ване?

- Как вы думаете, что помогло вам помирить Таню и Ваню, отправить посылку с фруктами, добраться до электрички?

Дети должны прийти к выводу о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание записи числа 10.

После занятия воспитатель, показывая детям домик с числом 10, задает вопрос:

- Куда нужно поместить этот домик?

После ответов детей домик с числом 10 располагается справа от домика с числом 9.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений у детей в старшей группе «В поисках приключений» Программное содержание - Учить детей пользоваться планом нескольких помещений первого этажа детского сада. Продолжать учить детей ориентироваться.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в младшей группе .

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие» Образовательные области в интеграции: «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе Конспект НОД по разделу: «Формирование элементарных математических представлений» с детьми средней группы Задачи: Закреплять прямой счёт.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группеКонспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляю конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе. Программное содержание: Учить детей.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Страна математики» Цель: Развитие элементарных математических представлений у детей старшей группы. Задачи: 1. Упражнять в счете в пределах 10, в прямом и обратном.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Прогулка в лес»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Прогулка в лес» Прогулка в лес Цель Закрепить знание цифр, состав числа из двух меньших. Развивать логическое мышление через логические задачи – стихи.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Маша и Медведь пришли в гости» Цель: 1. Узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры и составлять из них рисунок по образцу. 2. Соотносить цифры с количеством.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Осенняя прогулка за грибами» Конспект НОД по ФЭМП Старшая группа. Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Познавательное.

НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: Различие предметов по форме; решение логических и математических задач; работа с геометрическими фигурами; развитие сенсорных способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Опубликовано: 16 марта 2016 в 14:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Число 10». Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Мурышева (УИ 432662) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД