Уварова Елена
Особенности развития речи у детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с РАС имеют специфические особенности в работе мозга, которые затрудняют их способность к вербальному и невербальному общению. Это связано с их уникальным восприятием окружающего мира.
Для детей с аутизмом характерны замкнутость, повторяющееся поведение, трудности с выражением эмоций и проблемы в социальном взаимодействии.
Коррекционная работа с такими детьми должна начинаться как можно раньше, чтобы максимально компенсировать нарушения навыков, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
Особенности развития речи у детей с РАС:
Мутизм — полное или частичное отсутствие речи при сохранности речевого аппарата. Дети могут издавать возгласы, бормотать в стрессовых и эмоциональных ситуациях, но в остальное время молчат или не реагируют на речь, а также могут разговаривать только с близкими людьми и молчать с незнакомцами в незнакомой обстановке. При этом способность понимать речь обычно сохраняется.
Эхолалия и стереотипии — бездумное повторение услышанных слов и звуков. Ребёнок может повторять цитаты из любимых мультфильмов, реплики взрослых или просто услышанные звуки, часто без какой-либо цели и понимания их значения.
Отсутствие речи как средства общения. Дети с РАС могут не понимать ценность общения между людьми, поэтому не стремятся учиться разговаривать и обходятся жестами. Также они могут избегать объятий, тактильного контакта со взрослыми и сверстниками.
Трудности в диалоге и способности вести беседу при хорошем развитии речи. Дети могут говорить на интересующие их темы, не замечая реплик собеседника и его заинтересованности в общении.
Отсутствие местоимения «Я» по отношению к себе. Дети-аутисты склонны говорить о себе во втором или третьем лице, не реагируют на своё имя и испытывают трудности в использовании слов «да» и «нет».
Нарушение грамматического строя речи. Дети с аутистическим расстройством часто неправильно строят предложения, испытывают трудности в склонениях и спряжениях, меняют местами буквы и слоги в словах.
Избегание зрительного контакта. Дети с РАС не смотрят в глаза собеседнику и используют периферическое зрение при общении.
Трудности в выражении собственных чувств и эмоций, а также чувств и эмоций других людей. Такие дети не считывают мимику, жесты, тон голоса и язык тела окружающих, не могут понять, что человек расстроен или ему больно. Также они не могут корректно выразить свои эмоции, что часто проявляется в истериках и агрессии.
Ограниченный круг контактов и интересов. Дети с РАС любят предсказуемость и повторяемость в действиях и поведении. Новые ситуации в жизни могут вызывать у них панику, поэтому важно соблюдать распорядок дня и вводить изменения постепенно.
Буквальное понимание слов. Трудности в понимании переносного смысла, подтекста, метафор, иронии и сарказма. Аутичные дети испытывают трудности с воображением и понимают только прямой смысл обращения.
Не обязательно, что у ребёнка будут все перечисленные особенности, их проявление может отличаться в зависимости от конкретного человека. Аутизм имеет спектр — от незначительных нарушений коммуникации и социальных функций до серьёзных аномалий интеллектуального развития.
В любом случае, комплексная коррекционная работа с детьми-аутистами помогает им адаптироваться к жизни в обществе, освоить навыки самообслуживания и, во многих случаях, успешно социализироваться, получить образование и работу.
Методы и подходы для развития коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра:
Вспомогательная или альтернативная коммуникация (ВАК).
Использование ВАК позволяет неговорящему ребёнку выражать свои чувства и потребности. Взрослые проговаривают вслух каждое действие, каждый предмет на картинке или устно расшифровывают обращение ребёнка. Это часто стимулирует развитие вербальной речи, поскольку ребёнок получает желаемое быстрее и проще. Коммуникация доставляет ему больше положительных эмоций, и он понимает ценность человеческого общения.
Жестовый язык.
Его можно использовать для обучения детей с РАС совместно с проговариванием любого действия голосом. Так ребёнок воспринимает речь комплексно, в единой конфигурации слов и жестов — это называется тотальной коммуникацией.
Коммуникационные устройства с синтезатором речи.
Это электронные девайсы с воспроизведением речи, которые голосом озвучивают слово, на которое нажал пользователь. Для более продвинутых детей есть приложения-коммуникаторы для планшетов и телефонов, на которых может быть собрано тысячи картинок и ситуаций, подходящих для общения.
Коммуникативная книга с карточками PECS/ПЕКС.
Работа с логопедом.
Специализированные упражнения и методики, разработанные логопедами, могут значительно улучшить речь и артикуляцию. Повторяя за специалистом артикуляционную гимнастику, ребёнок-аутист учится правильно произносить звуки, слоги и слова. Также логопед развивает у ребёнка фонематический слух и восприятие, формирует понимание правильного построения предложений, развивает мелкую и общую моторику.
Социальные истории.
Это сценарии, описывающие различные социальные ситуации, которые помогают ребёнку лучше понять, как взаимодействовать с окружающими. Ребёнок с РАС тяжело воспринимает смену обстановки и не может быстро ориентироваться, поэтому все новые социальные взаимодействия, такие как поход в поликлинику, в магазин, в гости или в школу, желательно предварительно «проиграть» в виде социальных историй. Обычно они выполняются в виде иллюстрированных книг или карточек, которые взрослые вместе с ребёнком раскладывают по очерёдности действий.
Дети с аутистическим расстройством легче воспринимают визуальную информацию, поэтому главный упор делается на карточки, визуальные расписания или современные приложения и программы для обучения детей с РАС, которые могут быть отличным дополнением к классическим методам.
Дополнительные преимущества при развитии речи и коммуникации у детей с РАС:
Уменьшение истерик и агрессии.
Умение общаться делает процесс социализации менее стрессовым и более продуктивным для детей с РАС. Налаживание коммуникации помогает убрать нежелательное поведение и истерики, которые возникают, в основном, из-за неспособности ребёнка объяснить окружающим словами, чего же он хочет.
Повышение самостоятельности.
Развитие коммуникативных навыков способствует увеличению уровня самостоятельности ребёнка. Он может «отлипнуть» от мамы и сам инициировать общение с другими людьми, и в первую очередь, со сверстниками, среди которых можно найти друзей.
Образование.
Более высокий уровень речи и коммуникации позволяет ребёнку эффективнее адаптироваться в детском саду или школе, получать необходимые знания и развиваться, как все прочие дети.