Юдина Нажия
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Воздух-невидимка»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Воздух невидимка".
цель: Закрепление знаний детей о свойствах воздуха
задачи: обучающие - закрепить знания детей о воздухе через опытническую работу;
- познакомить со способами обнаружения воздуха;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР „Воздух-невидимка“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- закрепить знания о некоторых свойствах воздуха (прозрачен, легче воды, необходим для жизни, ветер – это движение воздуха, воздух есть вокруг и внутри нас);
-развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать и выводы;
-активизировать познавательную и речевую деятельность детей.
Коррекционно-развивающие - развивать познавательную активность детей в процессе опытно-игровой деятельности;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
воспитательные - воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра. образовательные области приоритетная познавательное развитие
в интеграции социально-коммуникативное развитие, речевое развитие
виды детской деятельности Познавательно-исследовательская
Коммуникативная, Игровая, Двигательная. - проведение опытов: «Где живет воздух», «Движение воздуха», «Воздух невидимка».
- беседа – рассуждение с детьми о свойствах воздуха
форганизации ННОД Подгрупповая
методы и приемы, используемые в ННОД По внешним признакам деятельности педагога и воспитанников:
- беседа;
- рассказ;
- демонстрация;
По источнику получения знаний:
- словесные;
- наглядные: использование технических средств; просмотр слайда
- практические: практические задания.
По степени активности познавательной деятельности воспитанников:
- объяснительный;
- частично-поисковый;
-исследовательский;
Методы обучения:
-исследовательские;
Метод развития воспитанников:
-экспериментирование и опыты.
Метод повышения эмоциональной активности:
- элементы творчества и новизны.
предварительная работа с детьми - Игры с веерами и султанчиками.
- Чтение рассказов Ю. Ефремова: «Воздух», «Смерч»; чтение сказок В. Сухомлинского (перевод О. Ерёминой) «Ласковый ветер и Холодный Ветрище», «Флейта и Ветер», «Весенний Ветер», чтение сказки Е. Пермяка «Мыльные пузыри».
- Заучивание отрывка из произведения А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» («Ветер, ветер, ты могуч…»).
- Наблюдение за ветром.
- Эксперименты: «Воздушный шар», «Водолазы»
- Образовательная деятельность «Воздух-невидимка», «Свойства воздуха».
- Беседа с детьми «Зачем нужен воздух», «Для кого ещё нужен воздух»
с родителями Изготовление альбома "Что такое воздух?», участие родителей в пополнении РППС группы : играми, пособиями, литературой по экспериментированию
с литературой и
интернет источниками - А. И. Иванова «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду»
- Рыжова Н. А. «Я и природа»
- «Воздух- невидимка» .-М. : Линка-Пресс, 2008г
- https://www.maam.ru/detskijsad/proektnaja-dejatelnost-po-teme-takoi-neobychnyi-vozduh-v-podgotovitelnoi-grupe.html
оборудование для педагога Баночки с «запахом» и без запаха.
Полиэтиленовые мешочки, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, веера,.
для детей
Воспитатель: все в сборе взрослые и дети Мы можем начинать, но сначала нужно нам здравствуйте сказать. Сегодня утром я подхожу к детскому саду, а калитка, и не пойму, то откроется, то закроется. Но никого рядом нет.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, кто ее открывал?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Что такое ветер?
Дети: Ветер-это движение воздуха.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое воздух?
Дети: Чем мы дышим.
Воспитатель: Правильно - это то, чем мы с вами дышим. Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними.
Ребенок владеет активной и пассивной речью, включённой в общение. Данный приём используется педагогом для привлечения внимания детей, их мотивации на совместную деятельность.
3.2. Основная часть 18 Воспитатель: Вспомните игру, где предметы или явления дышат или не дышат.
Дети: «Дышит или не дышит».
Воспитатель: Кто желает быть ведущим?
(Ребенок проводит игру)
Воспитатель: Как вы думаете, в помещении детского сада есть воздух?
Дети: Да, есть.
Воспитатель: Чтоб это увидеть и доказать мы превратимся в учёных и отправимся в лабораторию. Ребята, что такое лаборатория?
Дети: Лаборатория-это помещение, где работают ученые, которые ставят опыты и эксперименты, исследуют предметы.
Воспитатель: Какие правила безопасности нужно соблюдать в лаборатории?
Дети: Вести себя тихо, руками не размахивать, ничего не брать в рот, помогать друг другу, находиться мы должны в спец одежде.
(Дети вместе с воспитателем одевают фартуки)
Воспитатель: У нас в лаборатории есть несколько маленьких лабораторий. Я предлагаю вам выбрать, в какую лабораторию вы пойдете и какое свойство воздуха будете изучать. Для этого, вы можете выбрать себе схему опыта и пройти в свою лабораторию, которая помечена тем же знаком, как и ваша карточка со схемой.
(Дети подходят к столу, выбирают схемы опытов, расходятся по лабораториям).
1 Лаборатория. Эксперимент «Воздух можно увидеть»
(Дети согласно схеме ловят воздух полиэтиленовым пакетом. Сделав шарик из пакета, дети делают вывод: В пакете находится воздух. Воспитатель предлагает легонько сдавить пакет).
Воспитатель: Что в полиэтиленовом пакете?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается?
Дети: Там воздух.
Воспитатель: Посмотрите на руку через пакет. Вы видите свою руку?
Дети: Видим.
Воспитатель: Значит воздух какой?
Дети: Прозрачный, невидимый.
2 Лаборатория. Эксперимент «Воздух не имеет запаха»
Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах?
(Согласно схеме, дети медленно и осторожно вдыхают баночки с различными ароматами: апельсин, лимон, чеснок, огурец, рассказывая друг другу, какой запах они почувствовали. В одной баночке ничего нет, соответственно нет и запаха). Воспитатель: Как вы думаете, почему вы ничего не почувствовали в этой баночке?
Дети: Там ничего нет, просто воздух.
Воспитатель: Какой из этого можно сделать вывод?
Дети: Воздух не имеет запаха, пахнут предметы.
3 Лаборатория. Эксперимент «Воздух жизненно необходим»
(Согласно схеме, дети берут трубочки, ставят их в стаканчики с водой, дуют. Появляются пузырьки).
Дети: Значит, внутри нас есть воздух.
Воспитатель: А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети: Нет, без воздуха человек не сможет жить.
Воспитатель: Правильно, человеку воздух необходим для дыхания. Если без еды человек может прожить много дней, без воды – несколько дней, то без воздуха он может прожить всего несколько минут.
4 Лаборатория. Эксперимент «Воздух может двигаться».
(Согласно схеме, дети выбирают различные веера, машут на себя)
Воспитатель: Что вы чувствуете?
Дети: Ветер.
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Дети: Воздух может двигаться. Воздух бывает холодным, теплым и горячим.
(Закончив работу в лабораториях, воспитатель предлагает детям снять фартуки и отдохнуть)
Физкультминутка:
Мы ходили, мы устали, воздух дружно изучали.
А теперь пришла пора, отдохнуть нам, детвора.
Встали дружно, потянулись, и друг к другу повернулись.
Наклонились, раз и два, чтобы не болела голова. Ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;
Ребенок способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других.
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей
Ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать.
видах деятельности.
У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями Практическое задание активизирует мыслительную и речевую деятельность детей
Воспитатель использует данный прием для свободного выбора детьми опыта, партнера по деятельности, тем самым реализуя принцип индивидуализации, развивая самостоятельность каждого ребенка.
целью закрепления и уточнения свойства воздуха, воспитатель дает возможность детям самостоятельно провести опыты, помогая им по необходимости, переходя от одной лаборатории к другой
По ходу проведения экспериментов, воспитатель задает вопросы поискового характера для закрепления умения анализировать, делать выводы, обобщения, создает проблемные ситуации.
Воспитатель проводит физкультминутку с целью развить координацию слов с движениями работать над темпом и ритмом речи.
3.3. Заключительная часть 3-5 Воспитатель: Вот наши лабораторные исследования подошли к концу. Что вы нового узнали лаборанты из первой лаборатории, второй и т. д.?
(Дети анализируют свои опыты, рассказывают, к какому выводу пришли)
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы!
А сейчас я вам предлагаю пойти на улицу, и продолжим наше увлекательное наблюдение за воздухом. Вперед ребята. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания. Данную беседу педагог проводит с целью обобщения и закрепления представлений детей о свойствах воздуха, задает вопросы поискового характера для закрепления умения анализировать, делать выводы, обобщения.