Елена Ростовская
НОД «Волшебница вода» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОД в подготовительной группе №1.
«Волшебница вода»
Подготовила воспитатель : Ростовская Елена Михайловна.
Цель: Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.
Задачи:
1. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
2. Уточнить и закрепить знания детей о значении воды;
Публикация «НОД „Волшебница вода“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность;
4. Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
5. Активизировать словарь детей словами: лаборатория, стерильность, лаборант, исследование.
6. Воспитывать аккуратность при работе; умение работать в парах.
Ход НОД.
Ребята, сегодня у нас необычное мероприятие. Мне бы хотелось, чтобы мы с вами вместе как много больше узнали о воде, ведь мы каждый день сталкиваемся с водой, но не часто обращаем внимание на то, какая она. Давайте вместе c вами, на время станем учёными, и узнаем о свойствах и признаках воды. Для этого, я предлагаю вам, отправится в лабораторию.
Но, чтобы попасть в неё, нам надо разгадать загадку и отгадать слово, которое откроет нам двери в лабораторию. Я и туча, и туман, и ручей, и океан, я летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (ВОДА)
22 марта - Международный днеь воды.
Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал её «голубой планетой». (Показ картинки) - Как вы думаете, почему Гагарин Юрий Алексеевич назвал землю «голубой планетой»? - Потому что большую часть земли занимает вода. - Где живёт вода в природе? - В океане, в море, в реке, в озере, в болоте, в ручейках, в прудах…
Она бывает разной. Попробуйте отгадать загадки, все они о воде.
ЗАГАДКИ.
1. Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется во мгле,
Только ноги на земле. (дождь).
2. По небесам оравою
Бегут мешки дырявые.
И бывает иногда
Из мешков течёт вода. (тучи).
3. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (облака).
4. И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (иней).
5. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою,
А солнышко лишь припечёт,
Заплачет она и умрёт. (сосулька).
6. На дворе переполох –
С неба сыплется горох. (град).
- Какая же она вода? Об этом мы сегодня с вами поговорим.
Что ж, ребята, прежде чем приступить к исследованиям, я предлагаю вам сделать физ. разминку.
Мы у озера стоим,
Во все стороны глядим:
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись.
Выше глазки поднимай,
Вверх смотри и не мигай.
Нарисуй глазами солнце,
Светит пусть оно в оконце.
Закрывай глаза, дружок,
Ночь шагнула на порог.
Утром снова открывай
Быстро – быстро поморгай.
- Ребята, а чем лаборатория отличается от других учреждений? (ответы детей). В лаборатории проводят исследования, люди работают в специальной одежде, все стерильно. А что такое стерильность? (отчищенное помещение, без бактерий и микробов). И чтобы поддерживать эту чистоту надо надеть колпаки.
- Пройдите к столам. У каждого на столе лежит медицинская шапочка.
- Хорошо! Можете присесть на стульчики.
- Ребята, а какие правила безопасности вы знаете при проведении опытов? (ответы детей) .
Правила безопасности:
Напоминаю детям о том, что при этом нужно соблюдать определенные меры безопасности. Например, нельзя пробовать вещества на вкус (есть опасность отравиться) ; нюхать их нужно очень осторожно, направляя запах от стаканчика ладошкой (вещества могут быть очень едким и обжечь дыхательные пути). Дети выдвигают предположения, помогаю им.
Действовать только под руководством взрослого.
Во время опытом надо быть аккуратными, наблюдательными, не отвлекаться.
По окончанию работы следует убрать свое место.
Молодцы!
Проверьте, все ли есть у вас на столах: пластмассовые стаканчики, картинка, стакан с молоком салфетки, воронка, сахар, мука, масло. У всех все есть на столах?
Хорошо. Готовы? (да) .
Ребята я для вас приготовила 5 признаков воды, которые мы должны исследовать и сделать выводы так ли это, а выводы свои мы зафиксируем в дальнейшем в наш журнал наблюдений.
1. Вода - жидкость, она может течь.
2. Вода прозрачная и не имеет собственной формы.
4. Вода отражает предметы.
5Вода окрашивается.
-Что ж приступим к исследованию!
Пальчиковая гимнастика
1 опыт «Вода – жидкость» (текучесть)
Ребята, а вода льется или падает?
Возьмите стаканчик с водой и пустой стаканчик. Аккуратно перелейте воду в пустой стаканчик. Вода льется или падает? Почему? (Потому, что она жидкая.)Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью, а свойство текучести.
2 опыт «Вода прозрачна и не имеет форы»
Как вы думаете, вода имеет форму? (ответы детей). Проверим?
Посмотрите, что у меня в руках? (куб и шар). Какой формы куб? (квадратной). А какой формы шар? (круглой). А для того чтобы проверить какой формы вода, мы возьмем маленький стаканчик и наполним его водой. Перельем эту воду в формочку для песочницы. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.
«Вода бесцветна» (прозрачность)
Ребята, а какого цвета вода? (прозрачная). А давайте проверим.
Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (да). А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? (ответы детей) .
Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден. Итак, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость.
3 опыт «Вода не имеет запаха»
Ребята, а вода имеет запах?
Перед вами стоят стаканчики. В одном – вода, а что в другом стаканчике? (настой ромашки). Правильно. А как вы думаете, если добавить настой ромашки в воду, вода будет иметь запах? (ответы детей). Проверим?
Проведите эксперимент.
Проверьте, есть запах или нет (ответы детей). И снова проверьте, есть ли запах у воды. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет и запах.
4 опыт «Вода – зеркало» (отражает)
Подойдите ко мне.
Посмотрите в таз. Что вы там видите? (ответы детей) .А свое лицо видите? (да) А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т. д.) .
Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое)
Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.
5 опыт «Вода растворяет»
Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. Давайте убедимся в этом. Дети определяют, что на столе находятся мука, сахар, растительное масло, гуашь.
А теперь попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что у нас получится.
Растворяя вещества, дети приходят к следующим выводам :
• Сахар быстро растворяется в воде, а вода при этом остается прозрачной;
• Мука тоже растворяется в воде, но вода становится мутной; после того как стаканчик с водой немного постоит, мука оседает на дно, но раствор продолжает оставаться мутной; • Гуашь быстро меняет цвет воды, растворяется хорошо; • Масло не растворяется в воде: оно либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой, либо плавает в воде в виде желтых капелек.
- Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самым простым способом, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: салфетки и чистые стаканы. Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства – фильтры. Итак, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее, например, через платок, то беды можно было избежать.
Давайте теперь перельём эти растворы в чистые стаканчики через наши фильтры. Посмотрим, что же произошло после фильтрования воды с разными веществами. (беседа, фиксация результатов опыта) Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла.
Сахар не отфильтровался, потому что, хорошо растворился в воде. Гуашь отфильтровалась частично, т. к. она окрасила воду в красный цвет. Мука прошла через фильтр частично, на фильтре осталась часть муки и вода осталась мутной.