наталья нелюдимова
Конспект НОД «Путешествуем со звуком [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» г. ДОЛИНСК САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
(МБДОУ «Сказка»)
694051 Сахалинская область, г. Долинск, ул. Октябрьская 17 тел / факс (8 424 42) 27-2-78
e-mail : sckazcka2014@yandex.ru
Методическая разработка индивидуальной непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» с использованием компьютерной технологии «Путешествуем со звуком [Ш]»
Нелюдимова Наталья Алексеевна
учитель – логопед
г. Долинск, Сахалинская область
Публикация «Конспект НОД „Путешествуем со звуком [Ш]“» размещена в разделах
Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей в специализированных детских садах и группах для дошкольников, имеющих речевые нарушениях.
Конспект НОД был разработан в соответствии с возрастными особенностями детей шестого года жизни и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.
Возрастная категория: 5 – 6 лет.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие: овладение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Познавательное развитие: развитие интересов ребенка, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности.
Физическое развитие: развитие ловкости, подвижности, координации движений и мелкой моторики.
Художественно – эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно - смыслового восприятия мира природы через звуки природы.
Социально– коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым, формирование готовности к совместным действиям со взрослым, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Цель: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
Закрепление артикуляции звука [Ш] и навыка правильно произношения его в словах и слогах.
Упражняться в практическом усвоении приставочных глаголов.
Закрепление навыков работы с компьютером при выполнении индивидуальных упражнений (восприятие информации с экрана, её анализ, управление мышью).
Закрепление навыка самооздоровления, посредством проведения зрительной гимнастики и двигательных минуток.
Коррекционные:
Развитие артикуляционной, общей моторики, мимики, координации речи с движением.
Развитие памяти, логического мышления, внимания, воображения, всех видов восприятия.
Развитие диалогической речи, фонематического восприятия и речевого слуха.
Развитие ловкости, подвижности, умения прыгать на двух ногах. Совершенствовать навык слогового анализа.
Воспитательные:
Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитания навыка самоконтроля, доброжелательности, инициативности и взаимодействия.
Методы и приемы:
- практические: выполнение упражнений артикуляционной гимнастики «Лопатка», «Чашечка», «Парус», «Гармошка», развитие мимики упражнение «Эмоции», развитие речевого дыхания упражнение «Фокус», массаж массажными ковриками «Перейди ручеёк», выполнение упражнения самооздоровления «Лесная зарядка».
-наглядные: рассматривание картин «Поезд», картин-образов артикуляционной гимнастики, компьютерная игра «Игры для Тигры».
-словесные: рассуждения, ответы на вопросы, заучивание текста двигательных минуток, договаривание текста по смыслу.
Материалы и оборудование:
-Демонстрационный: ноутбук; магнитофон; игрушечный медвежонок, бутафорское дерево; массажные коврики-«камешки»; речевой кубик; плоскостные следы в форме медвежьих лап- 10 штук.
-Фонозаписи: аудиозапись со звуками природы.
ИКТ-приложение к занятию:
Специализированная компьютерная игра «Игры для Тигры» (1 шт).
Предварительная работа: разучивание зрительной гимнастики «Лесная зарядка»; упражнений артикуляционной гимнастики «Лопатка», «Чашечка», «Парус», «Гармошка».
Перечень используемой литературы:
Косинова Е. М. Домашний логопед. – М. :ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.-120с. – (Развитие речи)
Нищева Н. В. Картотека для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп. - Спб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЭСС», 2013.-160с. - (Кабинет логопеда)
Ход коррекционно-образовательной деятельности.
Организационный момент. [Активизация внимания детей, создание эмоционального фона. ]
Логопед встречает ребенка в дверях кабинета и организует приветствие.
Логопед. Сегодня, я приглашаю тебя совершить небольшое путешествие. Но перед дальней дорогой необходимо хорошенько подготовится, поможет нам речевой кубик и волшебное зеркало.
Артикуляционная гимнастика. [Развитие органов артикуляционного аппарата. ]
Логопед дает ребенку кубик, на каждой стороне которого изображены символы артикуляционных упражнений.
Логопед. Бросай кубик, и какое упражнение выпадет на верхней стороне, то следует выполнять.
Ребенок выбирает задания и выполняет артикуляционные упражнения: «Лопатка», «Чашечка», «Парус», «Гармошка», «Фокус».
Логопед. Разминка окончена, отправляемся в путь. А чтобы было веселее, в дорогу возьмем с собой звук [Ш].
Подвижное упражнение «Веселая тропинка». [Развитие координации речи с движениями. ]
Логопед с ребенком передвигаются по кабинету, сопровождая движения текстом стихотворения.
Логопед. Я иду, и ты…
Ребенок. Идешь.
Логопед. Я пою, и ты …
Ребенок. Поешь.
Логопед. Я плыву, и ты…
Ребенок. Плывешь.
Логопед. Я шагаю, и ты…
Ребенок. Шагаешь.
Упражнение «Эмоции». [Развитие мимики лица. ]
Логопед. Мы с тобой пришли в лес. Покажи, как тебе здесь понравилось! Ребенок изображает радость). Как ты удивлен такой красотой! Ребенок изображает удивление). А какой чудесный лесной воздух, сделай вдох и плавный выдох носом (ребенок выполняет 3-4 раза).
Игра «Шумелочка». [Автоматизация правильного произношения звука [Ш]. Развитие фонематических представлений. ]
Логопед. Сколько звуков живет в лесу! Послушай внимательно, и скажи, что ты слышишь?
Логопед включает аудиозапись звуков природы : шум ветра в лесу; шелест листьев на деревьях; шуршание сухих листьев и т. д.
Ребенок. Я слышу шум ветра, как ветер листочками играет, как они шуршат.
Логопед. Какой звук они издают?
Ребенок. Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш….
Логопед. Верно! Расскажи, какой это звук?
Ребенок дает характеристику звука [Ш].
Упражнение «Разговор леса».[ Развитие фонематических представлений. ]
Логопед с ребенком медленно передвигаются по кабинету.
Логопед. Пошли мы с тобой по тропинке дальше. Листики под ногами шуршат: шу-шу-шу. Как листики шуршат?
Ребенок. Шу-шу-шу.
Логопед. Какие звуки ты услышал?
Ребенок. Звуки [Ш] и [У].
Логопед. А лес шумит: аш- аш- аш. Как лес шумит?
Ребенок. Аш-аш-аш.
Логопед. Какие звуки ты услышал?
Ребенок. Звуки [А] и [Ш].
Упражнение «Перейди ручеек». [Развитие координации движений. Массаж. ]
На полу разложены массажные коврики круглой формы – «камешки».
Логопед. Мы пришли к ручейку, чтобы его перейти будем прыгать по камешкам на двух ногах, вот так: ША…-ШО…-ШУ…-ШИ…-ШЭ…
Логопед показывает, проговаривая слоговой ряд. Затем прыгает ребенок.
Ребенок. ША…-ШО…-ШУ…-ШИ…-ШЭ….
Упражнение «Мишка-шалунишка».[Совершенствование грамматического строя. (образование приставочных глаголов).]
Логопед. Тропинка вывела нас на полянку. Но кто это шумит на полянке?
Он в берлоге спит зимой под большущею сосной.
А когда придет весна, просыпается ото сна. Кто это?
Ребенок. Медведь.
Логопед. Как ты догадался?
Ребенок отвечает.
Логопед. А вот и наш Мишка (снимает с дерева игрушечного медвежонка). Мишка, что ты делал на дереве? Зачем туда залез?
Логопед говорит от имени Мишки, ребенок помогают вести рассказ, договаривая предложения подходящим по смыслу словом.
Я по лесу шел и волнушку. (нашел). Дальше я в лес. (пошел, в чащу леса. (зашел)и к избушке. (подошел, потом в избушку. (зашел, ничего там не. (нашел, дальше. (пошел). К дереву я. (подошел, там я сладкий мед. (нашел). По дорожке. (пошел)на полянку. (пришел).
Логопед. Мишка, ты не подскажешь, куда нам идти дальше?
Упражнение «Мишуткины следы».[ Развитие фонематического слуха. ]
Мишка. Идите прямо по моим следам, но будьте внимательны, шагать по ним можно когда услышите слово звуком [Ш]. А я пошел домой.
Логопед убирает игрушку.
Логопед. Ну что вперед, снова нас дорога ждет! Я буду читать стишок, а ты когда услышишь слово со звуком [Ш] наступай на медвежий след.
Мы по лесу шли, шли, шли, только мишку нашли.
Дальше (имя ребенка) зашагала и лягушку повстречала.
Лягушка - попрыгушка — глазки на макушке.
Логопед. Следы привели нас на железнодорожную станцию.
Специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры» Блок «Фонематика». Модуль «Анализ». Упражнение «Поезд».
Логопед с ребенком подходят к компьютерному столу, садятся. Логопед обращает внимание на содержание игровой заставки.
Логопед. Скоро поезд будет отправляться, а картинки со звуком [Ш] никак не могут найти свои вагоны, давай поможем им. В первом вагоне поедут слова со звуком [Ш] в начале слова, во втором вагоне поедут слова со звуком [Ш] в середине слова, в третьем вагоне поедут слова со звуком[Ш] в конце слова. Назови картинку, определи место звука в слове. С помощью мышки передвигай картинку в нужный вагончик.
Ребенок выполняет задания, комментируя свои действия.
Игровая здоровье сберегающая минутка «Лесная зарядка».[ Развитие координации речи с движениями. Снятие усталости глаз. ]
Логопед с ребёнком выходят на ковер и выполняют разминку в соответствии с текстом стишка.
Логопед. Потрудились, отдохнем, встали, глубоко вздохнем!
Спины ровно, руки вниз!
Раз - присели как бельчата,
Два - привстали, как зайчата.
Три - попрыгают ребята, как смешные лягушата.
А теперь посмотрим вправо… Не поворачивая головы, переводим взгляд вправо.
Смотрим влево… – никого. Не поворачивая головы, переводим взгляд влево.
1-2, 1-2 – закружилась голова. Выполняем вращательные движения глазами.
Глазки закрывали, глазки отдыхали. Плечи опущены, дыхание ровное, мышцы расслаблены. Медленно закрываем глаза.
На минуточку замрем и опять играть начнем.
Замереть, затем широко открыть глаза.
Упражнение «Лодочка». [Автоматизация правильного произношения звука [Ш].]
Логопед. Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы было веселее идти, будем проговаривать знакомую чистоговорку «Ах, погода хороша!».
Логопед с ребёнком шагают, ребенок помогает заканчивать чистоговорку подходящими слоговыми рядами.
Логопед. Как погода хороша!
Ребенок. Ша- ша- ша- ша!
Логопед. Никуда я не спешу!
Ребенок. Шу- шу- шу- шу!
Логопед. Свежим воздухом дыши!
Ребенок. Ши- ши- ши- ши!
Логопед. Солнце греет хорошо!
Ребенок. Шо- шо- шо- шо!
Логопед. Как приятно на душе!
Ребенок. Ше- ше- ше- ше!
Окончание занятия. Подведение итогов. [Оценка работы детей. ]
Логопед. Вот мы и пришли! Где мы сегодня были? Какой звук с нами путешествовал? Какие задания тебе понравились? Чему бы ты хотела научиться на следующем занятии?
Я тобой горжусь! Ты замечательно справилась со всеми заданиями.