Светлана Волощук
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности по дифференциации звуков [З] — [Ж] «На сказочной лужайке»
Непосредственная индивидуальная коррекционно-образовательная деятельность с использованием компьютерных технологий "Игры для Тигры", "Маленький гений" (тренируем внимание) на дифференциацию звуков [З] - [Ж] на основе сюжета "На сказочной лужайке".
Цель: Дифференциация звуков «З» - «Ж» в слогах, словах, предложениях.
Публикация «Конспект НОД в группе компенсирующей направленности по дифференциации звуков [З] — [Ж] „На сказочной лужайке“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Образовательные задачи. Закрепить навык дифференциации звуков «З»-«Ж» в слогах, словах, предложениях. Совершенствовать навык слогового анализа слова. Закрепить навык работы с компьютером при выполнении индивидуальных упражнений (восприятие информации с экрана, ее анализ, управление «мышью»). Активизировать словарь по теме «Насекомые».
Коррекционные задачи. Развивать оптико-пространственные представления. Развивать диафрагмальное дыхание. Развивать фонематическое восприятие, интонационную выразительность речи. Развивать зрительное внимание, мышление, память, творческое воображение. Развивать общую, тонкую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением. Закреплять навык самооздоровления посредством проведения зрительной гимнастики.
Воспитательные задачи. Продолжать воспитывать у ребенка доброжелательность, взаимопонимание, самостоятельность, инициативность. Создать ребенку положительный эмоциональный настрой.
Материалы и оборудование: картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики; персональный компьютер; магнитофон; аудиозапись; игрушки: комар и жук; предметные картинки со звуками [З], [Ж], «волшебный цветок», макеты цветов; зрительный тренажер «Стрекоза».
ИКТ-приложение к занятию: 1. Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», компьютерная игра «Маленький гений» (тренируем внимание) 2. Музыкальный видеоряд «Логопедическая распевка «За-зо-зу-зы»» (авт. Т. К. Овчинникова, Федорова Л. А., Макаренко И. В.).
Ход коррекционно-образовательной деятельности
Организационный момент.
Введение ребенка в игровую проблемную ситуацию.
Логопед приглашает ребенка в кабинет, где на столе разложены лепестки «волшебного цветка».
Логопед. Здравствуй. Ты любишь путешествовать? Сегодня мы с тобой отправимся в путешествие на сказочную лужайку. Для этого у меня есть «волшебный цветок». Тебе нужно только оторвать лепесток и сказать волшебные слова.
Логопед вместе с ребенком произносит слова, выполняя разные движения в соответствии с текстом.
Лети, лети лепесток, через запад на восток (выполняют движения глазами влево-вправо)
Через север, через юг (выполняют движения глазами вверх-вниз)
Возвращайся, сделав круг (выполняют круговые движения глазами)
Лишь коснешься ты земли (закрывают глаза)
Быть, по-моему, вели! (топают ногой).
Вели, чтобы мы оказались в сказке.
Упражнение «На сказочной лужайке»
Логопед включает магнитофон. Ребенок слышит пение птиц, журчание ручейка. Логопед приглашает ребенка на коврик, на котором разложены макеты цветов.
Логопед. Вот мы и на сказочной лужайке. Посмотри, как здесь красиво. Что ты слышишь? На лужайке летом очень много насекомых. Кто там летит, отгадай.
Логопед. Летит, пищит. Ножки длинные тащит.
Случай не упустит, сядет и укусит.
Логопед задает ребенку вопросы, загадывает загадку. После того, как тот отгадал, он показывает «комара» и предлагает спеть его песенку.
Правильно. Конечно, это комар. Давай споем песенку комара: «ззззззз….».
Логопед вместе с ребенком произносит песенку комара. После этого загадывает следующую загадку. Когда ребенок отгадывает, показывает «жука». Затем просит спеть его песенку.
Логопед. Жу-жу-жу, я на веточках сижу.
Свысока на всех гляжу и жужу, жужу….
Правильно, это жук. Давай споем песенку жука: «жжжжжж….»
Логопед предлагает сравнить эти звуки.
Логопед. Скажи, чем похожи, и чем отличаются эти звуки друг от друга?
Ребенок сравнивает звуки по артикуляции и по произношению.
Дыхательное упражнение «Аромат цветов»
Логопед предлагает ребенку сделать дыхательное упражнение. Следит за тем, чтобы ребенок не поднимал плечи при вдохе и не раздувал щеки при выдохе. Затем просит на выдохе произнести слоги со звуками «з», «ж».
Логопед. Жуки и комары любят летать над цветами и вдыхать их аромат. Давай вместе с тобой тоже будем вдыхать аромат цветов. Делаем вдох через нос, выдох через рот. На выдохе старайся произнести слоги: за-за-за, жа-жа-жа, зу-зу-зу, жу-жу-жу.
Упражнение «Любимые цветы»
Логопед предлагает ребенку подойти к столу, где разложены картинки с изображением цветов.
Логопед. На сказочной лужайке растет много красивых цветов. Сейчас мы узнаем, какие цветы любят наши насекомые. Угадай цветок на картинке, прохлопай слово по частям, затем определи какой ты в слове слышишь звук «з» или «ж». А потом скажи, кто сядет на этот цветок: жук или комар.
Логопед предлагает ребенку посадить насекомых на цветы, в зависимости от того, какой звук он слышит в названии цветка. Примерные названия цветов: незабудка, жасмин, розы, хризантемы, подснежники. Примерный ответ: «Комар сядет на незабудку. Жук приземлится на подснежник».
Пальчиковая гимнастика «Друзья»
Логопед. А сейчас давай с тобой выполним занимательную гимнастику для пальчиков.
Логопед с ребенком произносят слова и сопровождают их движениями.
Раз, два, три, четыре, пять (сжимать и разжимать пальцы)
Насекомых надо знать (последовательно соединять пальцы обеих рук с большими)
Муха, бабочка, пчела, муравей, комар, оса, шмель, кузнечик и сверчок и у каждого шесть ног (показать 6 пальцев) – (поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки)
Компьютерная игра «Маленький гений» (тренируем внимание) Задание № 14 «Кто не спрятался»
Логопед приглашает ребенка к монитору компьютера, предлагает поиграть в компьютерную игру на внимание. Ребенку необходимо найти того, кто не спрятался и указать на него.
Логопед. Присаживайся удобно перед компьютером. И слушай задание. Друзья-насекомые любят играть в прятки. Давай с ними поиграем.
Зрительная гимнастика «Стрекоза»
Логопед. Ты замечательно поиграл, нашел всех насекомых, а сейчас я предлагаю тебе выполнить упражнения для глаз. «Стрекоза» поможет тебе снять напряжение с глаз после игры на компьютере.
Логопед дает ребенку ручной тренажер – стрекозу. Вместе с ребенком выполняет гимнастику для глаз и сопровождает ее словами.
Прилетела стрекоза – как горошины глаза (делают пальцами очки)
Влево-вправо, назад – вперед (выполняют движения глазами в соответствии со словами)
Ну, совсем как вертолет (выполняют круговые движения глазами)
Компьютерная игра «Игры для Тигры"
Блок «Фонематика». Упражнение «Животные»
Логопед проводит работу над дифференциацией звуков в словах. Предлагает поиграть ребенку с Тигрой, определить какие звуки в словах «з» или «ж» он слышит, а потом переставить картинки в соответствии с наличием того или иного звука в слове. Отвечать нужно полными предложениями.
Логопед. Присаживайся снова удобно перед компьютером. И слушай следующее задание. У жука и комара много друзей не только среди насекомых, но и среди животных и птиц. Давай посмотрим на экран и подумаем, кто чей друг, кто придет к кому в гости, а потом «мышкой» переставим картинки. Отвечать нужно предложениями.
Ребенок выполняет компьютерное упражнение. Комментирует выполнение своих действий. Логопед уточняет и помогает ребенку наводящими вопросами.
Упражнение «Собери картинку»
Логопед предлагает ребенку собрать картинку из пазлов. Пока ребенок собирает картинку, он загадывает загадку.
Логопед. Прилетела стрекоза и принесла тебе части рисунка, который надо собрать. И ты узнаешь, с кем дружит жук.
Сердитый недотрога живет в глуши лесной
Иголок очень много, а нитки не одной.
Ребенок собирает картинку, отгадывает загадку.
Музыкальная разминка. «Логопедическая распевка «Жа-жа-жа, за-за-за» (авт. Т. К. Овчинникова, Федорова Л. А., Макаренко И. В.).
Логопед. Ежик хочет тебе подарить песенку. Давай послушаем, что поет ёжик, а потом споем песенку вместе с ним.
Логопед включает музыкальный видеоряд (Серия «Логопедические распевки Овчинниковой»). Ребенок слушает, а затем повторяет песенку.
Жа-жа, жа-жа, есть иголки у ежа
За-за, за-за, есть у ежика глаза
Зу-зу, зу-зу, под пеньком грибок грызу
Жу-жу, жу-жу, с вами вместе я дружу.
Сюрпризный момент
Логопед. Наше путешествие подошло к концу. Ты был молодец. Жук тебе дарит жемчужное ожерелье, а комар золотую заколку. Спасибо им. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. «Раз, два, три – повернись, в кабинете очутись, в детский садик возвратись».
Логопед предлагает ребенку повторить слова и повернуться вокруг себя.
Окончание занятия. Подведение итогов. Рефлексия.
Логопед. Скажи, где ты сегодня побывал. Тебе понравилось наше путешествие? Что тебе больше всего запомнилось? Какие звуки нам помогали? Ты сегодня был молодец!