Людмила Полюхова
НОД «Стеклянная сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия «Стеклянная сказка» (слайд 1)
Цель: Познакомить детей с историей стекла и его свойствами.
Задачи:
1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать, делать выводы;
2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;
3. Расширять словарный запас детей;
4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.
Публикация «НОД „Стеклянная сказка“» размещена в разделах
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.
Звучащее, прозрачное,
Воды не боюсь,
А ударь — разобьюсь. (Стекло.)
Очень хрупко и прозрачно
В пользу людям предназначено (Стекло.)
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь — разобьется. (Стекло.)
- Молодцы. Это действительно стекло.
Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т. е. как их можно назвать одним словом).
Дети: Стеклянные.
Воспитатель: Почти пять веков прошло с тех пор, как открылась людям тайна стекла. Шли по пустыне усталые путники (слайд 2).
Наступила ночь. Решили они устроить привал. Развели костёр. А чтобы ветер не задул пламя, они обложили костёр кусками соды, которую везли на продажу (слайд 3).
Всю ночь полыхал на ветру огонь. А в сердце его вершилось таинство слияния соды с песком. И родилось чудо! Твёрдый камень, прозрачный как воды ручья. Утром, на месте отгоревшего костра лежал на солнышке сверкающий кусочек. Люди впервые увидели стекло (слайд 4).
Много веков прошло с тех пор, люди научились варить стекло. Для того, чтобы сделать стекло, смешивают белый песок и соду. В специальной печи при высокой температуре их нагревают. Порошок превращается в вязкую тягучую смесь. Поэтому говорят «Стекло варить». Однако расплавленное стекло – это только ещё материал (слайд 5).
Мастер стеклодув набирает на кончик стеклодувной трубки шарик расплавленного стекла и выдувает из него пузырь. Выдувание стекла похоже на то, как выдувают мыльные пузыри через соломинку. Но тяжёл труд стеклодува. Печь обжигает лицо своим жаром. Сложно выдувать из стеклянной капли изделия. Специальным инструментом обрезают капли стекла. Затем мастер стеклодув придаёт капле нужную форму (слайд 6).
Для изготовления бус и различных мелких изделий из стекла используют маленькие станки и инструменты. Вот такие изделия получаются (слайд 7).
Сейчас производство станков изменилось. На помощь пришли машины, станки. Но мастера-стеклодувы продолжают выдувать удивительные изделия (слайд 8).
Стекло для окон и дверей изготавливают на специальных станках. Такое стекло называют листовое. Вот как украшают листовое стекло и где используют (слайд 9).
Используют стекло в медицине, для изготовления приборов техники тоже используют стекло (слайд 10).
Используют стекло и в парфюмерии. Стеклянная посуда – просто чудо! (слайд 11, 12).
Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? Назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.
Со стеклом будь осторожен –
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачок –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.
Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.
Эксперимент №1
Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.
Эксперимент №2
Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что |гладкие, холодные, ребристое.)
Эксперимент №3
Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.
Эксперимент №4
Воспитатель предлагает детям слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.
Далее воспитатель рассказывает, что стекло может быть разной толщины, поэтому оно отличаются прочностью. ( Показывает несколько примеров: тонкий, толстый, хрустальный.)
Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вам больше всего понравилось? Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.