Ирина Альбертовна Кубашева
НОД в старшей группе «Комнатные растения»
НОД в старшей группе
Конспект НОД по речевому развитию «Комнатные растения»
в старшей группе №6
Интеграция образовательных областей: речевая, познавательно-исследовательская, социально-коммуникативная.
Публикация «НОД в старшей группе „Комнатные растения“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: ноутбук с проектором, инвентарь для ухода за растениями, емкость с водой, бумажные цветы, карточки с изображением комнатных растений, комнатные растения.
Предварительная работа: наблюдение за растениями в уголке природы (особенности внешнего вида, строение). Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Дюймовочка», «Цветик-семицветик», разгадывание загадок, рисование и раскрашивание комнатных цветов.
Цель: закрепить знания детей о комнатных растениях и условиях их содержания, правильном уходе за ними.
Задачи:
1. Закрепить названия комнатных растений;
2. Развивать у детей диалогическую речь ;
3. Упражнять в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов.
4. Правильно подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы).
5. Активизировать словарь. Познакомить с новым словом - оранжерея.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Содержание организационной деятельности детей
-Здравствуйте, ребята! Давайте с вами познакомимся, меня зовут Ирина Альбертовна, и сегодня я проведу у вас занятие по развитию речи.
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем и подарим им свое позитивное настроение. (Дети здороваются с членами комиссии).
А теперь, ребята, поднимите свои глазки и посмотрите на меня. Сегодня у нас с вами необычное занятие, я хочу пригласить вас на экскурсию в оранжерею. Вы знаете, ребята, что такое оранжерея?
Оранжерея- это такое помещение, где выращивают теплолюбивые растения, потом их срезают и отправляют в цветочные магазины.
У меня для вас есть сюрприз, это билеты в оранжерею. Посмотрите, что на них изображено?
- Правильно, это комнатные растения, чтобы попасть в оранжерею нужно правильно назвать количество цветов на карточке.
Посмотрите все внимательно на свои билеты. У меня тоже есть свой. (Называю количество изображенных цветов).
Молодцы, ребята, вы все справились. А теперь проходим в нашу детскую цветочную оранжерею и садимся на стульчики. Я хочу вам рассказать сказку, Бориса Вовка «Чьи цветы лучше?»
Заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, анемонами, нарциссами…
- Мои цветы самые красивые, — говорит Весна.
- Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше!
Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, иван-чай, гвоздики, настурции, ромашки…
Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли.
- Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели вереск, цикорий, гусиные лапки, хризантемы…
А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши.
Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут бегонии, цикламены, орхидеи…
- Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима.
Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- А вы как думаете, какие цветы самые красивые? (Все цветы самые
красивые)
Во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике. А раз у нас зима, то мы можем любоваться только какими цветами? Правильно, комнатными.
- Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)
Давайте мы с вами пройдем и посмотрим, какие растения у нас есть в зимнем саду. Посмотрите кругом, как красиво! Вам нравится здесь?
А почему растения называются комнатными? (Ответы детей)
Давайте внимательнее посмотрим на них, и скажите мне, что общего у всех растений? Правильно, у них есть корень, стебель, листья и у некоторых даже цветы.
Смотрите, ребята, кто-то перепутал все картинки, нам нужно будет отгадать загадки и правильно соотнести картинку с комн. растением.
Загадки:
1. Куст оконный и балконный,
Лист пушистый и душистый,
А цветы на окне, словно шапка в огне.
(Герань)
2. Просит у меня дружок
Фиолетовый цветок
Мне отдать его не жалко,
Подарить ему ….(фиалку)
3. Пусть он так похож на хвост,
Но желанный в доме гость
На окне растет,
Зеленеет круглый год.
(Сансевьера)
Ой, дети, посмотрите, курьер прислал посылку, но ее не успели распаковать, и записка приложена.
4. Лист с горбочком, желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас в любой час.
Вы наверное, слышали, что растения не только дарят нам красоту, но могут даже вылечить нас от болезней.
Давайте посмотрим, что же внутри этой посылки,
Это цветочек – алоэ. Листья у алоэ мясистые, сочные. Само название алоэ переводится как «горький», потому что сок алоэ имеет горький вкус. Оно может вылечить нас от насморка, от болезней полости рта и десен, глазных болезнях, заболеваниях кожи и многих других болезней.
Физминутка «Комнатные цветы»
На окне в горшочках (Дети сидят на корточках)
Поднялись цветочки (Встают, тянутся на носочках, подняв руки вверх,
К солнцу потянулись (Разводят руки в стороны ладонями вверх)
солнцу улыбнулись (Поворачиваются вправо-влево)
к солнышку листочки (соединяют ладошки над головой,
повернут цветочки,
развернут бутоны
в солнышке утонут.
А Вы знаете, как правильно нужно ухаживать за комнатными растениями?
1. Поливать растения водой комнатной температуры. Кроме того, вода должна отстояться в течение нескольких часов. Летом цветы поливают вечером, зимой – утром.
2. Рыхли палочкой поверхность земли в горшочке, чтобы к корням поступал воздух. Будь осторожен – не повреди корни растений.
3. Вытирай пыль с крупных гладких листьев влажной тряпкой или губкой. Растения с мелкими листьями или листьями опушенными очищают от пыли мелкой кисточкой.
4. Осторожно срезай с растений сухие листья и веточки. Следи за чистотой цветочных горшков и подставок.
Забота о растениях, делает человека добрее.
Давайте, мы с вами поиграем в словесную игру «Назови ласково» и будем говорить растениям ласковые слова.
- Цветок – цветочек
- Лист – листочек
- Стебель – стебелек
- Корень – корешок
- Горшок – горшочек
- Вода – водичка
- Фиалка – фиалочка
-Лейка – леечка
Молодцы, ребята, какие вы все умные и смышленые!
А посмотрите, на столе лежат какие-то цветочки, но они почему-то никак не могут распуститься… Из чего они? Правильно, из бумаги, А если из бумаги, то значит они какие? (Бумажные).
А знаете ли вы, что необходимо растениям для роста и развития? Правильно, тепло, вода и свет. Давайте мы с вами поможем цветочкам, выберем каждый себе тот, который вам больше всего нравится. Возьмите его в руки и подарите цветочку тепло своей души. Теперь поднимем цветочку к свету, для того, чтобы он смог распуститься. А что еще нужно растениям? Правильно, нам нужна вода. Возьмите свои цветочки и поместите свои бумажные цветочки в емкость с водой.
- Что произошло? Здорово! Цветочек распустил свои лепесточки!
Теперь, вы понимаете, как вода благоприятно влияет на растения, хоть и цветочки наши и ненастоящие. А теперь нам пора возвращаться обратно в наш детский сад.
Чтобы нам попасть обратно, нужно произнести слова наоборот.
Словесная игра «Скажи наоборот»
Тонкий лист – толстый лист
Сухая земля – мокрая земля
Толстый стебелек – тонкий стебелек
Большой цветок – маленький цветок
Теплая вода-холодная вода
Широкий лист – узкий лист
Высокий цветок – низкий цветок
Вот, молодцы, ребята!
- Скажите, а где мы с вами сегодня побывали? Вам понравилось наше небольшое путешествие в мир комнатных цветов?
- Молодцы! И за то, что вы отлично выполняли все задания и отвечали на все вопросы. У меня для вас есть небольшие подарочки, чтобы вы никогда не забывали, как нужно правильно обращаться с растениями и в природе и дома, и в детском саду.
И давайте на память о нашем маленьком путешествии подарим нашим гостям цветочки, чтобы они так же не забывали любить и радоваться прекрасным цветам.
Спасибо, ребята, на этом наше занятие закончено. Давайте скажем нашим гостям «Сян бятн».