Виктория Высоцкая
НОД «Правовое воспитание дошкольников в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.
Методические приемы: беседа, вопросы, д/игры, загадки, пальчиковые игры, игровые ситуации, драматизация отрывка из сказки «Заюшкина избушка», рассматривание иллюстраций со сказочными героями.
Словарная работа: Конвенция, жилище, стены греют, стены помогают, человек без угла.
Публикация «НОД „Правовое воспитание дошкольников в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Предварительная работа: чтение сказок, д/игра «Чей дом», знакомство с пословицами, поговорками о доме; беседы о животных и их детенышах, игровые ситуации на тему «Если позвонил чужой человек к вам домой…», повторение домашнего адреса; беседа на тему «Мой дом».
Материал: Дерево, цветы, елка (имитация леса); физкультурное оборудование имитирующее кочки, ручей, речку; домик зайца построенный из лего (большого); шапочки лисы и зайца, иллюстрации со сказочными героями; иллюстрации с изображением домов и животных леса, мяч, символ «право на жилище».
Литература: Н. Г. Зеленова «Я-ребенок, и я имею право!»; Р. А. Жукова «Правовое воспитание в старшей, подготовительной группе»; Н. Н. Копытова «Правовое образование в ДОУ».
Ход занятия.
- Дети, сегодня мы опять поговорим о правах.
- Что такое право? (правила по которым живут люди и дети).
- Есть документ, который рассказывает детям, какие у них есть права. Вспомните как он называется? (Конвенция о правах ребенка).
Я приготовила для вас загадки. Постарайтесь их отгадать.
1. Знают все мои соседи: лисы, волки и медведи, что живу я на сосне в уютном маленьком (дупле).
2. Между веток новый дом, нету двери в доме том. Только круглое окошко, не пролезет даже кошка? (скворечник).
3. В лесу у пня суета и болтовня работяги-муравьи строить дом себе пришли. Вы, ребята не зевайте их жилище называйте (муравейник).
- О чем эти загадки? (про жилища).
Правильно, они про жилища зверей, насекомых и птиц. Я предлагаю вам отправиться в лес на прогулку, но сначала надо перейти нам ручей, чтобы не намочить ноги; затем перепрыгнуть по кочкам, чтобы не упасть в болото, а речку надо нам пройти по мостику. Пошли! Молодцы! Все получилось, ну вот и лес. Посмотрите, как здесь красиво, свежий воздух!
- Смотрите, ребята, домик стоит. Давайте посмотрим кто в домике живет? (дети подходят к домику и видят плачущего зайца).
- Смотрите, кто плачет? (Зайчик).
- А почему ты плачешь, зайчик?
Заяц: «Помогите ребята, со мной случилась беда. Попросилась ко мне лиса, в избушку да и выгнала меня».
(Выходит из домика лиса)
Лиса: «В чем моя вина? Мой дом растаял. Где я должна жить? Да выгнала ну и что? Подумаешь какой, другой себе дом найдет!»
Заяц: «Но ведь это мой дом, моя собственность. Не имеешь права лиса меня выгонять.»
Лиса: «Я в лесу хозяйка! На все имею право!
- Подожди лиса, успокойся. Давайте разбираться.
- Дети скажите, лиса имела право выгонять зайчика из избушки? (нет не имела).
- Да дети, это собственный дом и лиса не имела право выгонять зайца из его дома. Она нарушила право зайца на жилье. Каждый человек имеет право на жилье, никто не может лишить человека дома. Это право записано в Конвенции о правах ребенка.
- Теперь ты поняла, лиса, что ты имеешь права выгонять зайца из его собственного дома.
Лиса: «Ну хорошо я больше не буду!»
- Миритесь и больше лиса не обижай зайца. (Звери обнимаются).
- Ребята, я предлагаю поиграть всем вместе поиграть в пальчиковую игру «Дом», зовите к нам лису и зайчика.
Пальчиковая игра «Дом».
На опушке дом стоит (сложить ладони над головой «домиком»).
На дверях замок висит (сомкнуть ладони в замок).
За дверями стол стоит (накрыть правой рукой ладонью кулачок левой руки).
Вокруг дома забор (руки перед собой, растопырив пальцы).
«Тук, тук, тук!» - дверь открой (постучать кулачком по ладони).
«Заходите, я не злой! (руки в стороны, ладони вверх).
- Ребята, прощайтесь с лисой и зайцем, а нам пора в путь.
- Смотрите, какая красивая полянка, давайте посидим и немножко отдохнем.
( Выставляется мольберт с иллюстрациями к сказкам: «Три поросенка», «Теремок», «Волк и семеро козлят»)
- Рассмотрите иллюстрации со сказочными героями. Вспомните названия этих сказок. (Ответы детей).
- Что сделал волк с домиками поросят? (сдул домики).
- Что сделал медведь с теремком? (сел на него и сломал).
- А, что совершил волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (проник в дом козлят, обманув их «подковав голос»).
- Как вы думаете, какое право главных героев пытались нарушить злые персонажи этих сказок? (они нарушили право на жилье).
- Где записано это право? (в Конвенции о правах ребенка).
- Как вы понимаете это право? (ответы детей).
- Ребятки, нам пора идти дальше. ( Дети переходят в другое место на столе лежат картинки с изображением: медведя, белки, муравья, скворца, пчелы, лисы, волка).
-Дети, посмотрите, жители леса потерялись и не могут найти свои домики. Давайте поможем им найти свои жилища.
Игра «Кому какой дом?»
(Дети по очереди находят нужное жилище и выставляют его на фланелеграф).
- Молодцы! Всем помогли найти жилище. Нам пора возвращаться, прогулка по лесу подходит к концу. Идем в обратный путь (через ручей, болото и т. д.).
- Вам понравилась прогулка по лесу?
- С каким правом вы сегодня познакомились? (с правом на жилье).
- Дети, а где живете вы? (в доме).
- Давайте поиграем в игру
«Я живу на…»
(Дети встают в круг, передавая мяч друг другу называют свой домашний адрес, на каком этаже живут и где расположена квартира в которой они живут).
- Скажите, кто-нибудь оставался из вас один дома? (ответы детей).
- Если вам позвонил чужой человек в дверь, откроете вы ему дверь? (ответы детей).
- Почему нельзя открывать чужим дверь? (ответы детей).
- Правильно вы все сказали. Никто не имеет права входить в ваш дом без разрешения хозяев, никогда не впускайте в дом чужих людей без разрешения родителей.
Во все времена дом очень много значил для человека. Был его крепостью, защитой, любимым местом отдыха. Неслучайно так много пословиц и поговорок придумал русский народ о доме.
- Какие вы знаете пословицы и поговорки о доме?
(*Дом-моя крепость.
*В гостях хорошо, а дома лучше.
*В родном доме и стены греют.
*Человек без угла, что птица без крыла).
- Дети, сегодня вы познакомились с новым правом которое записано в Конвенции о правах ребенка. С правом на (жилье).
Это право мы обозначим вот таким символом:(нарисован символ домика). Этот символ мы с вами оставим в нашей группе, чтобы вы не забывали о своих правах и рассказывали о них своим родителям и друзьям.
Ребята, нам в вами предстоит еще много узнать о своих правах, но это будет в другой раз