Юля Дойникова
НОД в подготовительной группе «В стране этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну и познакомимся с ее обитателями. Для этого давайте внимательно послушаем Анечку,чтобы понять как называется эта страна.
Что такое этикет?
Знать должны мы с детских лет.
Это нормы поведения:
Как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть?
Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым?
Много разных есть вопросов,
И на них дает ответ
Этот самый ЭТИКЕТ!
В: Что же за страну мы сегодня посетим? Как она называется?
Публикация «НОД в подготовительной группе „В стране этикета“» размещена в разделах
Д: Этикет.
В: Ребята, что изучает этикет? Чему нас учит?
В: Этикет, ребята, это огромная наука, а мы с вами познакомимся с ее маленькой частью. Посмотрите, у меня есть волшебный сундучок, а в нем загадки. Давайте отгадаем загадки, и узнаем, кто же обитает в этой необычной стране.
Чайника подружка,
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли
И зовут ее (кастрюлей) – вывешиваю картинки
На плите –кастрюль начальник
Толстый, длинноносый (чайник)
И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины – вот это да!
Жарит все (сковорода)
Суп, салат, пюре и гренки
Подают всегда в (тарелке)
В: Молодцы, ребята, все загадки отгадали правильно. А как одним словом можно назвать все эти предметы?
В: Правильно, это все посуда. Какую посуду вы еще знаете?
В: Сегодня мы с вами вспомним, какая бывает посуда, какие блюда какими приборами едят. И сами накроем на стол. Ну, что, в путь?
В: Ребята, посмотрите, в сундучке еще что-то лежит…Это же карта! А как карта может нам помочь?
В: Правильно, с помощью карты мы сможем узнать маршрут нашего путешествия. Найдите цифру 1.
В: Первая наша остановка называется «Из какого материала?» Вся посуда различается по материалу, из которого она изготовлена. Вам нужно назвать посуду, которая стоит на столе. Давайте вместе вспомним: если посуда из стекла – она… (стеклянная, найдите на столе стеклянную посуду;
Если сделана из металла, то она (какая)-…
Если из фарфора, то она -…
Если из пластмассы, то она -…
Если из глины, то она -…
В: Молодцы, ребята, с этим заданием справились.
В: Ребята, а вы знаете, что посуда бывает разная не только по материалу, но и по назначению? В чем ваши мамы готовят пищу?
Д: В кастрюле, в сковороде, в горшочке.
В: Где они готовят? (на кухне). Как называется эта посуда?
Д: Кухонная посуда.
В: Из чего мы едим и пьем?
Д: Из тарелок глубоких и плоских, из чашек, из кружек, из стаканов.
В: А где едем (за столом). Как тогда мы назовем эту посуду?
Д: Столовая.
В: А как вы думаете, чайная посуда, почему так называется? А из кофейной посуды, что будем пить?
В: Посмотрите, ребята, вся посуда у нас стоит вместе. Давайте расставим посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная.
Игра «Что к чему»
Правила игры: на столе вперемешку стоят 2 кастрюли разного размера, сковорода, горшочек, половник, глубокая тарелка, тарелка под второе, блюдце, чашка. бокал. Надо расставить посуду по назначению.
В: Давайте проверим, все ли правильно поставили?
В: Молодцы ребята! Но этой посуды недостаточно. Сейчас я загадаю вам загадки, и мы узнаем, чего нам не хватает.
Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай по шире рот.
Дети: Ложка
При виде еды не считают ворон,
Бросаются дружно с обеих сторон:
Один - разрезает, другая – цепляет.
Обеим в тарелке работы хватает.
В: Правильно, ребята. Столовые нож и вилка предназначены для вторых горячих блюд. Столовой ложкой мы едем супы и молочные каши, для компота, мороженного и других сладких блюд используется ложка поменьше – десертная ; для чая и кофе – чайная или кофейная ложечка.
В: Давайте посмотрим, куда идти дальше – ищем цифру 2 на карте. Пройдем к следующей остановке и поиграем в игру «Что чем едим».
Я буду показывать вам картинки с изображением блюд, а вы будете говорить, какими столовыми приборами нужно есть. ( картинки с изображением : котлета, рулет, груша, салат, омлет, рис, макароны, пельмени, картофель, отбивная котлета, курица, сосиска, жаркое, блины, каша, творог, суп, йогурт, мороженное)
В: Молодцы, ребята! И с этим заданием вы справились. А теперь давайте немножко отдохнем:
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали -
Так мы маме помогали.
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
В: Отдохнули? Смотрим, куда идти дальше – ищем цифру3 на карте. Идем к следующей остановке.
Ребята, а помните сказку, в которой вся посуда убежала от хозяйки? Ка она называется? Почему посуда убежала? Правильно, потому что она, Федора, не ухаживала за своей посудой, не мыла ее. Давайте мы с вами внимательно посмотрим и скажем, что же исчезло?
На доске полка. на ней посуда. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один из предметов. Дети должны отгадать, какого предмета не стало.
В: Молодцы, ребята, вы очень внимательные. Ребята, что бы так не произошло, как мы должны обращаться с посудой? (ответы детей). Давайте послушаем стихотворение о том, чтобы мы делали, если бы не было посуды:
Если б не было посуды,
Нам пришлось бы очень худо.
Мы бы тут же из людей
Превратились в дикарей:
Брали мясо бы руками,
Разрывали бы зубами,
Пили воду бы в реке,
Или в грязном ручейке.
К счастью, помогает всюду
Нам различная посуда:
На нее еду кладут,
Из нее едят и пьют.
Сохраняют в ней продукты:
Сыр и масло, хлеб и фрукты…
В ней готовят сотни блюд-
Варят, жарят и пекут!
Вот какая она помощница!
В: Спасибо, ребята. Смотрим нашу карту –следующая остановка под цифрой4 –подходите к доске.
В: Ребята, столовый этикет изучает не только виды посуды, но и правила поведения за столом. Существует очень много правил поведения за столом, но все они легко запоминаются. Перед вами цветок, на каждом лепестке правило поведения за столом. По очереди дети берут лепесток и объясняют правило.
В: Ну вот, название посуды мы вспомнили, назначение различной посуды мы тоже повторили. Правила поведения мы знаем. Пора приступить к сервировке стола.
На отдельном столике стоят два набора посуды для сервировки, красивая скатерть.
Воспитатель читает стихотворение, дети выполняют действия в соответствии с текстом.
Мы дежурные сегодня,
Станем няне помогать,
Аккуратно и красиво
Все столы сервировать.
Что сначала нужно сделать?
Будем руки чисто мыть.
Потом фартуки наденем,
Начнем скатерти стелить.
Мы салфетницы поставим,
А на самый центр стола –
Хлеб душистый, свежий, вкусный.
Хлеб всему ведь «голова».
Вокруг хлебниц хороводом
Блюдца с чашками стоят.
Ручки чашек смотрят вправо,
В блюдцах ложечки лежат.
Мы тарелки всем поставим,
Вилки, ложки и ножи.
Не спеши, как класть, подумай,
А потом уж разложи.
От тарелки справа нож,
Ложка рядышком лежит.
Нож от ложки отвернулся,
На тарелочку глядит.
Ну, а слева от тарелки
Нужно вилку положить,
Когда станем есть второе,
Будет с вилкой нож дружить.
В: Молодцы, ребята! Вы справились и с этим сложным заданием! На этом наше путешествие по стране столового этикета пришло к концу. Понравилось оно вам? О чем мы говорили? Какая бывает посуда? Какими столовыми приборами нужно уметь пользоваться? Какие правила поведения за столом вы запомнили? Что понравилось больше всего в нашем путешествии? Теперь вы много знаете и умеете, можете пройти в уголок к куклам и накрыть для них праздничный стол.