Валентина Деревянченко
Интегративная деятельность по развитию речи и элементарных математических представлений о величине предметов и их измерении
▼ Скачать + Заказать документы
Цели занятия:
Образовательные цели:
• Развивать представление о понятии «широкий», «узкий». • Формировать у детей умение сравнивать два контрастных предмета по ширине, используя приемы наложения и приложения,
• Учить детей обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире –уже.
Развивающие цели : • Создавать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Публикация «Интегративная деятельность по развитию речи и элементарных математических представлений о величине предметов и их измерении» размещена в разделах
- Величина, сравниваем по величине
- Величина. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи. Воспитательные цели: • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Задачи:
1. Развивать познавательные интересы, внимание, наблюдательность, мышление, память, речь, воображение.
2. Отрабатывать умение сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения. Определять результаты сравнения словами широкий - узкий, шире - уже.
3. Воспитывать групповые и коллективные навыки общения.
4. Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения.
1 часть интегративной деятельности (развитие речи и математика) — мотивация: Позаботимся о кукле, чтобы ей тепло было спать. В группе Мишка сидит на стуле. Рядом построена кровать для куклы Зины. Она лежит на кровати, покрытая узким одеялом - один бок открыт.
В группе. В. : (Тревожно). Кто-то плачет. Слышите? Кажется, плач оттуда, где Мишка сидит. Посмотрим, кто же плачет? Мишка, что случилось? Кто плачет?
Мишка: Зина плачет. Я её закрыл, а она плачет, говорит, что холодно боку.
В. : Давайте закроем Зине бочок, надо позаботиться о ней.
Закрывая одеялом другую сторону тела куклы, дети видят, что открылся другой бок.
В. : (Удивлённо). Потяну сюда, ой, опять открылся? Почему же Зину никак не закрыть, почему ей холодно?
Выслушайте реплики детей.
В. : Короткое одеяло? Проверим: ноги и голова закрыты? Зина, встань, мы проверим длину одеяла. (Прикладываете). Да, одеяло такой длины, как и рост. А вот (удивленно) бок открыт! Какое же одеяло Мишка приготовил для Зины. широкое или узкое? (Узкое). Какое нужно одеяло для Зины? (Широкое). Мишка, а у тебя есть другое одеяло - широкое? (Нет). Мишка, не огорчайся, у меня есть другие одеяла, посмотрим, покроют ли они Зину, будет ли ей тепло спать?
Покажите коробку с одеялами разной длины и ширины.
В. : Одеяла разные, надо выбирать. А кто поможет Мишке выбрать широкое одеяло? (Я. я).
2 часть деятельности — (развитие речи и элементарных математических представлений о величине предметов и их измерении). В. : Что-то не слышно плача? А почему же она теперь не плачет? Послушаем ….? (Я положил одеяло, у неё бока закрыты).
Мишка: Я не понял, у меня такое же, как у вас, одеяло, а почему кукле холодно?
В. : Мы тебе, Мишка, сейчас объясним.
В. : Возьмём два одеяла, а кукле другое дадим, чтобы ей было тепло (одеяла разного цвета). Смотрите, как проверить, КАК УЗНАТЬ, почему под одним одеялом тепло, а под другим холодно? Надо одеяло наложить на Зину и будет видно: закроются оба бока у неё! (Накладываете узкое одеяло). Да, никак не закрыть бочок кукле. Возьму то одеяло, которое …. выбрал. Наложу одеяло на одеяло, подровняю уголочки. Что можно сказать о длине?
Проведите рукой по длине обоих одеял.
В. : Одинаковой длины, равной длины оба одеяла. Нет лишнего кусочка.
Дети вторят.
Мишка: Я не понял.
В. : Иди, …., объясни Мишке, какой длины одеяла?
Ребенок : Мишка, смотри, нет лишнего кусочка в длину. Они одинаковой длины.
Такой четкий ответ подготовлен предшествующей работой.
В. : Иди, (другой ребенок, объясни.
В. : Правильно, нет лишнего кусочка в длину (показывает) Они одинаковой длины, равной длины. (Меняет интонацию). А смотрите, лишний кусочек, где виден? (Здесь).
Показываете сравнение ширины одеял.
В. : Покажи, Рома, лишний кусочек. (Тихо, с азартом в глазах). Послушайте, как я скажу.
Сделайте паузу, обведите взглядом каждого, привлеките внимание детей и в тишине скажите:
В. : Это одеяло ШИРОКОЕ, а это одеяло УЗКОЕ. Так под каким же одеялом замерзла кукла? Да, под УЗКИМ одеялом (вторят). Иди, …., скажи Мишке.
Ребенок: Мишка, кукла замерзла, одеяло было узкое.
Дождитесь внимания.
В. : А под каким одеялом будет кукле тепло? (Под широким). Иди, …., скажи Мишке.
Ребенок: Мишка, кукле тепло, одеяло широкое.
Вызовите 2 детей и ещё раз предложите повторить вместе.
Мишка: Я понял, мое одеяло хорошее, по длине подошло, значит, хорошее. (Нет, плохое, оно узкое). Послушайте-ка, умные детки, как я спрошу: какое же одеяло удобнее Зине? Которое УЖЕ? (Нет.). А. какое? (Которое ШИРЕ! Правильно, молодцы!
Сделайте паузу, тихо спросите, встречаясь взглядом с каждым малышом.
В. : Под каким одеялом ХОЛОДНЕЕ спать, которое УЖЕ или которое ШИРЕ?
Мишка: Конечно, которое ШИРЕ, под ним ХОЛОДНЕЕ.
Дети смеются.
В. : (Выслушав детей). Конечно, ХОЛОДНЕЕ под тем, которое УЖЕ.
В. : Давайте научим Мишку, как узнавать широкое и узкое. Посмотрите, как будем узнавать.
Перед Вами низкий столик. Приложите одеяла друг к другу
В. : Да, соединим уголочки двух одеял в длину, и тогда узнаем ширину
Показываете, дети видят контраст одеял по ширине.
Мишка: Я понял, одеяла научился выбирать - ВСЕ УЗКИЕ ВЫБРОШУ!
Дети смеются.
В. : Ой, ну, Мишка, рассмешил нас. Попросить девочку принеси маленькую куклу, которую можно укрыть таким узким одеялом, и она не замёрзнет, а вы возвращайтесь на стульчики.
Ставите готовую кровать меньшего размера, заправленную, но без одеяла. Ребенок покрывает куклу одеялом меньшего размера.
В. : Хорошо … позаботился о подружке Зины? Иди, …., скажи Мишке.
Ребенок: Мишка, смотри, одеяло закрыло куколку, ей тепло.
В. : Да, закрыты оба бока, одеяло хорошее для этой худенькой куколки. О, посмотрите, как Зина и её подружка заулыбаюсь. Отдохнули, согрелись. Кто же о них позаботился? (Я. я.). А как? Да, выбрали одеяла - узкое и широкое. Садись, Зина, на стульчик.
Меняете интонацию. Чудо ждёт детей.
В. : Зина под тёплым одеялом выспалась. Вставай, Зина.
Зина: Я хочу для волос УЗКУЮ ленточку, а на платье ШИРОКИЙ ПОЯС.
В. : Подойдите, ребятки, к столам, займите место, кто где хочет.
Дети подлезают под столы и находят место. .
3 часть деятельности. На скамейке лежат ленточки из бумаги двух цветов - узкие и широте.
В. : (Важно). У нас открывается магазин. Сначала, Зина, в магазине тебе выберем ленточку. Какую будем выбирать? (Узкую) Подлезайте под стол, подойдите к скамейке и принесите на своё место узкую ленточку. Как будете узнавать? (Наложим одну на другую, если будет лишний кусочек, значит, широкая).
Дети приносят ленточки и показывают, накладывая друг на друга.
Мишка: Вижу, широкая ленточка.
Зина: Нет, это узкая ленточка.
В. : Не спорьте, спросим у. А ты какую принёс ленточку?
(Узкую). А как ты узнал? (На красной полоске остался лишний кусочек, синяя - узкая)
Проверьте у всех детей правильность выбора.
В. : Молодцы, все выбрали правильно для Зины узкую ленточку.
Зина: Я ещё хочу на платье широкий пояс.
В. : Зина, у нас в магазине много разных поясов: есть и узкие, и широкие.
Кладёте на скамейку поднос с широкими и узкими поясками разного цвета (из картона).
В. : А теперь выбирайте широкий пояс.
Дети выбирают.
В. : Что ты принёс, ….? (Широкий пояс). А как ты узнал? (Я наложил одну полоску на другую. У этой был лишний кусочек). А теперь (азартно) подойдите ко мне.
Держите в руках узкую ленту и широкий пояс, которые выбирали дети.
В. : Какую ленточку вы выбирали? (Узкую). А какой поясок? (Широкий). Да, широкий. А сейчас (загадочно) смотрите! Возьмите то, что кутили в магазине: ленточку! и поясок, наложите их друг на друга.
Дети делают.
В. : (Лукаво, с улыбкой). Так что же вы купили в магазине? Покупали широкий пояс, а он оказался?
Дети (на лицах удивление) : Поясок УЖЕ, чем ленточка.
В. : А как скажете про ленточку? (Ленточка шире пояска). Вы покупали узкую ленточку, а она? (Шире пояска). Покупали широкий пояс, а он оказался уже ленточки. Вот как интересно получилось. Зина, но мы твою просьбу выполнили. Принесите ленточки и пояски Зине в коробочки.
В: Мишка, ты понял, как узнавать, что широкое, а что узкое?
Мишка: Я опять запутался.
В. : Кто хочет Мишке после прогулки объяснить, как узнавать широкое и узкое? (Я. я). А нам надо группу привести в порядок и собираться гулять.