Наталия Вишнивецкая
НОД «Составление загадок по алгоритму» ТРИЗ технология
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для усвоения детьми старшего дошкольного возраста алгоритма составления загадок по моделям.
Задачи:
• Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.
• Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни.
• Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.
• Развивать творческое мышление, память, внимание.
• Воспитывать доброжелательность и отзывчивость, умение сотрудничать со сверстниками.
Публикация «НОД „Составление загадок по алгоритму“ ТРИЗ технология» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Составление загадок. Учим детей придумывать загадки
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Сценарный ход непосредственно-образовательной деятельности (НОД) :
№ Этап занятия
(структурные компоненты деятельности) Действия участников НОД
Деятельность педагога (содержание бесед, дидактических игр, игровых ситуаций, и т. д) Деятельность детей (действия, примерные ответы) Время
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ 5 мин.
1.1. Организационный момент
Организация направленного внимания
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
-Ребята поиграем в игру «Продолжи предложение: «Мне нравится, когда…»
- Ребята, я тоже хочу высказать свой вариант «Мне нравится, когда приходят гости» Дети стоят вокруг воспитателя, предлагают свои версии.
2 мин
1.2. Коммуникативная деятельность
Игра «Да-нетка»
- У нас с вами сегодня присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
- Но это не все гости, ещё один загадочный гость не показывается нам, пока мы не отгадаем, кто же он. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нетку». Вы мне будете задавать вопросы, а я смогу отвечать только «Да» или «Нет».
Я вам немного подскажу, подсказка будет такая: наш гость не является человеком.
- Да, ребята, это кот, но это необычный зверь, а сказочный. –персонаж волшебных сказок, огромный кот, обладающий волшебным голосом. А имя у него необычное Баюн.
Как вы думаете, что означает его имя –Баюн? Баюн – это рассказчик, от глагола баять, что означает говорить, рассказывать.
Он очень любит разные байки да загадки. Дети обращаются к гостям со словами приветствия.
Дети по очереди задают вопросы, например:
- Это животное?
- Это дикое животное?
- Это домашнее животное?
- Это животное живёт в доме с человеком?
- Это собака?
- Это кот? (ДА)
Высказывания детей. предположения. 3 мин.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП 16 мин.
2.1. Игровая деятельность
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано» - Кот Баюн приготовил для нас игру «Угадай, что спрятано». В конверте спрятана картинка с изображениями объекта. Но вскрывать иго просто так нельзя. На конверте схема, с помощью которой мы и должны отгадать, изображение какого объекта внутри. Чтобы считать схему мы воспользуемся моделью:
«Какой?–Что такое же?»,используя слова-связки «как» или «но не».
Дети сидят полукругом вокруг воспитателя. В конвертах изображения объектов-4-5 штук. На каждом конверте схема, в которой зашифрованы фразы по модели «Признак объекта – объект, у которого есть такой же признак» ( например:«Сладкое, как груша, круглое, но не мяч» - яблоко)
Признак «как»
«но не» Объект
по вкусу сладкое груша
по форме круглое мяч
2.2. Коммуникативная деятельность
- Ребята, так как называется текст, в котором дается характеристика объекта или его сравнение по признакам с другим объектом, но сам объект не называется? (Загадка)
Любая загадка - это замысловатый вопрос, требующий ответа.
Загадки появились очень давно и всегда считаются проверкой не только знаний человека, но и учат нас наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия.
В древности считалось, знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье и удачу. Так, во многих русских народных сказках, герой становится удачливым благодаря умению разгадывать загадки.
2.3. Динамическая пауза
«Веселая физминутка»
ЗАРЯДКА СЕМИ ГНОМОВ
Первый гном присел и встал, (приседания)
А второй вдруг побежал, (бег на месте)
Третий плавно покружился, (кружатся направо)
А четвёртый наклонился. (наклоны)
Пятый вправо повернулся, (поворот направо)
А шестой назад прогнулся, (наклон назад)
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и долго, (прыжки)
Белоснежка же сказала: «Повторяем всё сначала!».
2.4. Совместная деятельность педагога с детьми
Пошаговый анализ алгоритма составления загадок - Кот Баюн слышал, что мы с вами тоже умеем составлять загадки.
- Вспомним алгоритм составления загадок…. Выставляются модели в помощь детям
признак Имя признака.
Какой? Что бывает такимже?
Цвет
Часть
действие
2.6. Самостоятельная деятельность детей
Составление загадок по алгоритму с помощью модели
- Ребята, я предлагаю составить загадки, и подарить их в копилку коту Баюну.
Мы разделимся на команды. Кот- Баюн приготовил нам картинки объектов о которых бы он хотел составить загадки. Н-р:
Елка
признак Имя признака.
Какой? Что бывает такимже?
Цвет зеленая лягушка
действие растет гриб
Похож
на пирамидка Но в нее не играют
Иголка. т. д
признак Имя признака.
Какой? Что бывает такимже?
Цвет
Часть
действие
Дети делятся на команды 2-3. и составляют загадки на предложенные объекты
(карточки)
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП 3 мин.
3.1. Рефлексия деятельности и содержания программного материала Молодцы ребята. Справились с заданиями. Составили замечательные загадки, которые войдут в копилку к Коту – Баюну.
А сейчас я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к нашим загадкам.
Продуктивная деятельность
Рисование.
3.2. Подведение итогов (обобщение результатов деятельности детей)