Зинаида Скляренко
Конспект НОД «Удивительный мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательной деятельности
Тема: «Удивительный мир птиц».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,
речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Цели: обобщение знаний детей о птицах.
Задачи:
Обучающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
закреплять умение детей узнавать, называть и классифицировать птиц «зимующие и перелётные птицы», «водоплавающие», «хищные», «ночные», «певчие», «экзотические», «домашние»;
закреплять представления детей об образе жизни птиц, об особенностях внешнего вида.
Развивающие:
развивать любознательность, внимание, мышление, память, интерес к жизни птиц;
развивать связную речь, умение детей отвечать на вопросы;
развивать словарный запас;
способствовать развитию зрительного восприятия и слухового внимания; наблюдательности, умению сравнивать, анализировать и обобщать;
Воспитательная:
воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам, желание помогать им;
Оборудование: карточки: птицы, солнце, снежинка, дерево.
Предварительная работа: Загадывание загадок о птицах; наблюдение за сезонными изменениями в природе, за птицами, рассматривание картин и фотографий с птицами; беседа о зимующих и перелетных птицах, их строении, о местах обитания, о помощи птицам зимой, разучивание физкультминуток по теме, чтение сказок.
Ход образовательной деятельности.
Станем рядышком по кругу
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Если каждый улыбнется
Утро доброе начнется.
Воспитатель: (Звенит колокольчик).Сегодня придя в детский сад, я нашла у себя на столе колокольчик. Интересно от кого он! Как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Я посмотрела под стол, а там сидит веселый гном. Наверное, он спрятался, чтобы поиграть с нами. (Показывает детям игрушку – гнома).
Воспитатель: Оказывается, Гномик приглашает нас к себе в гости в удивительное место. Дорогу туда укажет его волшебный колокольчик. Гномик говорит, что там нас ждут друзья и подарки.
(Держась за руки, дети друг за другом вместе с воспитателем и гномом входят в группу, где представлены различные материалы о птицах : книги, картинки, фото, альбомы, сувениры и т. д.
Воспитатель: Ребята, внимательно осмотрите все, что нас окружает, и догадайтесь, кто эти друзья, которые нас здесь ждали. (Птицы)
Воспитатель: Значит, это птицы приглашают нас к себе в гости. Пойдём?
Дети: Да.
Воспитатель: Гномик знает, что все вы детки умные, воспитанные, умеете вести себя в природе, а сегодня он хочет проверить ваши знания и доброе отношение к пернатым друзьям. Он подготовил для вас задания, которые написаны на весенних листочках, что в клювиках у птиц. Если ответ правильный – зазвенит волшебный колокольчик. За старание и активность все дети получат подарки от гномика.
Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Звенит колокольчик и Гномик приглашает детей в лесочек, где на веточках деревьев расположились лесные птицы : дятел, сова, синица, снегирь, клест. Дети рассаживаются на пенечки.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались у птиц в гостях в их удивительном мире.
Воспитатель: Ребята, что вы слышите? Кто это нас встречает весёлым пением?
Дети: Нас встречают птицы.
Воспитатель: Почему птицы так весело и громко поют свои песни?
Дети: Потому что скоро наступит весна.
Воспитатель: Конечно. А какая она весна?
Дети: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.
Воспитатель: Скажите, а какие чудеса происходят весной?
Дети: Тает снег, появляются лужи и текут ручейки; появляются проталины, набухают почки; солнце не только светит, но и греет, с крыш домов свисают сосульки, просыпается медведь после зимней спячки, с тёплых стран прилетают птицы, пробивается травка, появляются первые цветы.
Воспитатель: Вот такие чудеса происходят весной, пробуждается природа. Интересно, какие птицы встретили нас? Чтобы это узнать, нужно отгадать загадки.
Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, на слайде появляется картинка с изображением птицы.
Угадайте, что за птица Я летаю очень быстро,
Скачет по дорожке, Много ем, но всё в полёте.
Собирает хлебные крошки. Быть дождю — летаю низко.
По ночам кочует, Вы меня не узнаёте?
Зернышки ворует! (Стриж)
(Воробей)
Всё время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)
И зимой найдет приют
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут!
(Снегирь)
Воспитатель: Посмотрите сколько птиц встретило нас. Вот вам первое задание, которое нам задает Гномик.
1листочек. А на какие две большие группы можно разделить всех этих птиц?
Дети: Всех этих птиц можно разделить на перелётных и зимующих.
Воспитатель: А почему птиц называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: Верно. А почему птицы улетают в теплые края?
Дети: Перелетные птицы не могут делать запасы на зиму и добывать корм в зимних условиях, замерзают речки, озера, птицам негде добывать еду.
Воспитатель: Конечно, самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками, самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.
2 листочек. Какие птицы улетают первыми?
Дети: Те, которые питаются насекомыми.
Воспитатель: Какие птицы улетают последними?
Воспитатель: 3 листочек. Ребята, как называются птицы, которые остаются зимовать?
Дети: Эти птицы называются зимующие.
Воспитатель: А как вы думаете, почему эти птицы круглый год живут у нас?
Дети: Эти птицы не боятся морозов и ухитряются добывать еду в самые холодные зимы, у зимующих птиц оперение гуще и больше, поэтому им не так холодно зимой.
4 листочек. Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?
Дети: Человек развешивает кормушки на деревьях, под навесами, на верандах, на балконах; подкармливает птиц.
Воспитатель: Молодцы. Вы всё верно сказали. Встретила нас целая стая птиц и не разберёшь, где перелётные, где зимующие. Давайте поможем птицам и
разделим их на две группы. Перелётных птиц поместим на поляну с солнышком, а зимующих – на поляну со снежинкой.
Дети берут по одной птице и прикрепляют их на соответствующую «поляну».
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы разобрали всех птиц.
Воспитатель с детьми проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель: Как здорово, что мы разделили птиц на группы. А давайте посчитаем сколько птиц в каждой группе, сколько перелётных, а сколько зимующих птиц. Посчитайте.
Дети считают птиц.
Воспитатель: Сколько перелётных птиц на поляне?
Воспитатель: А сколько зимующих?
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо посчитали всех птиц. Выходите ко мне, вставайте в круг, немного поиграем.
Дети выходят из-за столов, встают в круг.
Физкультминутка «Скачет шустрая синица».
Скачет шустрая синица, (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на левой ноге)
Прыг-скок, прыг- скок, (прыжки на правой ноге)
Завертелась как волчок (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы вправо – влево)
И с дорожки на плетень, (прыжки на левой ноге на месте)
Тири-тири (прыжки на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
Воспитатель: А давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?
Дети: Водоплавающие, домашние, ночные, певчие, хищные, экзотические.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц!
Скажите пожалуйста, а чем же похожи все птицы?
Дети: Все птицы похожи тем, что у всех есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья.
Воспитатель: Верно. У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают?
Дети: Люди различают птиц по внешнему виду.
Воспитатель: Так чем же они отличаются друг от друга?
Дети: У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У птиц разное оперение по окрасу, длине. Разные яйца, большие и маленькие, разного цвета. А ещё у птиц разные голоса.
Воспитатель: Чем покрыты все птицы?
Дети: Птицы покрыты перьями.
Воспитатель: Птицы умеют плавать, ходить по земле. А самое главное, что они ещё делают?
Дети: Все птицы умеют летать.
Дидактическая игра «Четвертый лишний?»
Воспитатель: На слайде показаны картинки, нужно определить, кто лишний и
почему?
Ласточка, павлин, воробей, цапля. (Павлин – обитатель жарких стран).
Соловей, канарейка, жаворонок, клёст. (Клёст не певчая птица).
Дятел, голубь, стриж, индюк. (Индюк – домашняя птица).
Снегирь, ворона, гусь, ласточка. (Гусь - водоплавающая птица).
Воспитатель: А вы знаете, что делают все птицы весной?
Дети: Весной у птиц много забот они строят гнезда.
Воспитатель: А из чего они делают свои гнёзда?
Воспитатель: Молодцы и это вы знаете. А кто вылупляется из яиц?
Дети: Из яиц вылупляются птенцы.
Воспитатель: Давайте, вспомним как зовут их деток. Игра «У кого кто?»
Дети стоят в кругу воспитатель бросает мяч ребенку, а тот должен назвать детеныша птицы на картинке.
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки - индюшонок,
А у утки есть утенок.
У совы – совята. У кукушки кукушата. У вороны – воронята. У аиста –аистята.
Воспитатель: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Ребята, а какие правила в лесу вы знаете?
Дети: В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить и тогда птенцы погибнут.
Воспитатель: Молодцы, вы всё верно сказали.
Воспитатель: Ребята, а что могло бы случиться, если бы исчезли все птицы?
Чтобы от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря -
Всегда, в любое время года
Птиц вы берегите – они наши друзья!
Давайте с вами договоримся, что мы будем охранять птиц, помогать им в холодное время года.
Вот и побывали мы в гостях у птиц, много разных птиц увидели, но нам пора возвращаться обратно в детский сад.
Гномик раздает детям подарки – книжки – малышки о птицах. Звенит колокольчик и дети возвращаются в детский сад.
Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись.
Воспитатель: Открывайте глаза. Вот мы и оказались в детском саду.
Воспитатель: Что нового и интересного вы сегодня узнали? (Ответы детей).
Как вы думаете, пригодятся ли вам в жизни знания о птицах? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы очень много знаете о птицах.
Ребята, а вы знаете, что птицы издавна считались в народе предвестниками тепла и доброты. Люди верили, что птицы могут принести счастье. Если на дереве, возле вашего дома уселось много птиц, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Я желаю, чтобы ваши желания и мечты всегда сбывались