Александра Комар
НОД с использованием ТРИЗ технологии «Транспорт для нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: Транспорт для нашего города
Программное содержание:
-Закрепить знания детей о разных видах транспорта;
-формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, конструктивные навыки;
развивать воображение и фантазию, позицию активного творца, созидателя,
-воспитывать целеустремленность в поиске решения возникающих проблем, чувства любви к родному городу, уважительное отношение к работникам детского сада.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Оборудование: кукла Почемучка, грамзапись, бумага, карандаши, значки.
Предварительная работа: чтение «Если бы я был автобусом» А. Гиневского, беседы о транспорте, чтение С. Георгиева «Бутерброд с мотором», рисование «Сказочный транспорт», компьютерная игра «Конструктор» : создание транспорта для нашего города.
Ход занятия
Создание проблемной ситуации.
Появляется кукла Почемучка:
- Дети, я сейчас занимаюсь проблемой изобретения машин. Мне нужны помощники. Есть среди вас изобретатели и фантазеры?
Кто такой изобретатель? Чем он отличается от фантазера?
Что вы уже умеете изобретать? Сейчас я проверю ваши способности.
Основная часть занятия
1задание: сгруппировать транспорт по разным видам - грузовой, пассажирский, специального назначения.
2 задание: превратить геометрическую фигуру в машину.
3 задание: придумать машину, используя бином фантазии.
Трактор + самолет = трактолет, самотрак
Теплоход + автобус = автоход, теплобус и т. д.
Ракета = грузовик=?
Обсуждается каждый вид нового транспорта, чем хорош, чем плох.
Почемучка
- Зачем люди придумали машины? Машина-это хорошо или плохо?
Воспитатель
– Нужны ли новые машины нашему городу?
- Какие? (безопасные, не загрязняющие воздух).
-Давайте решим проблему экологически чистых машин.
Версии детей:
-надо придумать новое топливо для машин, которое не будет загрязнять окружающую среду;
- оставить одни машины-трамваи, которые ездят от электрического тока.
- это не подойдет, весь город будет в рельсах, а за городом как ездить.
- тогда оставим одни троллейбусы.
- А что, если сделать все машины радиоуправляемыми?
Воспитатель: - Как решить проблему безопасного транспорта?
Версии детей:
- чтобы не было аварий, машины следует запретить, надо ходить пешком - это полезно;
- нет, это не подойдет, все будут опаздывать на работу;
- машины надо сделать многоэтажные - комби, они будут перевозить и людей и грузы;
- авария все равно может случиться, их лучше раскрасить в яркие цвета, чтобы лучше было видно издалека;
- машины надо делать не из железа, а из другого материала, как, например, резина, чтобы они были упругие и не разбивались.
Воспитатель:- Во многих сказках есть сказочный вид транспорта, какой? (Печь, метла со ступой, ковер-самолет, сапоги-скороходы). Давайте и мы придумаем для нашего города сказочный вид транспорта на все случаи жизни (используется метод фокальных объектов).
Клоун - смешной, живой, курносый, красочный.
Шар – круглый, резиновый, воздушный.
(Дети придумали «Детобус»- детский автобус. Он живой, поэтому умел играть с детьми, смешил их, был разрисован яркими красками. Мог перевезти целый детский сад детей и много груза, потому что раздувался как шар. «Детобус» не попадал в аварии, потому что был резиновый, умел ходить, ездить и летать.
Физкультминутка.
Воспитатель
- В городе исчезли все машины, покажите, как вы перевезете груз. (Звучит музыка, дети перевозят груз на воображаемых тележках, носилках, лошадях)
Чтение рассказа Э. Успенского «Трактор Митя».
Беседа по содержанию:
- Чем полезен был «трактор Митя»? Чем вреден?
- Нужен ли нашему детскому саду трактор? Зачем? (Чтобы облегчить труд сотрудников детского сада)
Работа по морфологической таблице. Создание трактора.
Размер небольшой
Цвет разноцветный
Форма Прямоугольная или круглая
Материал Резина, пластмасса
Приспособления Веник, щетка, совок, поварешка,
Источник питания Остатки пищи
Содержание таблицы в правом столбце зависит от фантазии детей. Обсуждаются разные варианты. Это может быть: робот-няня, робот воспитатель, трактор-дворник, машина-комбайн для поваров и т. д.
Почемучка
- Хорош ваш трактор для детского сада, а вот летать он не умеет.
Дети предлагают свои версии.
Итог. Почемучка спрашивает:
- Какой же транспорт нужен нашему городу? (Полезный, безопасный, экологически чистый, необычный, специальный, детский и т. д.). В конце занятия благодарит детей, вручает значки изобретателей.
ТЕМА: ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ.
Программное содержание:
-Проверить знания детей об окружающем мире, полученные в течение года.
-Закрепить умение решать противоречия, выявлять положительные и отрицательные стороны предмета или явления, навыки управления компьютерной игрой.
-Развивать логическое мышление, творческое воображение, связную речь,
-Воспитывать доброжелательность, стремление прийти на помощь, заботливое отношение к животным.
Оборудование: Мяч, макеты деревьев, пешеходного перехода, руль, игрушка-заяц, таблицы - названия магазинов, схема морфологического анализа, игра: «Что в круге?», компьютерная игра «Конструктор» или строительная игра.
Ход занятия
Создание проблемной ситуации.
- Сегодня у нас необычное занятие. Мы будем путешествовать.
Вы любите путешествовать?
Путешествие- это хорошо или плохо? Чем хорошо? Чем плохо?
Если мы отправимся на воздушном транспорте - это значит на чем?
-Теплоход, катер, ледокол- это какой вид транспорта?
-Если мы будем путешествовать по родному городу, на чем это удобнее сделать?
Фантазирование с использованием бинома фантазии.
-Давайте придумаем свой вид транспорта, с помощью бинома фантазии, транспорт берем автомобильный и морской.
(Автолодка, трамваеход, автобусокат, катеромобиль и др.)
-Чем хорош наш новый автоплав? (Может по земле ездить и плавать на воде и под водой) По желанию, коллективно придуманный автоплав, изображается на экране монитора.
Путешествие по родному городу на автоплаве.
- Как называется наш город? (Старый Оскол)
- Каким был в древности? (Крепостью)
- Какой великий клад находится в нашем крае? (КМА)
- Где бы вы хотели побывать? Какие достопримечательности повидать?
Остановка. Практическое упражнение.
- Дети, нам надо побывать в магазинах, посмотреть, что там продают. Для этого надо перейти улицу.
–Как это сделать? Покажите со светофором и без него.
Экскурсия по магазинам.
а/ Мебельный салон. Игра «Живая мебель»
-Давайте представим, что мебель в салоне ожила, изобразите это. А я постараюсь угадать, что вы изобразили?
б/ Магазин «Овощи-фрукты»
- Мы пришли в магазин, какой? Как вы догадались? (На витрине лежат фрукты и овощи, прочитали вывеску.)
-Купите, пожалуйста, овощи для борща. ( Работа в тетрадях: обозначить овощи, которые используют для приготовления борща).
- Выделите и назовите фрукты, которые у нас не растут. Чем отличаются овощи от фруктов?
6. Продолжение экскурcии.
-Что вам больше всего нравится в нашем городе?
Игра «Передай мяч» (Дети называют профессии людей, которые работают в городе.)
Экскурсия в подводное царство.
-Дети, сейчас на нашем автоплаве мы совершим погружение на морское дно. Приготовьтесь. Опускаемся на морское дно.
- Что видите за бортом? Назовите морских животных, растения.
Экскурсия по лесу.
-Наше путешествие продолжится в лесу. Лес- это что? (Деревья, ягоды, грибы, птицы, дикие животные)
Игра: «Зверь, птица, насекомое, небылица».
(Ведущий бросает детям мяч, они называют: зверя, птицу, насекомое или придумывают небылицу).
Игра: «Летает - не летает». Ведущий называет животное или предмет, который летает – дети поднимают руки вверх, если называет, который не летает, дети не поднимают.
- Дети, почему некоторые птицы улетают в теплые края? (Потому, что не находят себе корма)
Игра: «С какой ветки детки?» (Дети находят листья, которые соответствуют определенному дереву).
Сюрпризный момент.
В лесу под деревом дети находят маленького зайчика. Зайчик жалуется, что у него нет домика, ему негде спрятаться от волка. Дети предлагают разные способы спасения от волка
Останавливаются на предложении построить дом, используя сначала схему морфологического анализа, а затем компьютерную игру.
- Какого цвета, формы, размера, материала у нас будет дом: крыша, стены, двери, окна? Почему?
Компьютерная игра «Конструктор».
- Как подружить животных, чтобы они не обижали друг друга? (Устроить для них праздник, заколдовать, построить дом «Дружбы» и т. д.)
-Давайте его соорудим. (Можно из строительного материала)
Зрительная гимнастика.
Итог занятия
-Где вы сегодня побывали? Какая часть путешествия понравилась больше? Как помогли зайчику?