Сапога Ирина Ивановна
Планирование прогулок в средней группе на январь
▼ Скачать + Заказать документы
Январь. Прогулка 1
Наблюдение за сезонными изменениями.
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел за моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел и про то, что зиму
встретил. Нарядилась и рябинка в белый праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего
горят.
Воспитатель загадывает детям загадки, рассказывает о приметах.
Текло, текло и под стекло легло. (Вода.)
Без рук, без ног, а в избу лезет. (Мороз.)
Декабрь год кончает — зиму начинает.
Теплая зима к холодному лету.
Солнце летом греет, а зимой морозит.
Белая, холодная пришла на землю зима. Утонул в снегу лес. С наступлением зимы стало еще холоднее,
чем осенью. Небо почти всегда покрыто облаками. Идет не дождь, а снег. Снег покрыл землю, крыши
домов, ветки деревьев. Ручьи, буйные реки, озера сковал лед. Чем больше снега выпадет на землю, тем
лучше будут расти растения. Снег защищает их от мороза. День становится короче, а ночь длиннее.
Воспитатель задает детям вопросы.
Как изменился общий вид участка по сравнению с осенью?
Зачем засыпают корни деревьев снегом?
Как одеваются люди зимой и осенью?
Индивидуальная работа: «Поймай мяч»
Цель: развивать ловкость
Д/И «Кто где живёт?»
Цель: Закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».
Подвижные игры: «Мышеловка»
Цель: совершенствовать координацию движения и ловкость, умение действовать после сигнала.
Труд : Убрать игрушки после игры
Цель: прививать трудолюбие
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 2
Наблюдение за воздушным транспортом
Цель: расширять знания о воздушном транспорте, его использовании и назначении.
Вырасту — буду летчиком смелым.
Нет для мальчишки лучшего дела!
Воспитатель загадывает детям загадки, задает вопросы.
Летит птица-небылица,
А внутри народ сидит,
Меж собою говорит. (Самолет.)
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает.
Отправляется в полет.
Наш российский. (вертолет).
Какие виды транспорта вы знаете?
Что относится к воздушному транспорту?
Чем похожи между собой самолет и вертолет?
Чем они отличаются?
Какое их назначение? (Перевозка грузов, пассажиров.)
Кто обслуживает воздушный транспорт? (Пилоты, штурманы, механики.)
Отметить, что самолет поднимается высоко под облака, а вертолет летит значительно ниже.
Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: отрабатывать бег змейкой, обегая поставленные в ряд предметы
Д/И «Горячий – холодный»
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
Подвижные игры: «Зайцы и волк»
Цель: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, в прыжках на обеих ногах, в приседании, ловле.
Труд: «Уберем ветки с участка»
Цель: продолжать учить детей трудиться на участке. Воспитывать положительное отношение к труду.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 3
Наблюдение за собакой
Цели: формировать представление о внешнем виде собаки; воспитывать потребность заботиться о домашнем животном.
.Воспитатель задает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи. (Собака.)
Как выглядит собака?
Где она живет?
Чем питается?
Кто ухаживает за собакой?
Собака — преданный друг человека. Пес Шарик большой, шуба густая, теплая, коричневого цвета. Голова у Шарика большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши белого цвета; красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У него четыре лапы с когтями, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.
Индивидуальная работа
Ходьба по короткой и длинной дорожке.
Цель: закреплять представления о длине
Д/И «Кто как разговаривает?»
Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Подвижная игра
«Лохматый пес».
Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.
Труд: Подметание дорожек метлой.
Цель: приучать выполнять трудовые поручения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 4
Наблюдение за автомобилями
Цели: учить различать автомобили по их назначению; формировать интерес к профессии водителя, стремление освоить его трудовые действия.
Воспитатель предлагает понаблюдать за автомобилями, движущимися по улицам города.
Рассмотреть их внешний вид, ответить на вопросы.
Какие виды транспорта вы знаете? (Наземный, подземный, водный, воздушный.)
Какие функции выполняет та или иная машина?
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся длинным потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
За эту работу мы их полюбили,
Они называются. (автомобили).
Индивидуальная работа.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Цель: отработка основных движений.
Д/И. «Когда это бывает?»
Цель: актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.
Подвижная игра
«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»
Цель: развивать у детей выдержку, умение выполнять движения по сигналу, навык коллективного движения. Упражнять в беге в определенном направлении.
Труд: Уборка территории.
Цель: приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 5
Наблюдение за пожарной машиной
Цели: расширять знания о роли машин и их механизмах; любознательность.
Воспитатель задает детям вопросы.
Почему весь транспорт пропускает вперед машины с сиренами’’
Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?
Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница? Почему пожарные работают в касках?
Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.
Индивидуальная работа.
Ходьба на носках.
Цель: закреплять умение ходить с согласованным движением рук и ног.
Д/И «Кто что любит»
Цель: Закреплять представления детей о животных-обитателях живого уголка и уходе за ними.
Подвижная игра «Щенок»
Цель: воспитывать желание оказывать помощь; упражнять в лазании по гимнастической стенке, перелезая с одного пролета на другой, быть внимательным, не топиться, действовать по сигналу;
Труд: Кормление птиц.
Цели: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц, уборка участка); воспитывать желание ухаживать за животными.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 6
Наблюдение за ветром
Цель: закрепление знаний детей о ветре, его свойствах; определение направления ветра.
Художественное слово:
Свищет, гонит, вслед ему кланяются. (ветер).
Физминутка «Ветер» - развитие двигательной активности.
Осторожно ветер
За калитку вышел, (руки вверх и махи руками вправо-влево)
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше, (перебирать пальчиками в воздухе)
Покачал тихонько
Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево)
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком)
И, расправив гордо
Молодые крылья,
Полетел куда-то
Вперемешку с пылью. (махи руками)
Индивидуальная работа
Прыжки
Цель: развивать навыки прыжка в длину с места.
Д/И «Кто где работает?»
Цель: Закреплять знания детей о профессиях.
Подвижная игра «Хитрая лиса»
Цель: развивать внимание умение действовать по сигналу, формировать навыки ориентировки в пространстве. Развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.
Труд: Подмести в беседке.
Цель: приучать к труду
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 7
Наблюдение и беседа о строительной технике.
Цели: закреплять и расширять знания о роли техники на разных этапах строительства, о профессии строителя; воспитывать чувство уважения к труду взрослых.
Воспитатель с детьми наблюдает за техникой, работающей на строительстве. Затем воспитатель загадывает детям загадку и организует беседу.
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он — станет гладко,
Будет ровная площадка. (Бульдозер.)
На что похож бульдозер? Как называется машина, которая роет котлованы?
К нам забрался во двор крот,
Роет землю у ворот.
Сотни рук заменяет без лопаты.
Он копает — это. (экскаватор).
Рассмотреть экскаватор. Основная его часть — ковш. Стальными зубами он врезается в землю, набирает ее, словно в пасть, и высыпает в кузов грузовика — самосвала. Это самая сильная машина.
На углу подъемный кран,
Как великий великан
Носит плиты с кирпичом,
Помогает строить дом. (Кран.)
Каким образом он помогает? Какие поднимает плиты?
Индивидуальная работа с подгруппой мальчиков Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание).
Цель: вырабатывать координацию движений
Д/И «С чем Тузик будет играть?»
Цель: Закреплять знания детей о качествах предметов, о повадках домашних животных.
Подвижная игра: «ручеек»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение к участникам игры.
Развивать умение ползать между предметами, пролезать под препятствиями (высота – 50см., не задевая предметы.
Развивать ориентировку в пространстве, зрительное восприятие предметов окружающей действительности.
Труд: «Наведем порядок в песочнице»
Цель: формировать у детей соответствующие трудовые навыки. Учить подбирать ин-вентарь, очищать его от песка и складывать в ящики. Сметать с бортиков песочницы песок. Оценивать результаты труда.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 8
Наблюдение за трудом дворника.
Цели: продолжать знакомство с трудом дворника; формировать желание приходить на помощь
окружающим; воспитывать чувство уважения к труду взрослых; способствовать развитию связной речи.
Тихо-тихо снег идет,
Белый снег, лохматый.
Мы расчистим снег и лед
На дворе лопатой.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое время года сейчас? Почему вы так думаете? Кто убирает снег? Чем он работает?
Кому нужен труд дворника?
Индивидуальная работа
Бросок мяча двумя руками
Цель: Работа по развитию основных движений: бросок мяча двумя руками.
Д/И «Кто как передвигается?»
Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости.
Подвижная игра «Меткие стрелки»
Цель: воспитывать выдержку и дисциплинированность; совершенствовать навыки в бросании мяча в вертикальную цель; развивать глазомер, фиксацию взора.
Труд: Собираем камешки в ведро.
Цель: учить выполнять простейшие поручения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 9
Наблюдение «Гололед».
Цель: В процессе наблюдения за данным явлением предложить вспомнить о мерах безопасности, которые необходимо соблюдать во время гололеда.
Художественное слово В. Берестов
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица.
Но за то отлично падается!
Почему ж никто не радуется?
Индивидуальная работа
«По узенькой дорожке»
Цель: вырабатывать ловкость, координацию движений
Д/И «Подбери рифму»
Цель: Учить подбирать рифмы к словам.
Подвижная игра: «САМОЛЕТЫ»
Цель: развивать ориентировку в пространстве, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в беге.
Труд: Подвешивание кормушек для птиц.
Цель: воспитывать желание заботиться о птицах.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 10
Наблюдение за небом
Цель: учить детей называть характеристики погоды, связанные с небом (пасмурно, облачно, рассказывать, какое небо зимой.
Индивидуальная работа. Смелые ребята.
Цель: упражнять в быстром беге, развивать ловкость
Д/И «Чья лента длиннее?
Цель: Учить детей строить сериационные ряды, раскладывая предметы в порядке возрастания их длины.
Подвижная игра «Бездомный заяц»
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве.
Труд: Подметание дорожек метлой.
Цель: приучать выполнять трудовые поручения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 11
Наблюдение за кошкой
Цель: закреплять представление о характерных особенностях кошки.
Острые ушки,
На лапках подушки.
Усы, как щетинка,
Дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит,
Ночью бродит, на охоту ходит.
Воспитатель задает детям вопросы.
Где живет кошка?
Кто ухаживает за ней?
Как выглядит кошка, каковы ее повадки?
Чем питается?
Кошка живет рядом с человеком. Он за ней ухаживает. Кошка большая и пушистая. На голове у нее уши, большие глаза, которые в темноте светятся, длинные усы. У нее четыре лапы с мягкими подушечками. Поэтому она может очень тихо ходить и неслышно подкрадываться. Кошка умеет лазать по заборам и деревьям с помощью острых когтей. А еще у кошки длинный красивый хвост. Она любит Молоко, ест рыбу и мясо.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: закреплять умение прыгать с одного круга в другой.
Д/И «Поможем Федоре»
Цель: Учить понимать суть понятий: «смешно», «жалко», «радоваться за другого»; вызывать стремление быть аккуратными.
Подвижная игра «Перелет птиц»
Цель: развивать реакцию на словесные сигналы. Упражняться в лазание по гимнастической лестнице.
Труд: Сбор на участке сухих листьев, веток, погрузка их на носилки.
Цели: приучать к чистоте и порядку;
вызывать желание трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 12
Наблюдение за камнями
Цель: формировать представление о камнях как части неживой природы. (Какие бывают камни? Где человек использует камни). Знакомить с разнообразием камней и их свойствами.
На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями. Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».
Намокли брюки и носки, заела мошкара.
Но не уйду я от реки, наверно, до утра.
И вдруг я камешки нашел, что излучают свет!
Один – как мамины глаза – прозрачно – голубой;
Как виноградная лоза – зелененький – другой.
А третий – солнышка светлей, а вдруг это алмаз!
Я отнесу его в музей, учительнице в класс.
Кто из вас находил камни? Где это происходило? Какие они были? Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?
Исследовательская деятельность: найти камни на участке детского сада серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.
Индивидуальная работа
«Кто дальше?»
Цели: учить прыгать в длину с места и с разбега; развивать силу прыжка.
Д/И «Подбери по форме»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков
Подвижная игра «Пастух и стадо»
Цель: закреплять у детей умение играть по правилам игры, упражнять в ходьбе и беге.
Труд: Соберём игрушки по окончании прогулки.
Цель: учить выполнять посильные поручения, формировать элементарные трудовые умения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 13
«Наблюдение за зимним небом»
Цели: обратить внимание на красоту зимнего неба; воспитывать любовь к природе; развивать любознательность, творческое воображение.
Обратите внимание на красоту зимнего неба. Когда нет осадков и небо не покрыто снеговыми тучами, оно имеет красивый синий оттенок, по небу плывут кружева белых облаков. Небо кажется высоким из-за чистоты морозного воздуха. Снег, падая, захватил с собой из воздуха частички пыли и грязи, и воздух становится чистым, его хочется вдыхать снова и снова.
Индивидуальная работа
Перелет птиц.
Цель: учить быстро действовать по сигналу воспитателя; двигаться в определенном направлении
Д/И «Поделись с товарищем»
Цель: Создать условия для актуализации нравственных норм; учить детей товарищескому взаимодействию в игре.
Подвижная игра «Кролики»
Цель: Развивать у детей умение двигаться в коллективе, находить свое место на площадке. Упражнять в беге, в прыжках на 2 ногах.
Труд: «Поможем малышам убрать участок»
Цель: продолжать учить детей трудиться на участке, воспитывать заботливое отношение к малышам.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 14
«Наблюдение за солнцем»
Цели: формировать понятие о роли солнца в жизни животных и растений; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения.
Охарактеризуйте погоду. Зимой солнце не греет, поднимается невысоко, путь его становится короче, оно не успевает прогреть воздух, поэтому становится все холоднее.
Индивидуальная работа:
Прыжки вверх с места.
Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой.
Д/И «Так бывает или нет»
Цели: учить замечать непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление.
П/и «Совушка»
Цель: учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Труд: Уборка инвентаря после прогулки.
Цель: учить детей принимать участие в общей работе, воспитывать трудолюбие.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 15
«Наблюдение за льдом на лужах»
Цели: продолжать знакомить с различным состоянием воды; учить наблюдать изменения в неживой природе; рассуждать, сравнивать; прививать интерес к природе, развивать речь.
Рассмотрите через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Попробуйте разбить лед ботинками. (Он тонкий, хрупкий и быстро ломается.) Если бросить льдинки, они разбиваются на мелкие кусочки (лед твердый). Если взять льдинку в руки, она растает.
Опыт со льдом.
Цели: познакомить со свойствами льда (лед тонкий и хрупкий); рассмотреть кусочки льда (разбить лед лопаткой); наблюдать за таянием снега и льда (лед и снег от тепла тают).
Приметы: если в морозный день с ночи теплее - к долгой стуже; если зимой тепло - летом холодно; если зимою частые туманы и много инея - будет хороший урожай; если зимой сухо и холодно, летом будет сухо и жарко.
Поговорки и пословицы: зима не лето, в шубу одета; зима - хранительница полей; зимой шубка не шутка; зима лето пугает, да все равно тает; зима без снегу - не быть хлебу.
Стихотворение.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Ах ты, зимушка-зима,
Белоснежная пришла!
Загадки.
Зимой греет, весной тлеет,
Летом умирает, осенью оживает. (Лед.)
Чист, ясен, как алмаз,
Но дорог не бывает,
От матери рожден
И сам ее рождает. (Лед.)
Индивидуальная работа
Изобрази настроение.
Цель: учить пластичными движениями передавать внутренние ощущения.
Д/И «Загадай, мы отгадаем»
Цели: закрепить знания о растениях сада и огорода; умение называть их признаки, описывать и находить их по описанию, развивать внимание.
Подвижная игра «ПОДБРОСЬ-ПОЙМАЙ»
Цели: учить детей подбрасывать мяч вверх, и ловить его двумя руками, не прижимая к груди. Развивать координацию движений, глазом
Труд: Предложить детям подмести дорожку.
Цель: воспитывать желание выполнять поручения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 16
«Наблюдение за поведением птиц у кормушки»
Цели: продолжать знакомить с многообразием зимующих птиц; учить замечать характерные особенности строения птиц.
Обратите внимание, что не все птицы садятся на кормушку. Важно помочь птицам в самый холодный месяц. Поищите глазами других птиц, которые летают вокруг, наблюдают за кормушкой и ее посетителями. Назовите, откуда вороны ведут свое наблюдение (с забора, дерева, с крыш соседних домов). Птицы выбирают себе разные места: вороны - на толстых ветках деревьев, воробьи - на ветках кустов, голуби на карнизах жилищ.
Понаблюдайте за воробьями и воронами. Сравните их по величине (воробей маленький, ворона большая, внешним признакам (глаза, клюв, ноги, крылья) и характерным повадкам (как обнаруживают корм, как прилетают к нему, клюют его). Вечером птиц становится все меньше, они прячутся на ночь в укрытия, на деревья, под крыши домов.
Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся - зимой к снегу; вьются вороны зимой в воздухе - это к снегу; если птицы спустились и садятся на землю - будет оттепель; птица хохлится - к непогоде.
Поговорки и пословицы: всякая птица своим пером гордится; всякая птица своим клювом сыта; у каждой пташки - свои замашки; вороне соколом не быть.
Стихотворения.
ПТИЦЫ ЗИМОЙ
У еле приметной дорожки
Насыпаны зерна и крошки,
Слетайтесь, слетайтесь, пичуги.
Теперь не страшны вам холодные вьюги,
Ведь в зимние лютые вьюги
Должны мы помнить друг о друге.
КОРМУШКИ
Сделаем кормушки, насыплем зернышки –
Пусть не голодают зимой воробышки.
Загадки.
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
А кого червяк боится?
Угадали? Это. (птица).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Индивидуальная работа
«Кто дальше бросит?».
Цель: закреплять умение метать предмет на дальность.
Д/И «Бывает — не бывает» (с мячом)
Цели: развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции
Подвижная игра «Жмурки»
Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве.
Труд: Уборка участка детского сада.
Цель: воспитывать желание помогать взрослым
Самостоятельные игры с выносным материалом.
Прогулка 17
«Наблюдение за зимующими птицами»
Цели: формировать умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе; воспитывать дружелюбное заботливое отношение к птицам.
Обратите внимание на нахохлившихся воробьев и ворон, им холодно, и они распушают перья, чтобы согреться. Птицы прилетают ближе к человеку, надеясь, что он покормит их. Птицам, чтобы не умереть от холода, надо употреблять больше пищи. Разные птицы употребляют разный корм. Понаблюдайте, какие птицы что предпочитают, для того чтобы класть этого корма побольше в кормушки.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою.
Чик-чирик!
Наблюдение за поведением птиц
Воробьи предпочитают хлебные крошки, семечки, остатки печенье, всевозможные каши, зернышки; вороны всеядные, поэтому им все равно, что есть, синички кормятся зернами, но очень любят сало.
Приметы: если вороны сидят на макушках деревьев, усиленно каркают и чистятся - зимой к снегу; вьются вороны зимой в воздухе - это к снегу; птицы спустились и садятся на землю - будет оттепель; птица хохлится - к непогоде.
Поговорки и пословицы: мала синичка, да коготок остер; покорми птиц зимою - послужат тебе весною; и птица чует, что холод будет; глупа птица, которой свое гнездо не мило.
Загадки.
Пусть я птичка-невеличка,
У меня, друзья, привычка –
Как начнутся холода,
Прямо с севера сюда. (Снегирь.)
Индивидуальная работа.
Развитие движений.
Цель: закреплять умения прыгать на одной ноге (правой и левой).
Д/И «Какая, какой, какое?»
Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.
Подвижная игра «КТО УШЁЛ»
Цель: учить детей угадывать тех детей, которые уходят. Развивать память, внимание
Труд: Собрать игрушки по окончании прогулки
Цель: воспитывать желание выполнять трудовые поручения.
Самостоятельные игры с выносным материалом.