Людмила Сеничева
НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-путешествие «В удивительную страну звуков и букв»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Игра-путешествие «В удивительную страну звуков и букв»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: формировать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
Задачи:
• закреплять умение различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие;
• закреплять умение соотносить звук и букву;
• формировать умение правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «буква», «слово», «предложение»;
Публикация «НОД с детьми старшего дошкольного возраста, Игра-путешествие „В удивительную страну звуков и букв“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
• продолжать учить простые слоги и слова;
• формировать умение составлять предложение из трех слов и записывать условными обозначениями;
• создавать эмоционально-положительный настрой у детей и хорошее настроение.
Оборудование и материалы: компьютер, экран, фрагмент мимиопрезентации, иллюстрации к стихотворениям, игра «Собери пазлы», мягкие игрушки-персонажи, декорации, книжки-самоделки, аудиозаписи.
Предварительная работа.
Ход игры-путешествия
Мотивационно-ориентировочный этап
Дети проходят в зал, вдалеке слышится уханье совы. Воспитатель спрашивает детей, кто бы это мог быть. Дети предполагают, что кричит сова. Ребята, какой звук произносит сова, когда кричит? (У-у-у) Они видят на экране изображение совы (слайд № 1) и узнают в ней героиню, придуманную Ренатой Мухой, вспоминают стихотворение «Сова».
Всю ночь, с темноты до рассвета,
На ветке сидела сова.
И песню сложила про это.
А утром забыла слова.
Проблема: сегодня наша знакомая Сова тоже всю ночь сочиняла загадки про буквы и совершенно забыла отгадки. Давайте ей поможем отгадать их. (Слайд № 2)
Врач умеет очень просто
Наше горло проверять.
Он всегда при этом просит
Эту букву называть. (А)
В этой букве нет углов.
И она бы укатилась,
Если б масса разных слов
Без нее бы обходилась! (О)
«Пэ» в другую букву можно
Очень быстро превратить.
Перекладинку немножко
Надо только опустить! (Н)
Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь букву…У.
Давно известно детям всем
Корова любит букву…М.
Что за гласная такая,
Не простая, а двойная?
И поклясться я готов –
Нет ее в начале слов! (ы)
Со стремянкой буква схожа.
Лить, лепить, листать поможет.
Без нее не будет лета,
Что за буква эта, дети? (Л)
Произносите не вдруг вы
Это слово - эту букву!
О себе рассказ начнете,
Вот ее и назовете! (Я)
Воспитатель: молодцы, ребята, вы помогли сове отгадать загадки. А она приглашает вас в знак благодарности совершить путешествие в удивительную страну звуков и букв.
Практический этап.
Воспитатель: ребята, посмотрите, мы попали с вами в волшебный лес. Как вы думаете, кто в нем живет? (Дети строят свои предположения.) В нем живут буквы. Только чтобы их найти, надо быть очень внимательными. Они спрятались и предлагают нам сыграть с ними в прятки. Мы их будем находить и читать стихотворение про каждую найденную букву. (А, У, О, ы, Э, Е, Ю, Я). (Слайд № 3)
Воспитатель: как можно назвать одним словом все буквы, которые мы нашли? (Гласные). Какая из букв вам еще не знакома? (Е) Какие из них указывают на то, что согласные читаются твердо? (А, О, У, ы, Э) А какие на то, что согласные читаются мягко? (Е, Ю, Я).
Воспитатель: ребята, а кто из вас помнит, как можно отличить согласный звук от гласного? Дети отвечают: когда мы произносим гласные звуки воздух выходит изо рта свободно, не встречая никаких преград, а когда мы произносим согласные, то встречается преграда на пути выдыхаемого воздуха.
Воспитатель: сейчас мы с вами будем собирать урожай букв: гласные в лукошко, а согласные – в ящик. Дети по очереди называют букву и кладут ее в соответствующее место. (Слайд № 4)
Воспитатель: ребята, кто может сказать, чем отличается звук от буквы? Ответы детей: звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
Воспитатель: сейчас мы будем обозначать первый звук в названии каждой картинки соответствующей буквой. Я загадываю вам загадку, а вы находите предмет-отгадку и обозначаете первый звук буквой. (Слайд № 5)
Хожу, брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и мышей. (Расческа)
От осени до весны
Видит красочные сны.
За едой он не встает,
Только лапу, знай, сосет. (Медведь)
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? (Эскимо)
В домике всегда своем,
Даже в гости ходит в нем.
Рожки есть, а не бодает,
Кто к ладошке прилипает? (Улитка)
Дом — стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется. (Лампа)
Я темного цвета,
Стою на земле.
И много вещей
Хранится во мне. (Ящик)
Он любит Солнце и тепло,
Растёт на ветках высоко,
И цвет оранжевый и запах,
Приятен, очень ароматен! (Апельсин)
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы, быстро справились с заданием. А что получится, если буквы встанут рядом? (Слова, слоги) Сначала слога, а потом они складываются в слова. Давайте попробуем разделить слова на слоги и посчитать количество слогов. (Слайд № 6) А теперь нажимайте на звездочку и определяйте, какой картинке соответствует первый слог.
Игра «Найди пару» (Слайд № 6)
Воспитатель: а сейчас мы поиграем в игру «Найди пару». Вы читаете слог, обводите его и находите ему пару.
Воспитатель: вам понравилась игра? А сейчас мы сделаем подвижной.
Подвижная игра «Найди пару».
Описание игры: дети под музыку выполняют различные танцевальные движения, как только музыка заканчивается, все разбирают карточки со слогами, прочитывают их и находят свою пару. Игра может проводиться несколько раз. После этого правила игры немного изменяются, детям предлагается составить слова: луна, мама, мыло, нора, рана. Дети находят свои пары и выстраиваются так, чтобы получились эти слова.
Воспитатель: но а сейчас после того, как мы немножко отдохнули, давайте поработаем в тетрадях.
Задание 1. На что похожа буква Е? (На книжную полку) Давайте послушаем стихотворение про букву Е:
Е – книжная полка –
За всеми вдогонку:
«Друзья, не спешите,
Вы книги на полки
Ко мне положите!»
А сейчас напишите букву Е в слоговом домике. Прочитайте слоги, которые у вас получились.
Задание 2. Напишите в каждом квадрате под предметом букву, с которой начинается его название.
Задание 3. Соедините схему со словом, к которому она подходит.
Задание 4. Составьте и запишите знаками предложение из трех слов по картинке.
Рефлексивно-оценочный этап.
Вы сегодня, молодцы, очень хорошо потрудились, многое узнали. Вспомнили изученные буквы.
Что вам понравилось?
Что показалось трудным?
Что новое узнали сегодня?