Людмила Васильченко
НОД «Россия — Родина моя» (старшая разновозрастная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Цель: - закрепить у детей знания о российском государстве
Задачи:
познакомить детей с государственной символикой: флагом, гербом, гимном;
формировать у детей уважительное отношение к символам страны;
воспитывать чувство любви и гордости за свою страну;
познакомить с гжельской росписью;
закреплять навыки рисования всей кистью, её концом
Публикация «НОД „Россия — Родина моя“ (старшая разновозрастная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: презентация, карта России, иллюстрации с изображением герба и флага России, монеты, денежные купюры, аудиозапись с гимном России, полоски бумаги белого, синего, красного цветов, иллюстрации с изображением посуды гжельских мастеров, краски, кисточки для рисования, листы бумаги, салфетки, неразливайки.
Содержание организованной деятельности детей
На доске висит географическая карта России
Воспитатель: Ребята, занятие сегодня я хочу начать со стихотворения М. Исаковского:
Поезжай за моря – океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас не найти.
Глубоки наши светлые воды,
Широка и привольна земля,
И гремят, не смолкая, заводы,
И шумят, расцветая, поля.
Каждый день – как подарок нежданный,
Каждый день – и хорош, и пригож…
Поезжай за моря – океаны,
Но богаче страны не найдешь…
Воспитатель: Ребята, о чем написал поэт в своем стихотворении? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, о нашей стране. А как называется страна, в которой мы живем? Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас ответьте, пожалуйста, на такие вопросы:
- В какую группу вы ходите?
- Как называется ваш детский сад?
- В каком селе находится наш детский сад «Светлячок»?
- А село Новомарковка где находится?
- А где находится Воронежская область? Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно, значит, мы живем в стране, которая называется Россия!
Как называют людей, живущих в России? Ответы детей
А вы себя кем считаете? Ответы детей.
Вы правы, ребята! Россия – наша Родина, отчизна! А мы все – россияне. А Новомарковка – ваше родное село, здесь вы родились. Новомарковка – ваша малая Родина.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним народные пословицы и поговорки о Родине :
- Родина любимая, что мать родимая.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- На чужой сторонушке и весна не красна.
- Жить – Родине служить.
Дети повторяют пословицы и с помощью воспитателя стараются раскрыть их смысл.
Слайд № 1- 3
Воспитатель: Россия – страна очень большая и красивая. В России очень много лесов, в которых много разных зверей, растет много ягод и грибов.
Слайд № 4
Воспитатель: А теперь послушайте рассказ Н. Сладкова «Зеленая тайга».
«Тайга – самый огромный лес на земле. Царство колючей хвои. Сосны, кедры, пихты и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни – выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы. Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суховатые валежницы цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И черные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи - то глаза. Ни ярких цветов, ни пестрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Хорошо смотреть на зеленую тайгу с горы. Там светлые боры – сосняки. Тут темные пятна ельника. Голубые извивы рек. Черные гари, пропахшие дымом. Желтые зыбуны – болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга».
Воспитатель: - Что такое тайга? Какая она?
- Какие деревья растут в тайге?
- Почему человеку трудно здесь ходить?
- Как автор описал тайгу?
В ходе беседы воспитатель объясняет незнакомые слова: валежник, чаща, выворотни, ельник, сосняк, зыбуны-болота.
Слайд № 5
Воспитатель: Через всю страну протекает много рек. Одна из самых больших рек – Волга. А в реках много разной рыбы.
Слайд № 6 -8
Воспитатель: Много в России высоких и красивых гор! В горах добывают разные полезные ископаемые – уголь, алмазы, железную руду. На Севере добывают нефть и газ.
Слайд №9
Воспитатель: У каждой страны есть свои отличительные знаки – государственные символы: флаг, герб, гимн. Они есть и у России.
Слайд №10
Воспитатель: Из каких частей состоит флаг? Дети показывают и называют древко и полотнище.
Какие цвета мы видим на полотнище российского флага? Ответы детей.
Что вам напоминает белая полоса? Ответы детей.
Синяя полоса? А красная полоса? Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята! Белая полоса-это белоствольные березы, снег, облака, белые ромашки на лугу. Синяя полоса – это небо, реки, озера, моря. А красный цвет-цвет солнца, огня, тепла.
Физминутка Воспитатель показывает белую полоску бумаги – дети изображают березку,
синюю полоску – «реки», бегут друг за другом змейкой,
красную полоску – собираются в круг – «солнце».
Слайд №11
Воспитатель: На щите красного цвета изображен двуглавый золотой орел. Это символ государства. Посмотрите внимательно на крылья орла – они похожи на солнечные лучи. Как солнце своими лучами проникает всюду, так и государство должно на своей территории обо всем знать. На груди орла помещен красный щит с изображением всадника. Это – святой Георгий Победоносец. Он на серебряном коне, за плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которым он убивает дракона, означает победу добра над злом. В правой лапе у орла – скипетр, в левой – держава.
Слайд №12
Воспитатель: это символы власти, управления государством. Скипетр, жезл – короткая палка, украшенная резьбой, золотом, драгоценными камнями. Он «указывает», что нужно делать, чтобы государство было сильным и богатым. Держава – позолоченный шар с крестом наверху. Тот, кто управляет государством, должен охранять, «держать» его.
Как вы думаете, где можно увидеть Государственный герб? Предположения детей.
Воспитатель: На пограничных столбах, на важных документах, на деньгах.
Дети рассматривают различные документы с гербовой печатью, монеты, денежные купюры.
Слайд №13
Воспитатель: Третий отличительный символ – гимн – это торжественная песня страны. Её граждане встают, когда звучит гимн, и слушают его стоя, сняв головные уборы. Включает аудиозапись гимна, все встают.
Воспитатель: Что мы сейчас слушали? Ответы детей
Слайд №13
Воспитатель: Россия славится не только своими просторами, природой, полезными ископаемыми, а и своими мастерами. Они делают красивые сувениры, игрушки, посуду.
Слайд №14
Воспитатель: Посмотрите на это чудо, какая красивая посуда.
Чем она необычна? Ответы детей
Какого она цвета? Ответы детей
Воспитатель: Такую посуду изготавливают гжельские мастера.
Городок Гжель находиться недалеко от Москвы. Мастера, живущие в этом городке, делают эту посуду из специальной белой глины, а потом разукрашивают её синей краской.
Давайте и мы с вами представим себя гжельскими мастерами и разукрасим посуду синей краской.
Дети разукрашивают трафареты чайника и чашки гжельской росписью.
Итог - А теперь ответьте мне на такой вопрос: «Как нужно относиться к родине?».
-Ребята, вам понравилась беседа о нашей Родине?
-Что мы с вами сегодня делали?
-Я надеюсь, что вы будете беречь нашу Родину, охранять ее природу.
Российский край, моя земля, Родимые просторы!
У нас и реки, и поля, Моря, леса и горы.
И север есть у нас, и юг, Сады цветут на юге,
На севере снега вокруг – Там холода и вьюги…
Народы – как одна семья, Хотя язык их разный.
Все – дочери и сыновья своей страны прекрасной.
Н. Забила.
Литература: Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью,
Виноградова Н. Ф. Наша Родина,
Жуковская Р. И. Родной край.