Елена Дюбова
НОД «В гостях у Снежной королевы». Экспериментирование в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
познавательно-исследовательской деятельности (экспериментирование) в старшей группе
«Путешествие в царство «Снежной Королевы»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
• Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
• Развитие свободного общения с взрослыми и детьми.
• Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности;
Образовательная область «Речевое развитие»
Публикация «НОД „В гостях у Снежной королевы“, Экспериментирование в старшей группе» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
• Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.
• Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, растворить, частица, эксперимент, подбирать прилагательные к существительному, использовать сравнительные обороты речи
Образовательная область «Познавательное развитие» :
Задачи:
• Развивать интерес к экспериментированию, уточнить и закрепить представления о свойствах твёрдых и жидких веществ (снег, лед, вода)
• Закрепить способы распознающего наблюдения: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
• Закрепить понятия – «предмет», «Явление природы», «вещество», умение выделять их.
• Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы,
• Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире.
Образовательная область «Художественно –эстетическое развитие» :
Задачи:
• Закрепить основные события и главных героев сказке Г. -Х. Андерсена «Снежная Королева».
• Закрепить знание букв и умение из них составлять слова.
Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», просмотр мультфильма «Снежная Королева», занятия по ознакомлению со свойствами воды, игры с водой, снегом и льдом, экспериментирование с водой.
Материал: конверт с письмом, написанное свечей, одноразовые тарелки со снегом, льдом, иллюстрации Снежной королевы и замка, алгоритмы, вещества растворимые и нерастворимые, алгоритмы обследовательских действий. Картинки с предметами и веществами.
В ООД использованы методы и приемы:
• совместной деятельности взрослого и детей
• самостоятельной деятельности детей.
• наглядный (В процессе наблюдения по возможности активизируем разные анализаторы, обозначаем словом отдельные ощущения детей: зрительные, обонятельные, кожные (тактильные и температурные, кинестетические. Например: снег – белый, холодный, липкий, сыпучий, рыхлый, твёрдый.
• словесные
• практические
Ход НОД
Вступительная часть
Приветствие.
Добрый день, ребята. У меня хорошее настроение. А у вас? Сейчас мы с вами постараемся сделать так, чтобы настроение у вас стало просто замечательным!
Приветствие «Встаньте те, кто любит…»
Цель: содействовать улучшению общения со сверстниками. Формировать взаимопонимание; развивать сотрудничество.
Ход приветствия:
Ведущий говорит о том, что все люди очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Но всем необходимо хорошее настроение, ведь с ним всегда все делается быстро и весело! Предлагает убедиться в этом и просит встать в круг. «Выйдите в круг те, кто любит зиму (снег, сказки, путешествия, помогать людям, смеяться). Кто согласен с высказыванием ведущего, должны выйти в круг). Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего.
Ну вот, а теперь мы с вами выяснили что мы разные, но мы все вместе и у нас хорошее настроение! Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, пожелаем всем хорошего настроения!
Первая часть: (информационно-познавательная)
Воспитатель. - Ребята, скажите, какое сейчас время года? (ответ детей)
- Почему вы думаете, что сейчас зима? (рассуждения детей)
Пальчиковая игра
Как интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо!
Может, это лучик солнца,
Что щекочет нам лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, это кот, как мышку,
На окошко заманил?
Вот оно. (Показывает) Но там ничего нет.
Но как прочитать его, я не знаю. Это, наверное, секретное письмо.
(рассматривают)
- На листе есть текст, но он невидимый, что же нам сделать, что бы текст стал виден? (ответы детей)
Опыт «Секретное письмо»
Воспитатель с детьми смотрит письмо.
(Читаем письмо с помощью краски, письмо написано свечей.)
Воспитатель: Какое слово у нас получилось – sos. Что означает это слово? (Кто-то зовет на помощь). (Чтение письма при помощи краски). Давайте посмотрим, какое второе слово у нас получилось? Правильно, имя мальчика Кай. Вот мы и расшифровали с вами волшебное письмо.
Воспитатель:
Вы знаете, кто такой мальчик Кай? Из какой он сказки?
Дети: Да. Сказка Снежная королева.
Воспитатель: Ребята, вы помните, какая беда приключилась с Каем?
Моделирование сказки (при помощи картинок - пазлов, но нет окончания сказки)
Воспитатель: Правильно, он попал в царство Снежной Королевы (показывает портрет) и не может освободиться от ее злых чар.
Предлагаю вам отправиться в царство Снежной королевы и освободить Кая. Вы согласны?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята как вы думайте, как можно попасть в сказку.
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: В сказке главное, что? Конечно волшебство. Хотите, я вам покажу, как с помощью волшебной воды, мы с вами окажемся в сказке.
Дети: Да
Воспитатель: Посмотрите в бутылке, какая вода?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете у Снежной королевы какой любимый цвет?
Дети: Белый, голубой.
Воспитатель: А чтобы попасть в сказку, нам необходимо произнести волшебные слова:
«В руки бутылочку возьму
Волшебство я призову,
Скажем вместе раз, два, три
Цвет водичка измени!
Нас в царство Снежной королевы перенеси!».
Но вот мы и в сказке, смотрите ларец, а там задания от Снежной королевы.
«Если снежинки вы соберете, заветное слово прочтете! По снежинкам моим идите, задания выполняйте, и смотрите никого в пути не потеряйте!»)
Воспитатель:
Нам с вами необходимо выполнить все задания для того, чтобы освободить Кая. Ориентируясь по снежинкам, которые висят повсюду в этом снежном царстве! За каждое правильно выполненное задание мы будем получать снежинку!
- А теперь давайте найдем первую снежинку и посмотрим, какое задание приготовила нам Снежная королева.
1 снежинка – «Если из чего сделаны предметы, в снежном царстве найдете, сразу первую снежинку приобретете!»
- Ребята, посмотрите вот сюда. В замке Снежной Королевы много предметов и различных зимних явлений природы. Все в ее замке снежное, ледяное и сделано из воды. Вам необходимо подобрать к предметам, те явления природы, из которых они сделаны (трон – лед, платье – снег, корона – снежинки, дворец – лед).
- Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
- Правильно, вы выполнили задание, и поэтому получили первую снежинку - под номером 1!
Воспитатель: Отправляемся дальше, ищем снежинку под номером 2. (находят).
2 снежинка - «Вы загадки отгадайте и что это за явление узнайте!»
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
(Лед)
Воспитатель: Правильно, снег и лед. Ребята, а вы хотите узнать, что такое снег и лед? А как вы думаете, из чего состоит, снег и лед? Предлагаю отгадать следующую загадку.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
Дети: Да. Из воды состоят снег и лед!
Воспитатель: Тогда давайте выполнять следующее задание Снежной королевы. Подойдите к столам. Следующее задание узнать свойства воды, снега.
Давайте с вами рассмотрим вещества. Что у нас на столе?
(на столе стоят три емкости с водой, снегом, льдом)
Дети: Снег, вода, лед
Воспитатель: Что такое снег?
Дети: (Это замерзшие мелкие кристаллики воды)
Воспитатель: Что такое вода?
Дети: (Это множество капелек)
Воспитатель: Как вы думаете, снег и вода имеют форму?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Возьмите воду и налейте ее в стакан. Что произошло с водой?
Дети: Вода приняла форму стакана.
Воспитатель: Теперь возьмите снег и положите его в формочку? Что произошло со снегом?
Дети: Снег принял форму формочки?
- И так мы определили, что снег и вода не имеют формы!
Воспитатель: Ребята теперь понюхайте воду? Вода имеет запах?
Дети: Вода не имеет запаха.
Воспитатель: Теперь возьмите снег и его тоже понюхайте? Снег имеет запах?
Дети: Снег не имеет запаха.
Воспитатель: А как вы думаете, снег и вода могут менять цвет? Посмотрите вода, какого цвета?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Правильно вы большие молодцы. Давайте с вами попробуем окрасить воду и снег. Что произошло с водой и снегом?
Дети: Вода окрасилась в синий цвет, а снег в красный.
Воспитатель: Давайте с вами сделаем вывод? Снег состоит из чего?
Дети: Из воды
Воспитатель: Давайте с вами сделаем вывод о воде? Вода не имеет запаха, формы и цвета, вода принимает ту форму, в которую мы ее заливаем. Вода и снег может окрашиваться в любой цвет. Молодцы ребята мы с вами выполнили задание и получаем вторую снежинку.
Воспитатель: Теперь маленько отдохнем, и физминутку проведем.
Физминутка: Музыкальная «Мы погреемся немножко»
Воспитатель: Мы согрелись. Пора искать следующую снежинку, под номером (ответы детей)
3 снежинка «Если что это отгадаете, сразу снежинку получаете!»
Игра «Отгадай, что это?»
(дети, просовывают руку за ширму и на ощупь определяют, что там снег, вода, лед)
А теперь давайте еще раз рассмотрим снег и лед. Подойдите к столам.
Воспитатель: Возьмите снег (лед) на ощупь. Какие они? (Холодные)
Погладьте снег (лед) Какие они? (шершавый и гладкий)
Возьмите немного снега (льда) ложечкой и положите его в тарелку, отодвиньте её подальше, посмотрим, что с ним будет происходить.
Возьмите немного снега в ладошку, наблюдаем за тем, что происходит со снегом на ладони?
Где быстрее снег (лед) тает на тарелке или в руке?
Почему снег (лед) на руке тает быстрее?
Посмотрите, кто живёт в льдинке (в снежинке? (Предлагает взять льдинку в руку, наблюдают, как она тает). Да, капельки. На что похожи капельки?
Дети: на росинки, на бусинки, на слезинки.
- Ребята, мы с вами убедились опять, что снег и лед хоть и состоят из воды, но они разные на ощупь. Мы выполнили задание! Вот наша снежинка!
Пора нам дальше, ищем снежинку под номером 4.
4 снежинка «Бусинки мои найдите из них бусы соберите»
Воспитатель: Ребята, Снежная королева порвала свои любимые бусы и бусинки рассыпались и упали в снег, а некоторые замерзли и превратились в льдинки. В тарелочке со снегом находится предмет. Скажите, мы можем его увидеть, не трогая снег?
Дети: Нет, т. к. снег непрозрачный.
Воспитатель: Посмотрите на льдинку, что можно увидеть через нее.
Дети: Бусинку.
Воспитатель: Правильно, любой предмет, значит льдинка, какая?
Дети: Прозрачная.
Воспитатель: А как вы думаете, в какой воде лед растает быстрее?
Дети: Предположение детей
Воспитатель: В холодной или горячей?
Дети: В горячей.
Воспитатель: Умнички. Давайте проверим?
Дети: Да
Воспитатель: (бросаем льдинки в горячую воду). Лед растаял и бусинки всплыли. Давайте сделаем снежной королеве подарок, чтобы она стала добрее, сделаем ей ее любимые бусы (собираем бусы на ленточку).
- Вот вам 4 снежинка
А нам пора дальше, где же пятая снежинка! (находят)
5 снежинка «Если сможете про снег рассказать, то сможете и снежинку достать»
Воспитатель: (Синквейн)
- Ребята, посмотрите, что изображено на картинке (снег, а какой снег (легкий, мягкий, белый, что он делает (падает, хрустит, сверкает, придумать предложение со словом снег (Дети лепят снеговика из снега, а скажите, когда вы слышите слово «снег», что вы представляете?
Дети: предположения.
Воспитатель: Вы у меня такие умные справились с таким сложным заданием. И получаете пятую снежинку.
- Ребята, но что – то я не вижу шестую снежинку, где же она? (находит снежинки, разрезанные на части) (воспитатель потом заменяет снежинку целой)
6 снежинка «Чтобы нужную снежинку отыскать, надо все снежинки из частей собрать!»
- У нас с вами ребята, все получилось, вот она последняя снежинка. И на ней последнее задание. Как вы думаете, справитесь с ним?
Воспитатель: Ребята мы с вами так много узнали о снеге, льде, воде. Предлагаю проверить ваши знания. Отгадайте, что это?
- это белого цвета, непрозрачный, рыхлый, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду (тает) - СНЕГ;
- ОН бесцветный, прозрачный, хрупкий, плавает в воде, под действием тепла превращается в воду, по нему зимой на коньках катаются дети- ЛЕД;
- она прозрачная, бесцветная, не имеет форму, не имеет запаха, в ней мы любим плескаться летом – ВОДА.
Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что снежинки не простые на них есть цифры и буквы. Помните, Снежная королева нам сказала, что снежинки помогут вам спасти Кая. Но как? (предложения детей)
Ну, а теперь давайте попробуем сложить цифры по порядку, а теперь перевернем их, что же получилось? слово - ДРУЖБА
- Ребята, ведь только дружба и умение работать всем вместе помогли нам, справиться со сложными заданиями Снежной королевы.
Воспитатель: Но что бы узнать освободили ли мы Кая нам надо вернуться в детский сад. Сейчас мы превратимся в снежинки и перелетим в детский сад.
Игра «Снежинка закружится раз, снежинка закружиться два, снежинка закружиться три, фигура из снега замри!»
Воспитатель: Ребята, мы и не заметили, как очутились у себя в детском саду! Посмотрите, кажется, нас ждет подарок? Как вы думаете от кого он?
Дети: от Кая
Воспитатель: Это подарок от Кая, он нам очень благодарен и оставил нам оздоровительные коктейли, чтобы подкрепились после тяжелого и интересного путешествия. Посмотрите снежинка. Давайте прочтем, что в ней написано? (Спасибо вам ребята за то, что освободили меня из плена Снежной королевы, я возвращаюсь к себе домой)
Дети пьют коктейль и прощаются с гостями.