Вика Яшина
Экологический проект «Сибирские леса — всему свету краса!»
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – не только великий учитель, она,
прежде всего, еще и великий воспитатель.
Сухомлинский В. А.
Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Темочки:
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Семья занимает важное место в экологическом воспитании ребенка. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:
- физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду заботу о здоровье;
- эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, постоянные и мягкие напоминания о том, что хорошо и что плохо;
- условия развития, включая общение, возможности ползать, ходить, бегать, лазать, играть, а также получать новые впечатления.
1.1. Актуальность создания проекта
Проблема экологического воспитания – одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как научить детей ценить мир и справедливость? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы я решили разработать проект по экологическому воспитанию на тему: «Сибирские леса- всему свету краса».
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- работа с родителями.
1.2 Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты проекта:
Цель:
Активизировать знания детей о природе, учить использовать их в жизни и деятельности. Способствовать развитию самостоятельной, познавательной, творческой активности детей в разных видах деятельности. Донести до сознания детей, что лес – наше богатство и здоровье. Сформировать представление о том, как трудна жизнь животных в грязном лесу.
Задачи для детей:
Образовательные: учить видеть красоту природы, учить выявлять самостоятельно проблему, сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, систематизировать знания о лесе, его обитателях, растительности.
Развивающие: развивать познавательно-исследовательскую деятельность через экспериментирование и творческие способности детей, развивать интерес к родной природе, через рассматривание картин известных художников, чтение художественных произведений, прослушивание музыкальных произведений.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, воспитывать к ней и ее обитателей бережное отношение.
Задачи для родителей:
• способствовать повышению уровня информационной культуры и педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания.
• формировать у родителей потребность в знаниях об экологической культуре в жизни и желание передавать их детям собственным примером.
Ожидаемые результаты:
Я, предположила получить следующие результаты:
• У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
• Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
• У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы и творческое самовыражение воспитанников.
• Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы. • Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
• Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
• Пополнится развивающая среда в группе.
• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей • Обогащение уровня экологических знаний родителей.
• Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
• Возможность участвовать в совместных экологических проектах.
Продукт проекта:
1. Мини-музей в группе «Чудо дерево»;
2. Макет «Сибирские леса –всему свету краса!»;
3. Кормушки для выставки «Птичья столовая».
2. Основная часть
2.1 Этапы реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на 21 недель: с «12.10.2015» по «02.03.2016»
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий, игровой
Участники проекта: воспитанники подготовительной группы №4, родители воспитанников, педагог: Яшина Виктория Викторовна
Срок реализации: средней продолжительности
Этапы проекта:
1. Организационно-подготовительный
2. Основной
3. Заключительный
2.2 План мероприятий
1. Организационно-подготовительный
Срок – октябрь 2015года
а) Подбор и изучение необходимой методической литературы, разработка содержания проектной деятельности.
б) Обогащение экологической развивающей среды.
в) Проведение подготовительной работы с участниками проекта.
г) Мониторинг детей по экологическому воспитанию.
д) Родительское собрание «Воспитание детей, через любовь к природе».
2. Основной
Срок: октябрь-январь 2015-2016гг.
а) Обоснование эффективности применения форм и методов реализации проекта.
б) Реализация поставленных задач.
в) Разработка дидактического материала для осуществления познавательного интереса к миру природы.
г) Разработка методических рекомендаций для родителей. [Приложение1]
3. Заключительный
Срок: февраль- март 2016 года.
а) Демонстрирование всех выполненных в ходе проекта творческих работ, сделанных детьми и родителями.
в) Драматизация фрагментов сказок.
г) Итоговый мониторинг реализации проекта.
д) Представление материалов проекта для участия в ярмарке детских тематических проектов «Я и природа».
2.3 Формы, методы и направления работы:
-познавательная деятельность –экспериментирование, опыты;
-чтение художественной литературы - подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;
-продуктивная деятельность–рисование, лепка, аппликация, ручной труд;
- театрализованная деятельность;
- наблюдения в уголке природы и на прогулке;
- игры;
- разные формы бесед;
- создание мини-музея в группе «Деревянных изделий», макета «Сибирские леса – всему свету краса!»;
- взаимодействие с семьей;
- участие в ярмарке детских проектов «Я и природа»;
- родительское собрания по теме «Воспитание детей, через любовь к природе», консультация экологической направленности для родительского уголка на тему: «Воспитание любви к природе». [Приложение 1]. Разработка памятки для родителей по экологии для родительского уголка «Прогулка в природу» [Приложение 2]
Направление работы:
- развитие речи;
- развитие логического мышления;
- развитие коммуникативных качеств у детей;
- обобщение представлений о природе;
- пробуждение воображения и фантазии;
- пробуждение интереса к природе.
2.3 Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
• Педагоги
• Родители
• Дети
• Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотека книг с экологическим содержанием;
- животных, растений.
Методическое:
• теоретическая и методическая литература;
• периодическая печать.
Информационное обслуживание проекта:
• Интернет-сайты;
• Выпуск фотоотчетов.
3. Заключение
Реализованный с выпускниками группы «Капелька» и их родителями проект «Сибирские леса- всему свету краса» позволил прийти к следующим результатам:
Активное участие в нашем проекте приняли родители, с большим удовольствием приняли участие в изготовлении поделок из дерева для мини музея «Деревянных изделий», в выставки кормушек «Птичья столовая», в изготовление макета «Сибирские леса – всему свету краса!» поделки были разнообразными, творческими. Во время проведения выставки дети эмоционально делились, как и из чего сделана их поделка и кормушка.
Дети открыли для себя много нового о пользе деревьев. Родители с благодарностью отметили, что дети стали проявлять заботу и внимание к природе.
В начале проведения проекта и в конце проекта я провела диагностику и выявила уровень экологической воспитанности детей и на сколько плодотворно и качественно был запланирован проект. Дети получили расширенные знания: о строении дерева, о пользе деревьев для людей, животных, насекомых, птиц. О деревьях нашего региона, о необходимости беречь и сохранять лес.
Со всеми поставленными совместно исходя из интересов детей задачами, мы справились.
Перспектива дальнейшего развития проекта:
Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется педагогами в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Я считаю, что мой проект был плодотворным и насыщенным, а главное интересный детям. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжить работу в этом направление.
Список информационных ресурсов:
1. Антипина, Г. Войди в лес другом! / Г. Антипина, Л. Чупрова, Е. Калараш // Дошкольное воспитание. – 2011. - N 8.
2. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Воронеж: ТЦ «Учитель», 2009.
3. Гончарук, Н. День рождения цветка / Н. Гончарук //Дошкольное воспитание. – 2010. - N 7.
4. Горбатенко О. Ф. «Система экологического воспитания в ДОУ» Издательство: Учитель, 2008
5. Жуковская Р. И. «Родной край» пособие для воспитателей детского сада / Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова; под ред. С. А. Козловой - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Просвещение, 1985.
6. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / О. С. Зеленкова // Дошкольная педагогика. – 2010. - N 1
7. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
8. Лучиг М. В. Детям о природе. - Москва 1973.
9. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
10. Поддубная Л. Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
11. Рыжова Н. А. «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
12. Суркина, С. А. Формирование экологической культуры дошкольников в нерегламентированной деятельности: учебно-методическое пособие / С. А. Суркина. — Балашов: Изд-во «Николаев», 2005
13. Шигина Л. А. Проблемы взаимодействия детского сада и семьи в экологическом воспитании дошкольников // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 10.
14. Экологические проекты в детском саду / О. М. Масленников, А. А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011\
15. Экология и безопасность: современные проблемы и пути решения: сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции 27–28 ноября 2013 года
Сайты и порталы: «Социальная сеть работников образования», «Всё для детского сада», «Педсовет», «Дошкольное образование», «МААМ. RU», «Calameo» и др.