Людмила Дрогачева
Консультация для родителей «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить»
▼ Скачать + Заказать документы
То, что сказка лечит, сегодня уже не надо доказывать ни педагогам, ни роди-телям.
Прежде всего, сказка способна извлечь ребёнка дошкольника от эмоциональ-ных нарушений поведения.
От каких именно? А таких, как агрессивность, тревожность, эмоциональный дискомфорт и эмоциональная неустойчивость личности. Попробуем рассмотреть проблемы нашего ребёнка с позиции любви и уважения к нему. Эмоциональная неустойчивость личности ребёнка связанна, прежде всего, с неумением распо-знать эмоции у тех, с кем он общается. Понять эмоциональное состояние другого человека – значит обеспечить успех общение с ним.
Публикация «Консультация для родителей „Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить“» размещена в разделах
В дошкольном возрасте поведении ребёнка чаще всего характеризуется им-пульсивностью, несдержанностью, необдуманностью. А то те самые качества, ко-торые затрудняет ребёнку в общении с окружающим миром.
А при чём тут сказка, спросите вы?
Однако самым, пожалуй, доступным и любимым детьми средствами коррек-ционно-эмоциональными нарушениями является сказка. Лечение сказками. Разве это возможно?
Корней Иванович Чуковский писал так: «По-моему, цель сказочника заклю-чается в том, чтобы какою угодно ценой воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться успехами другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Именно в сказках чувствуется не похожесть языка, сказочных ситуаций, чувств, вложенных в текст автором. Из таких сказок дети черпают первые пред-ставления о справедливости к несправедливости.
Сказа заставляет ребёнка сопереживать и откладывать в памяти варианты, способы решения трудных жизненных ситуаций. Накапливается опыт жизненных коллекций и путей их разрешения творческое воображение. Именно воображение в сочетании с памятью даёт ребёнку возможность в крайний срок выбрать наибо-лее правильное и эффективное решение.
А сказка это и есть жизнь, приукрашенная, доводящая поведение героя до абсурда, по закладывающим в память и сознание ребё нка самое главное: выход из трудной порой кажущейся безвыходной ситуации – всё равно есть!
Просто человек часто оказывается не готов к выходу из них.
Часто родителей беспокоит надоумленными вопросами «Почему ребёнок из-водит нас какими-то маловажными вопросами?»
Почему заставляет рисовать по содержанию сказки или помогать ему в соз-дании рисунка. Почему идёт за мной хвостиком, заставляя прочитать сказку ещё раз, говоря при этом «Мне там нужно подумать».
Всё конечно это не спроста. Ребёнок интуитивно почувствовал, что в сказке затрагивается важная для него жизненная проблема, которую он ещё не смог сформулировать либо понять в силу возраста, которая тревожит, заставляет пере-живать и тогда он просит прочитать сказку вновь, а ещё лучше, если родители начнут разговор на тревожащую ребёнка тему между собой.
Вот почему сказки, прежде всего, адресованы для семейного чтения. Не пе-ред сном, сидя у ребёнка на кровати, а возле стола, за чашкой чая.
Заинтересованный разговор по проблеме, затронутой в сказке, даст ребёнку осознание его сомнений и способов их разрешения.
Родители могут проводить сеанс сказкотерапии через некоторое время спус-тя после предположительно травмирующей ситуацией, когда ребёнок успокоился и способен взглянуть на прошедшее со стороны, через призму сказочной реально-сти. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.
«В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место дейст-вия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребен-ку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.
Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказ-ке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору). Для этого можно организовать Место превращения, например, коврик перед кроватью или специально огороженная кубиками конструктора площадка.
Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу родитель также может выбрать сам. Он может рассказывать сказку, за-давая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты ду-маешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты по-ступил на его месте? Родитель может предложить ребенку сочинять сказку вме-сте, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще од-ним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание извест-ной сказки от лица различных персонажей.
У родителей должна присутствовать ориентация на жизнь. Иными словами, взрослые должны иметь такие личностные качества, как жизнелюбие, оптимизм, жизнерадостность, способность быть счастливым, чувство юмора, которые на-прямую связаны с проблемами психического здоровья.