Гуля Рафикова
НОД в подготовительной к школе группе «Береза-краса нашего леса!»
▼ Скачать + Заказать документы
Непосредственно - образовательная деятельность по освоению образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Познание».
Творческая тема:
«Услышать зов земли, которой ты частица…»
Тема:
«Береза – краса нашего леса!»
Цель: формировать у дошкольников интерес к эстетической стороне окружающей действительности.
Задачи:
1. Образовательные:
•познакомить детей с новой техникой рисования: печать листьями берёзы;
Темочки:
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
•формировать у детей УУД: стремление действовать согласовано, договариваться, как отдельные изображения будут объединяться в общую картину;
•расширять и уточнять представления детей о деревьях;
•совершенствовать речь как средство общения.
2. Развивающие:
•развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе; умение чувствовать красоту и выразительность языка, чуткость к поэтическому слову;
•формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.
•создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка.
3. Воспитательные:
•воспитывать интерес к природе родного края;
•закреплять умения правильно вести себя в природе.
Предварительная работа: изучение познавательной, художественной литературы, подбор стихов, рассказа по теме, динамической паузы.
Подготовка атрибутов к НОД: веночки, березовый веник, авторская картина В. Сазонова, изделия народного творчества, средств рисования (гуашь, кисти, листья берёзы, ватман).
Оборудование: ИКТ, фланелеграф.
Ход занятия:
1. Психологический настрой.
Мы сегодня в лес пришли,
Здесь поляночку нашли.
Здравствуй, лес. Дремучий лес!
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
2. Вводно-организационный, мотивационно – побудительный
Тихо звучит песня группы «Любэ» «От чего так в России березы шумят»
Идет показ слайдов с изображением леса в разное время года.
Воспитатель: Красив и величав русский лес в любое время года. Он очаровывает нас сонной тишиной в зимнюю пору, свежей молодой зеленью - весной, изобилием ягод, грибов, цветов – летом, золотым листопадом – осенью! (пауза)
А вы, ребята, любите бывать в лесу? (ответы детей)
- Скажите, а какие деревья растут в наших лесах? (ответы детей: дуб, клен, береза, сосна, ель, тополь, рябина и т. д.)
Воспитатель приглашает детей присесть на коврик.
3. Актуализация.
Воспитатель: А сейчас внимательно послушайте рассказ и скажите, о каком дереве наших лесов сегодня поведем разговор.
Воспитатель читает рассказ: И. Соколов-Микитов
«Береза».
«Из всех деревьев русского леса всех милее мне наша береза. Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Как только сойдет в лесу снег, набухают на березках смолистые душистые почки. И с каждой случайно надломленной ветки березы каплет живительный сладкий сок. Множество пролетных певчих птиц собирается в березовых рощах, поют голосистые дрозды, кукуют кукушки, с дерева на дерево перелетают шустрые синички. Ковром расстилаются, цветут внизу под березами голубые и белые подснежники.
Есть в русской природе особенный день, когда на березках начинают распускаться молодая листва. Выйдешь на волю и радостно ахнешь: зеленой нежной дымкой покрылись лесные опушки. Клейкой нежной листвою пахнет в березовой роще. Как хороши молодые березовые почки! Войдя в лес, человек чувствует свежее дыхание пробудившейся земли. Пройдет день, другой и все березы покроются молодой густой свежей листвою.
В летние знойные дни хорошо бродить по березовой роще. Теплый ветер шелестит над головой зеленой листвою. Пахнет грибами и земляникой. Чудесен и ранней осенью березовой лес, покрытый золотистой увядающей листвою.
В народных песнях и сказках часто упоминалась береза. Простые деревенские люди называли ее ласково – березонька. В праздничные дни, летом девушки завивали из ветвей молодых березок венки, пели под березами хороводные песни.»
- О каком дереве нашего леса идет в рассказе речь? (ответы детей: о березе).
4. Восприятие и усвоение нового.
Воспитатель: Пройдите, дети, на стульчики. Поговорим сегодня с вами о березе.
Беседа о русской красавице - березе. Широко распространена в наших лесах береза. Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной. О березе поэты слагают стихи, воспевают ее в своих произведениях и писатели. Послушайте, как красиво говорит о зимней березе русский поэт Сергей Есенин.
Воспитатель читает стихотворение С. Есенина
«Береза»
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом
Обсыпает ветки
Новым серебром.
-А вот как выразил свою любовь к березе другой поэт – Сергей Прокофьев.
Воспитатель читает стихотворение С. Прокофьева
«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике
С платочками в карманчике,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Воспитатель: Я не ошибусь, если скажу, что все русские художники, которые пишут в своих картинах природу, увековечили в своих полотнах красавицу русского леса – березу. (показ картины).
- Посмотрите на картину нашего Тюльганского художника Виталия Сазонова. На своей картине он запечатлел один из красивейших уголков нашего района. На его картине березы стройны, зелены и как бы машут нам издалека своими зелеными платочками. (рассматривание картины).
5. Динамическая пауза.
Воспитатель приглашает детей в хоровод, одевает девочкам венки.
Воспитатель: Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь, ты, березонька,
Посреди долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березонька,
Трава шелковая.
Близ тебя, березонька
Красны девицы венки плетут.
Воспитатель: Как уже говорилось ранее, в праздничные дни народ шел к березе, девушки плели венки, и все дружно водили хороводы. Чем сегодня не праздник! Давайте дружно встанем, и пойдем хоровод водить.
Звучит хороводная «Во поле береза стояла».
Воспитатель высаживает детей, начинает объяснять детям практическую работу.
6. Практическая работа.
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы самостоятельно нарисовать берёзу в «золотом убранстве»? Предлагаю это сделать здесь и сейчас.
Но использовать будем опавшие листья берёзы. А рисовать будем в технике «печать». Для этого нам нужно подойти к столу. Здесь вы видите совершенно голую берёзу: дул сильный ветер и вся листва опала. Чтобы берёза снова начала радовать наш глаз, мы нарисуем ей листочки.
- Посмотрите на меня. Я беру листик, кладу его на клеёнку, набираю на кисть жёлтой гуаши, тщательно прокрашиваю с одной стороны листик, убираю кисть на место, а потом прикладываю листик краской вниз на веточку берёзы. Аккуратно снимаю лист и кладу его в лоток. Беру другой листочек и выполняю тоже самое. До тех пор, пока наша берёза не станет золотой.
Звучит музыка, дети приступают к работе.
7. Заключительный этап. Рефлексия.
Горят по осени берёзы,
Бросая листья на траву.
А неба свод разбрызгав слёзы,
Несёт осеннюю молву.
О том, что дни уже короче,
Гриб запоздалый постарел.
И всё студёней мрака ночи
И ближе хрупкость зимних стрел.
Воспитатель: Вам понравилось быть волшебниками и преображать природу своими руками?
Что вам понравилось больше?
Что нового вы узнали?
Какое настроение у вас сейчас? Если радостное и хорошее, то возьмите улыбающийся смайлик и прикрепите его как листик на берёзу. А если вам грустно и настроение совсем плохое – возьмите смайлик грустный и прикрепите его под берёзкой, ветер сдует ваше плохое настроение и вам скоро снова станет весело и хорошо.
Воспитатель: Спасибо вам, ребята. Вот и закончился сегодня разговор о самом красивом дереве нашего леса – березе. Думаю, что много нового и полезного вы узнали и научились. Знаю, что вы будете беречь, любить и охранять природу родного края. До свидания.