МААМ-картинки

Особенности развития речи у детей с РАС

Уварова Елена
Особенности развития речи у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

Дети с РАС имеют специфические особенности в работе мозга, которые затрудняют их способность к вербальному и невербальному общению. Это связано с их уникальным восприятием окружающего мира.

Для детей с аутизмом характерны замкнутость, повторяющееся поведение, трудности с выражением эмоций и проблемы в социальном взаимодействии.

Коррекционная работа с такими детьми должна начинаться как можно раньше, чтобы максимально компенсировать нарушения навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.

Особенности развития речи у детей с РАС:

Мутизм — полное или частичное отсутствие речи при сохранности речевого аппарата. Дети могут издавать возгласы, бормотать в стрессовых и эмоциональных ситуациях, но в остальное время молчат или не реагируют на речь, а также могут разговаривать только с близкими людьми и молчать с незнакомцами в незнакомой обстановке. При этом способность понимать речь обычно сохраняется.

Эхолалия и стереотипии — бездумное повторение услышанных слов и звуков. Ребёнок может повторять цитаты из любимых мультфильмов, реплики взрослых или просто услышанные звуки, часто без какой-либо цели и понимания их значения.

Отсутствие речи как средства общения. Дети с РАС могут не понимать ценность общения между людьми, поэтому не стремятся учиться разговаривать и обходятся жестами. Также они могут избегать объятий, тактильного контакта со взрослыми и сверстниками.

Трудности в диалоге и способности вести беседу при хорошем развитии речи. Дети могут говорить на интересующие их темы, не замечая реплик собеседника и его заинтересованности в общении.

Отсутствие местоимения «Я» по отношению к себе. Дети-аутисты склонны говорить о себе во втором или третьем лице, не реагируют на своё имя и испытывают трудности в использовании слов «да» и «нет».

Нарушение грамматического строя речи. Дети с аутистическим расстройством часто неправильно строят предложения, испытывают трудности в склонениях и спряжениях, меняют местами буквы и слоги в словах.

Избегание зрительного контакта. Дети с РАС не смотрят в глаза собеседнику и используют периферическое зрение при общении.

Трудности в выражении собственных чувств и эмоций, а также чувств и эмоций других людей. Такие дети не считывают мимику, жесты, тон голоса и язык тела окружающих, не могут понять, что человек расстроен или ему больно. Также они не могут корректно выразить свои эмоции, что часто проявляется в истериках и агрессии.

Ограниченный круг контактов и интересов. Дети с РАС любят предсказуемость и повторяемость в действиях и поведении. Новые ситуации в жизни могут вызывать у них панику, поэтому важно соблюдать распорядок дня и вводить изменения постепенно.

Буквальное понимание слов. Трудности в понимании переносного смысла, подтекста, метафор, иронии и сарказма. Аутичные дети испытывают трудности с воображением и понимают только прямой смысл обращения.

Не обязательно, что у ребёнка будут все перечисленные особенности, их проявление может отличаться в зависимости от конкретного человека. Аутизм имеет спектр — от незначительных нарушений коммуникации и социальных функций до серьёзных аномалий интеллектуального развития.

В любом случае, комплексная коррекционная работа с детьми-аутистами помогает им адаптироваться к жизни в обществе, освоить навыки самообслуживания и, во многих случаях, успешно социализироваться, получить образование и работу.

Методы и подходы для развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра:

Вспомогательная или альтернативная коммуникация (ВАК).

Использование ВАК позволяет неговорящему ребёнку выражать свои чувства и потребности. Взрослые проговаривают вслух каждое действие, каждый предмет на картинке или устно расшифровывают обращение ребёнка. Это часто стимулирует развитие вербальной речи, поскольку ребёнок получает желаемое быстрее и проще. Коммуникация доставляет ему больше положительных эмоций, и он понимает ценность человеческого общения.

Жестовый язык.

Его можно использовать для обучения детей с РАС совместно с проговариванием любого действия голосом. Так ребёнок воспринимает речь комплексно, в единой конфигурации слов и жестов — это называется тотальной коммуникацией.

Коммуникационные устройства с синтезатором речи.

Это электронные девайсы с воспроизведением речи, которые голосом озвучивают слово, на которое нажал пользователь. Для более продвинутых детей есть приложения-коммуникаторы для планшетов и телефонов, на которых может быть собрано тысячи картинок и ситуаций, подходящих для общения.

Коммуникативная книга с карточками PECS/ПЕКС.

Работа с логопедом.

Специализированные упражнения и методики, разработанные логопедами, могут значительно улучшить речь и артикуляцию. Повторяя за специалистом артикуляционную гимнастику, ребёнок-аутист учится правильно произносить звуки, слоги и слова. Также логопед развивает у ребёнка фонематический слух и восприятие, формирует понимание правильного построения предложений, развивает мелкую и общую моторику.

Социальные истории.

Это сценарии, описывающие различные социальные ситуации, которые помогают ребёнку лучше понять, как взаимодействовать с окружающими. Ребёнок с РАС тяжело воспринимает смену обстановки и не может быстро ориентироваться, поэтому все новые социальные взаимодействия, такие как поход в поликлинику, в магазин, в гости или в школу, желательно предварительно «проиграть» в виде социальных историй. Обычно они выполняются в виде иллюстрированных книг или карточек, которые взрослые вместе с ребёнком раскладывают по очерёдности действий.

Дети с аутистическим расстройством легче воспринимают визуальную информацию, поэтому главный упор делается на карточки, визуальные расписания или современные приложения и программы для обучения детей с РАС, которые могут быть отличным дополнением к классическим методам.

Дополнительные преимущества при развитии речи и коммуникации у детей с РАС:

Уменьшение истерик и агрессии.

Умение общаться делает процесс социализации менее стрессовым и более продуктивным для детей с РАС. Налаживание коммуникации помогает убрать нежелательное поведение и истерики, которые возникают, в основном, из-за неспособности ребёнка объяснить окружающим словами, чего же он хочет.

Повышение самостоятельности.

Развитие коммуникативных навыков способствует увеличению уровня самостоятельности ребёнка. Он может «отлипнуть» от мамы и сам инициировать общение с другими людьми, и в первую очередь, со сверстниками, среди которых можно найти друзей.

Образование.

Более высокий уровень речи и коммуникации позволяет ребёнку эффективнее адаптироваться в детском саду или школе, получать необходимые знания и развиваться, как все прочие дети.

Публикации по теме:

Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания»Родительское собрание в форме деловой игры «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания» Цель: повышение педагогической культуры родителей по вопросу развития детей пятого года жизни, активизировать мыслительную деятельность.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности развития речи у детей с РАС
Опубликовано: 11 февраля 2025 в 22:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития речи у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Уварова Елена (УИ 3271668) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
13 февраля 2025 четверг
Читаем басни Крылова!
Знакомимся с радио!
14 февраля 2025 пятница
Праздник книгодарения!
Праздник дружбы и любви!
С днем компьютерщика!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД