Алия Хабибуллина
ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТРИЗ – технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и, в том числе, к первой его ступени – дошкольному образованию. Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования - воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Публикация «ТРИЗ-технология речевого развития в работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Такими средствами являются инновационные технологии, используемые в дошкольном образовании. Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.
Остановимся на использовании приёмов ТРИЗ в развитии речи дошкольников. Через родной язык ребенок входит в жизнь окружающих его людей. Чем внятнее и выразительнее его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать действительность. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми, т. е. его поведение, а, следовательно, и его личность в целом.
Работа по развитию речи с использованием ТРИЗ проводится в несколько этапов:
На первом этапе общения с детьми подводим их к проблеме многофункционального использования объекта. Например: Как можно использовать предмет –стул? (как стол, как лестницу, чтобы что-то достать и т. п.)
Второй этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте, явлении, когда что-то в нем хорошо, а что-то плохо, что-то вредно, что-то мешает, а что-то нужно. Например: «Хорошо-плохо».
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых задач. Например, как узнать, глубокая лужа или нет, если вода в ней мутная? Дети выдвигают разные версии, совместно с ними приходим к одному, а может быть и нескольким, подходящим решениям проблемы.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Изобретательство детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового. Для этого детям предлагается ряд специальных заданий. Например, придумайте новую игрушку, новый транспорт и др.
Следующий этап работы по технологии ТРИЗ – это придумывание новых сказок с помощью специальных методов, на которых мы остановимся немного позже.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель только наблюдает, ребенок рассчитывает на собственные силы, свой умственный и творческий потенциалы. Ситуации могут быть разные, из любой области человеческой деятельности.
Например, как остаться сухим, гуляя под дождем. Дети отвечали, что можно надеть плащ, взять большую коробку, поднять ее над головой, надеть шляпу с широкими полями и т. п.
В работе по тризовским технологиям используем различные методы и приемы.
Один из методов - синектика, то есть, аналогия. Личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Например, предлагаю взять образ цветочка на клумбе, которую забыли полить и рассказать, о чем он думает в данной ситуации. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.
Прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний. Например, игровое задание
«Добавь словечко»
Яркое, теплое (Что)– солнце
Снег, мороженое (Что делают) – тают
Звенит, бежит (Что) — ручей
Затем познакомили детей с методом фокальных объектов, суть которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект. К определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ничем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Очень интересно проходит игра «Цепочка слов» - Трава какая? – Зеленая, мягкая? А что еще бывает мягкое? – Подушка. А подушка еще какая? – Прямоугольная и т. д.
Еще один метод - мозговой штурм. Он предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т. е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерям.
В сборниках развивающих сказок Анатолия Гина «Задачки-сказки от кота Потряскина», Владимира Богат «В жаркой Африке» как раз - таки предложены такие задачи, которые предполагают применение метода мозгового штурма.
Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов.
После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, мы решили попробовать применить ТРИЗ и в творческом рассказывании, используя различные варианты работы со сказкой.
Например, «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Можно поменять характеры героев. Например: Красная шапочка злая, а волк – добрый.
Используем также вариант «Перевирание сказки». Например: Жил был поросёнок Наф-Наф. ( Дети: не один поросёнок а три). Ну да три поросёнка. Решили они построить дом из кирпича (не они, а их брат Наф-Наф) и т. д. Изменяя сказку в самом начале, нужно вести её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.
Следующее игровое упражнение «Сказка в заданном ключе». При помощи этого упражнения открываем для детей сказку в другом времени, месте действия. Например: Жили старик со старухой у самого синего моря в наши дни. Что будет просить старуха?
Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно по - другому.
Также предлагаем детям сочинить сказку по заданному началу. Например, в преддверии Нового года, предложили детям придумать сказку про Деда Мороза по заданному началу: «Наступил Новый год. Дед Мороз выехал из дома и поехал развозить детям новогодние подарки и вдруг…. Как вы думаете, что могло случиться?» Дети придумывали свои варианты приключений Деда Мороза. Вариант сказки про Деда Мороза был записан, оформлен детскими иллюстрациями. Получилась книжка.
Вообще, проводя работу со сказкой, стараемся записывать сказки, сочиненные детьми, оформляем самодельные книги. Дети очень любят, когда мы эти сказки время от времени ими перечитываем.
Таким образом, хочется отметить, что использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует :
- активизации познавательной деятельности детей;
- созданию мотивационных установок на проявление творчества;
- созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами;
-формированию осознанности в построении лексико-грамматических конструкций;
-развитию гибкости аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности.
Эта технология очень интересна и увлекательна - стоит только поглубже с ней познакомиться.